Прошло семь лет с момента выхода первой The Last of Us, которая в свое время настолько понравилась геймерам, что многие буквально отсчитывали дни до релиза второй части. Студия Naughty Dog подняла планку настолько высоко, что сложно было представить, смогут ли разработчики ее перепрыгнуть. Что ж, давайте выясним, какой получилась The Last of Us: Part 2 и удалось ли этой игре превзойти оригинал.
Перед тем, как говорить о самой игре, хотелось бы немного остановиться на условиях эмбарго. Во-первых, обзор лишен всех спойлеров, поэтому можете не бояться, что узнаете о каком-то важном событии раньше времени. Во-вторых, речь пойдет исключительно об Элли — ее раскрытии как персонажа, особенностях характера и трудностях, с которыми она сталкивается (подробно останавливаться на других персонажах нельзя в силу действия эмбарго). Ну и в-третьих, в статье размещены скриншоты от Sony, но наши, сделанные во время прохождения, будут опубликованы на сайте 18 июня. Игра проходилась на PS4 Pro. Время потраченное на прохождение равно 28 часам.
Ну а теперь вернемся к самой игре. С момента событий первой части прошло около пяти лет. Элли уже 19, она заметно повзрослела и даже успела влюбиться в девушку. Да-да, вы все правильно прочитали. На самом деле игра не пытается что-то пропагандировать или навязывать, а поэтому любые подобные вещи в ней воспринимаются абсолютно нормально.
Героиня живет в небольшом городке под названием Джексон. Это спокойное место, которое стало убежищем для всех, кто хотел вернуть себе подобие прежней жизни, с праздниками, любовью и улыбками на лицах детей. Все, о чем беспокоится героиня — ничто по сравнению с тем, что пришлось ей пережить в прошлом. Однако спокойную жизнь внезапно прерывает одно очень неприятное событие (мы не будем говорить, какое именно, потому что это спойлер), из-за чего Элли выходит на тропу мести и после этого, собственно, начинается самое интересное.
Дальше рассказывать о сюжете мы не будем, чтобы не спойлерить и не испортить никому впечатлений. Хочется лишь немного остановиться на раскрытии Элли как персонажа. Naughty Dog удалось превосходно показать, как жестокость порождает еще большую жестокость, как девочка, увлекающаяся комиксами и космосом, становится убийцей, которой движет только одно — чувство мести.
Благодаря появляющимся играбельным флешбэкам повествование глубоко погружает в личность каждого персонажа. Дает понять, почему тот или иной поступок, поначалу казавшийся безрассудным, на самом деле вполне предсказуем и объясним. В мире The Last of Us: Part 2 нет просто плохого и хорошего. Это игра про тьму и свет, которые есть абсолютно в каждом из нас. Игра про то, на что готов пойти человек ради любви и ненависти. Эмоции и впечатления, которые возникают при прохождении, сложно описать словами, но если сравнивать сиквел с оригиналом в этой конкретной части, то игра 2020 года поднялась сразу на несколько ступеней вверх.
Однако превосходный сюжет с интересными персонажами и просто нереальным уровнем драмы, это лишь одна половина того, почему TLOU 2 можно смело назвать шедевром и одной из лучших игр этого поколения. Вторая половина — геймплей. Naughty Dog всегда славилась тем, что делает игровой процесс в играх максимально проработанным. Новая игра в этом плане не стала исключением. Напротив, там где оригинал мог проседать, сиквел показывает абсолютно другой результат.
Отличным примером будут перестрелки. Это тот редкий случай, когда стрельба сделана настолько реалистично, что в первые часы наблюдаешь за происходящим с отвисшей от удивления челюстью. Все дополнено умеренным уровнем расчлененки и кровью. Стрельнул из винтовки врагу в руку и видишь, как она отлетает на метр от него, а сам бедолага корчится от боли, быстро истекая кровью. К тому же в таких вот моментах просто уйма разных анимаций, из-за чего все это не надоедает даже в финальной части прохождения.
