Обзор Half-Life: Alyx — первая игра, ради которой стоит купить VR-шлем
Индустрия VR-развлечений отчаянно нуждается в больших, проработанных и качественных проектах. Вернее, нуждалась. Ведь Half-Life: Alyx уже вышла. Почему именно эта игра будет продавать виртуальную реальность — читайте в обзоре.
Valve собирается изменить индустрию. Опять
С 2007 года культовая франшиза Valve находится в глубоком анабиозе. Именно тогда вышла Half-Life 2: Episode Two. Первые годы после этого люди надеялись, что рано или поздно Valve приоткроет завесу тайны над третьим эпизодом. Но годы шли, разработчики занимались развитием Steam, тестированием и поддержкой Dota 2 и других своих долгоиграющих проектов, а новостей о Гордоне Фримене все не было.
И вот на дворе ноябрь 2019 года. Анонс Half-Life: Alyx — VR-игры по знаменитой вселенной. Однако радости не так уж и много: в виртуальную реальность мало кто верил, и на это были основания. Как ни крути, большинство проектов в VR являлись короткими аттракционами, а не полноценными играми. Стоящие релизы можно пересчитать по пальцам, причем по пальцам одной руки! Да и кто будет покупать шлем за тысячу долларов, чтобы поиграть в новую «Халву»?!
Похожие разговоры ходили в народе во время выхода Half-Life 2, которая распространялась эксклюзивно в Steam — первом сервисе цифровой дистрибуции. И тогда родители тех людей, что сейчас ругают Valve за рывок в VR, точно так же критиковали необходимость скачивания игр через нестабильное и медленное соединение. Ситуация повторяется с поразительной точностью: раньше у людей не было дешевого интернета, а теперь нет дешевых VR-шлемов.
Но это не так важно, потому что Valve собирается изменить индустрию. Опять.
Приквел, который на самом деле сиквел
С самого анонса Alyx критиковали за сюжетную незначительность. Казалось бы, что хорошего в том, чтобы вместо продолжения второго эпизода показывать игроку зарождение Сопротивления? Что там может быть интересного без Гордона Фримена? Ведь все мы знаем, что серьезные дела связаны только с ним. Инцидент в Черной Мезе, сражения в Сити-17, уничтожение Цитадели — все эти и другие глобальные события происходили именно при Гордоне.
И действительно, на первых порах сюжет Half-Life: Alyx не радует масштабом. За пять лет до прибытия Фримена 19-летняя Аликс занимается разведкой для еще только сформировавшегося Сопротивления. Собственно, и войны пока никакой нет, только репрессии со стороны «комбайнов». Даже Цитадель еще только строится, рушить нечего. Однако Valve все продумала до мелочей, и уже через пару часов история закручивается в тугой узел.
Как ни странно, но в сюжетном плане Alyx больше всего похожа именно на HL2. Сначала простая завязка, экспозиция и прогулки по Сити-17. И только потом начинается настоящий «экшен» с погонями, перестрелками и походами по самым злачным местам в декорациях Восточной Европы времен СССР. Если вам нравилась подача сюжета в HL2 и эпизодах, то от Alyx вы точно будете в восторге. Это не просто какой-то аттракцион в сеттинге «Халвы», это полноценная часть серии.
Тут есть все, за что фанаты любят серию: классные и иногда забавные диалоги, крутая вселенная, проработанная до мелочей, реально жуткие хоррор-вставки и уникальный дизайн уровней, аналогов которому не существует. И хоть знаменитый Виктор Антонов, главный дизайнер HL2, уже давно не работает в Valve, его видение до сих пор активно эксплуатируется. Сити-17 в Alyx смотрится и ощущается шикарно.
Но самое интересное в другом. Half-Life: Alyx — это не только приквел ко второй части, но одновременно и сиквел. С одной стороны, сюжет действительно подводит игрока к событиям, которые произошли в HL2, но также и продолжает события, показанные в Episode Two. И делает это так, что от пары неожиданных поворотов почти отваливается челюсть.