Разработчики отлично смогли передать ощущения от стрельбы из разных видов оружия. К примеру, дробовик или снайперская винтовка здесь чувствуются как нечто очень тяжелое, но способное раздробить голову врага на мелкие кусочки. В свою очередь, стрельба из лука наоборот дарит совершенно другие впечатления. И все это актуально для каждого вида оружия, как огнестрельного, так и холодного, о котором хотелось бы рассказать поподробнее.
Оружие ближнего боя делится на различные палки, топоры, молотки, мачете и т.п. У каждого вида есть свой уровень прочности, от чего зависит количество ударов по противнику прежде чем оружие сломается. Кроме того, в игре реализовали множество анимаций ударов в ближнем бою. Одним только топором можно убить врага несколькими способами, зависящими от того, чем вооружен противник и с какой позиции наносится удар. Если в большинстве игр, где ближний бой сделан в качестве второстепенной механики, этот элемент геймплея сильно проседает, в TLOU 2 он не контрастирует на фоне других качественно реализованных вещей.
Игра также дополнена крафтом вспомогательных предметов (коктейль Молотова, аптечка, мины, стрелы, глушитель и т.п.), прокачкой навыков и апгрейдом оружия. Крафт производится в любом месте и требует определенного количества ресурсов, которые можно найти во время исследования заброшенных домов. Прокачка навыков делится на несколько категорий, включая Выживание, Изготовление, Скрытность, Точность и Взрывчатка. От выбранных навыков зависит то, какой стиль геймплея подходит игроку для прохождения.
К примеру, чтобы убивать врагов в скрытном режиме было проще, можно сделать упор на стелс и прокачать ускоренное перемещение ползком, улучшенные глушители и т.п. Что касается апгрейда, почти каждый вид оружия (кроме холодного) можно улучшить. На винтовку можно нацепить снайперский прицел, пистолет дополнить увеличенным магазином, а дробовик сделать еще убойнее для нанесения большего количества урона. Все эти махинации требуют запчастей и проводятся на специальных верстаках, которые нужно находить в локациях.
Игровая местность, находясь в рамках постапокалипсиса, радует глаз как красивыми пейзажами природы, так и мрачными местами в духе зомби-хорроров. Отличным примером выступает локация в подземке, где из-за горящих фальшфейеров в определенный момент все приобретает ярко-красный цвет и отпечатывается в памяти даже после финала. Как и в первой части, Элли придется побывать в самых разных уголках США. Возвращаясь к условиям эмбарго, сейчас пока нельзя раскрывать все локации, в которых побывает Элли, но из списка разрешенных игровых зон можно упомянуть про Сиэтл. В этом городе нашлось место разрушенным небоскребам, усиливающим атмосферу постапокалипсиса, темным узким комнатам, в которых Элли ищет припасы, а также густым лесам, где не раз можно заметить пробегающего мимо зайца или пролетающих над головой птиц.
Благодаря высочайшему уровню графики, все места выглядят как какой-нибудь фильм, а не игра. Видно, что Naughty Dog выжала весь максимум из старушки PS4. Однако есть и небольшие погрешности в плане картинки. К примеру, если посмотреть на дальность прорисовки на примере листьев деревьев, то даже на PS4 Pro можно заметить небольшие проблемы со сглаживанием. Иногда, кстати, происходит дорисовка некоторых деталей фона, но все это не критично, когда видишь, какую в итоге картинку получила игра.
Дизайн локаций получился масштабнее, чем в первой части. Практически в каждой игровой зоне есть множество мест, которые можно легко пропустить, если проходить игру в спешке. Как правило, это комнаты с сейфами (в них находятся дополнительные припасы) и различными записками, рассказывающими о том, что происходило с жителями во время постапокалипсиса. В сравнении с первой частью кардинальное отличие локаций кроется в количестве деталей и размере (в сиквеле они получились более обширными, особенно, Сиэтл), находящихся в них (различные портреты, фотографии, предметы интерьера и т.п.). Записки, к слову, отлично дополняют лор и атмосферу. К примеру, в одной из них рассказывалось о группе мародеров, решивших ограбить банк, когда началась эпидемия. В итоге все они так и умерли с миллионами долларов прямо в отделении банка.