Если не заходить на территорию спойлеров, то можно сказать, что «Аликс» — это своеобразный пролог к Half-Life 3. И пропускать эту игру нельзя. Хотя бы потому что третья часть с большой вероятностью тоже будет создаваться для VR.
Точно так же, как и эпизоды распространялись эксклюзивно в Steam, как и «двушка». Улавливаете? Alyx — это не шаг назад. Это не способ продать VR, показав события между первой и второй частями. Это следующая часть серии, ее логическое развитие. Valve всегда все старается развивать поступательно. И если в определенный момент компания решила сделать ставку на VR, то вряд ли отступится. Просто потому, что попробовав виртуальную реальность однажды, из нее уже не захочется уходить.
«Каково это, быть внутри HL?»
Этот вопрос задал один из зрителей на стриме в день релиза Half-Life: Alyx. И тогда, и сейчас, автор этих строк ответил бы одинаково: если для вас это первый опыт в VR, то вы будете ошеломлены, потрясены, ошарашены. Первые несколько часов в виртуальной реальности — это абсолютно непередаваемый опыт как таковой, даже если не рассматривать Alyx и тот уровень качества, который предоставляет Valve.
За счет этого «вау-эффекта» выезжали многие игры-однодневки, вышедшие в последние пару лет. В Steam таких поделок десятки, и лишь немногие проекты действительно можно назвать качественными. Но счастливый владелец новенького VR-шлема поймет это лишь через пару недель, потому что первое время он будет настолько опьянен виртуальной реальностью, что не заметит ее недостатков.
Переход в VR многие сравнивают со скачком от 2D к 3D. На самом деле это принципиальная смена перспективы, это новый опыт. Именно опыт, потому что многие вещи в VR воспринимаются совсем по-другому. Многих условностей просто не существует, а погружение переходит на заоблачный уровень. Ты не играешь в В Half-Life: Alyx. Ты внутри игры, ты ее часть. Тебе не нужно учиться управлению, потому что в VR можно использовать умения из реального мира.
Чтобы прицелиться, нужно достать оружие и действительно целиться им. Одной рукой, когда цель поблизости, и двумя руками, когда нужна точность. Просто стрелять, удерживая оружие двумя руками, действительно удобнее. И нет никакого абстрактного прицела, только мушка и один закрытый глаз. Если в бою нужно присесть, это значит именно присесть — согнуть ноги, опционально припасть на одно колено для устойчивости, а не просто нажать кнопку на клавиатуре.
А перезарядка в VR — это целый ритуал. Вытащить пустой магазин, достать полный, вставить, передернуть затвор. Каждое действие выполняется вручную, и скорость зависит только от самого игрока. Подобное уже пытались имитировать на клавиатуре, достаточно сыграть в Reciever. Но там механика взаимодействия с оружием все равно привязана к клавиатуре — совершенно неинтуитивному инструменту. Контроллер, передающий движение рук и даже отдельных пальцев на них — совсем другое дело.
Вот еще один простой пример: обыск локации. Как в Half-Life 2 выглядел осмотр комнаты? «Елозим» мышкой по коврику, жмем кнопку для поднятия предметов и непонятным образом всасываем в себя все полезные вещи. В VR этот процесс сам по себе является своеобразной игрой: многие предметы спрятаны среди мусора, и нужно своими руками растолкать этот мусор, чтобы их найти. Перевернуть ведро, потянуть дверцу шкафчика, поднять ящик и бросить его в ближайшую стену, чтобы разбить.
Все то, что вы не могли делать в обычных играх, можно и нужно делать в VR. Например, стрелять в хедкраба и одновременно придерживать дверь, чтобы он не мог пролезть внутрь помещения. Или поймать его в коробку и выкинуть подальше. Тактические приемы, которые всегда казались логичными, но были недоступны, в VR выполняются без каких-либо проблем.
Это все еще Half-Life
Немного привыкнув к взаимодействию в VR и вникнув в сюжет, игрок быстро понимает, что, несмотря на все VR-фишечки, Alyx — это все еще Half-Life. Здесь те же линейные уровни с небольшими опциональными закоулками, схожий набор оружия — пистолет, дробовик, автомат. На месте даже аналогичный баланс сложности и головоломки с использованием физики и разных механизмов, в том числе и инопланетного происхождения.
И все это даже как-то странно видеть. Все-таки прошло уже много лет, многие «старички» ушли, а вместо них пришли новые люди. Как Valve сохранила свою идентичность? Вряд ли кто-то сможет ответить на этот вопрос, но во время прохождения сложилось впечатление, что Valve собирала игру из наработок разных годов. Возможно, что-то взяли даже из отмененного третьего эпизода. А может быть использовали материалы HL3, которые остались еще с давних времен.
Но при этом игру нельзя назвать какой-то там «технодемкой». Тут все на высочайшем уровне. Да и новинок много. Например, войска Альянса пополнились инженерами, которые могут собирать мэнхаков прямо во время боя, а также пулеметчиками. Есть даже здоровяки, вооруженные дробовиками и силовыми щитами. У пришельцев с Зена тоже появились новые разновидности — бронированные хедкрабы, электрические «собаки», вселяющиеся в мертвецов и новые виды муравьиных львов.
Отдельно стоит рассказать о мини-играх, созданных специально для VR. Их в Half-Life: Alyx много, и каждая по-своему хороша. Самая лучшая — работа электриком. С помощью специального инструмента главная героиня может менять соединение электросетей, отключая одни механизмы и включая другие. Также есть мини-игры со взломом замков, пространственные задачки и многое другое. Но есть и довольно скучные головоломки на память, в которых нужно искать пары элементов.
Последние в игру добавлены как будто «до кучи», слишком уж они незамысловатые по сравнению с остальным контентом Alyx. Ближе к финалу эти головоломки уже надоедают, однако общее впечатление от игры многократно пересиливает этот недостаток. Half-Life: Alyx — это одна из лучших одиночных игр последних лет. И не только для VR, а вообще. Но понять это можно только если играть в VR и делать это самостоятельно, а не смотреть «летсплеи» с YouTube.
Как Alyx решает проблемы VR
Через несколько дней, когда бешеный восторг понемногу сходит на нет, владелец VR-шлема понимает, что у виртуальной реальности тоже есть свои проблемы. Дурацкий провод то и дело путается под ногами. Шлем греется и пот заливает лицо. Ноги затекают от постоянного стояния на месте, а потом начинает болеть шея, потому что приходится постоянно крутить головой, осматривая виртуальные окрестности... А ведь еще в VR может тошнить!
О да, пользователи со слабым вестибулярным аппаратом могут столкнуться с большими трудностями. Касается это в основном тех игр, в которых есть возможность двигаться с помощью стиков на контроллерах. Вы стоите в жизни, но двигаетесь в игре, и тогда ваш мозг начинает «сбоить». Он не понимает, движетесь вы на самом деле или все-таки стоите. Скоро начинает болеть голова, а затем вас тошнит… А может вернуться в удобное кресло с 4K-монитором, клавиатурой и мышью?
Конечно, Half-Life: Alyx не решает всех актуальных проблем виртуальной реальности, но все же Valve сделали ее настолько удобной, насколько это возможно на данный момент. Во-первых, в игре есть три механики передвижения — телепорты, быстрые переходы и плавное движение, так что каждый выберет то, что ему наиболее комфортно. Во-вторых, локации спроектированы таким образом, чтобы свести «болтанку» к минимуму — 99% времени главная героиня стоит на твердой земле.