Теперь хотелось бы немного поговорить о противниках и искусственном интеллекте. Враги делятся на несколько категорий. Во-первых, это люди, которые, в свою очередь, относятся к двум разным фракциям: «Псы» и «Шрамы». Первые — это военные маргиналы, живущие по собственным правилам и не испытывающие жалости к тем, кто не состоит в их группировке. Шрамы в относятся к религиозным фанатикам, выступающим против технологий и цивилизации в целом. Ну и третий тип врагов — это зараженные, которые тоже делятся на несколько стадий. Бегуны — похожи на классических зомби, только при этом более быстрые. Щелкуны — не могут видеть, но отлично слышат. Существуют и другие стадии зараженных. К примеру, встречаются враги, которые могут атаковать на расстоянии (Топляки). Все эти враги были в оригинале, но есть и новый тип зараженных — Шаркуны. Они имеют большой запас здоровья и могут создавать кислотное облако, наносящее урон по площади.
Враги реализованы таким образом, чтобы игрок подходил к каждому сражению индивидуально. Патрули «Псов» хорошо вооружены и могут ходить с обученными собаками, способными учуять запах Элли и раскрыть ее месторасположение. Вследствие этого, нужно максимально быстро стараться устранить собак, а уже затем перейти к людям, если пытаться убить всех в стелсе. «Шрамы» зачастую вооружены луками (иногда могут встречаться с огнестрельным оружием). Если враг попадет в Элли стрелой, ее нужно очень быстро вытащить, иначе героиня будет постепенно получать урон пока не умрет. С такими врагами лучше расправляться в скрытном режиме. С зараженными действуют совсем другие правила. Перед боем игра всегда подталкивает к тому, чтобы сначала хорошенько изучить местность и спланировать атаку.
Что до искусственного интеллекта, враги ведут себя максимально естественно и не кажутся глупыми болванчиками, стоящими на одном месте и ожидающими пока в них прилетит пуля. Они стараются любым возможным способом убить своего противника — обойти его с фланга, выкурить из укрытия и стараться не высовываться, если видят, что на них направлено оружие. При этом поведенческий фактор меняется в зависимости от типа врагов, поэтому сражения всегда ощущаются свежо и не надоедают.
Среди других менее значительных вещей, которые стоит выделить, выступают внутриигровые настройки. Редко где увидишь такое обилие опций в меню, позволяющих оптимизировать интерфейс под себя, изменить цвет отдельных элементов и даже настроить отдельные параметры звука. В игре, кстати, есть функция автоматического определения звукового устройства. Таким образом, если кому-то лень возиться с настройками, игра подберет все нужны параметры самостоятельно.
Нельзя также не вспомнить про фоторежим. Во многих играх Sony он есть, поэтому TLOU 2 не стала исключением. Благодаря обилию фильтров снимки получаются настолько потрясающими, что при правильном выборе кадра некоторые скриншоты будет сложно отличить от настоящих фото.
Ну и, разумеется, звук. Беря во внимание рамки жанра и постоянный накал драмы, музыка в игре запоминается несильно, но при этой ей удается отлично соответствовать тому, что происходит на экране. Кстати, есть сцены, в которых Элли играет на гитаре. Так вот, игрок во всем этом принимает непосредственное участие. Нужно лишь выбирать с помощью стиков ноты и нажимать на сенсорную панель, чтобы героиня взаимодействовала со струнами. Не сказать, чтобы это было сильно весело, но, вероятно, найдутся умельцы, которые смогут воспроизводить собственные мелодии с помощью этой механики.
Так что же в итоге, удалось ли Naughty Dog превзойти саму себя? Смог ли сиквел стать лучше, чем оригинал? Однозначно, это лучшая игра от этой студии и один из самых качественных проектов поколения PlayStation 4. Это тот самый случай, когда ради одной игры можно смело покупать консоль. Прохождение The Last of Us: Part 2 можно сравнивать с поездкой на каком-нибудь крутом спорткаре. Только если в большинстве других игр этот самый спорткар начинает пробуксовывать где-то в середине пути, в TLOU 2 он лишь увеличивает скорость с каждым часом вплоть до финальных титров.