И, наконец, в-третьих, игрок имеет в своем распоряжении особые гравитационные перчатки. С помощью них можно притягивать большинство предметов, не нагибаясь за ними и не бегая по всей комнате как угорелый. Этим игра выгодно отличается от многих других VR-проектов. Например, обыск комнаты в The Walking Dead: Saints & Sinners — это настоящий геморрой, потому что все нужно делать вручную, постоянно ковыряясь в ящиках, сидя на «карачках». Это весело первые час-полтора, но через шесть начинает надоедать.
А в Alyx достаточно просто потянуться за предметом, сжать руку в кулак и слегка дернуть по направлению к себе, а затем поймать предмет на лету. Звучит мудрено, но уже через десять минут это становится настолько удобно, что начинаешь пытаться провернуть то же самое в реальной жизни. Разумеется, безуспешно. Эх, к хорошему быстро привыкаешь!.. Но факт остается фактом: Valve отлично продумали управление в своей игре.
Такой разный Сити-17
VR — это не только революционные механики взаимодействия, но и широкий простор для развития графики. И тут разработчики Half-Life: Alyx тоже сработали великолепно. Но есть одна особенность. Дело в том, что игра работает на движке Source 2, который, по большому счету, некстген-красотами не балует. А по скриншотам и вовсе можно подумать, что графика не сильно изменилась со времен второй «Халвы». Но тут проблема в перспективе.
«Плоские», двухмерные скриншоты не могут передать того восторга, который испытываешь в VR, разглядывая по-настоящему объемные объекты и любуясь таким же объемным окружением. Эффект погружения настолько сильный, что некоторых упрощений просто не замечаешь, а сама картинка кажется просто сногсшибательной. Да, Alyx не такая технологичная, как некоторые современные AAA, но это не так важно, если графика поражает. А она действительно поражает.
И не только потому, что это виртуальная реальность со всеми ее преимуществами. В «Аликс» поражает прежде всего дизайн и стиль. Каждый уровень отпечатывается в памяти, каждым видом хочется наслаждаться, каждый предмет интересно разглядывать, читать надписи на стенах и плакатах, каждым эффектом хочется любоваться. Игр с таким мощным визуальным рядом сейчас очень мало, и поэтому графика Alyx заслуживает самой высокой оценки.
Аналогично и с саундтреком от Майка Мораски (Mike Morasky). Этот ядреный сплав электроники и живых инструментов отлично ложится на картинку, сочетающую советские декорации Сити-17 и высокотехнологичные, чуждые человеку архитектурные проекты Альянса. А финальная тема, играющая в титрах, вполне на уровне заглавных тем Portal 2 и HL2. Об ней даже как-то неловко писать, настолько эта музыка хороша.
Первая игра, ради которой стоит купить VR-шлем
То, что ждали идеологи VR-индустрии, наконец-то свершилось: вышла большая и качественная игра по всемирно известной франшизе, созданная эксклюзивно для устройств виртуальной реальности. И теперь за будущее этой технологии можно не беспокоиться: не пройдет и двадцати лет, и VR войдет в наш обиход так же, как в свое время вошли сервисы цифровой дистрибуции, смартфоны и социальные сети. Это неизбежно.
Half-Life: Alyx — это первая игра, ради которой действительно стоит купить VR-шлем. Разработчики задали новую планку качества, и причем такую высокую, что теперь каждый новый проект для VR будут сравнивать с Alyx. И это большой успех для Valve, потому что студия вернулась после большого перерыва и смогла выдать проект, который по качеству исполнения почти не отличается от Half-Life 2 — одной из лучших игр в истории.
-
Геймер показал, как ему удалось пройти Half-Life: Alyx всего за 46 минут
-
Valve наконец-то рассказала, что поменяет в свой неудачной карточной игре Artifact
-
Как пройти первые головоломки Half-Life: Alyx
-
Для Half-Life: Alyx вышел мод, который позволяет играть без VR
-
Коды (читы) и консольные команды для Half-Life: Alyx