Восточный «Игромир»: что показали на крупнейшей игровой выставке Средней Азии CAGS 2020
Все мы любим игровые выставки — как минимум из-за анонсов новых проектов, оригинального косплея и волнующих конкурсов с призами. Однако ни одна крупная выставка не стала бы собой без энтузиастов, когда-то привлекших внимание к игровой индустрии в своем регионе. Наш сегодняшний репортаж как раз посвящен небольшой, но запоминающейся игровой конференции, которая со временем может стать для разработчиков игр из Центральной Азии аналогом «Игромира».
Central Asia Games Show 2020, именно так называлось мероприятие, о котором пойдет речь, проходило 7-8 февраля в городе Бишкек, что расположен у подножья Киргизского хребта. Высоченные, засыпанные снегом горы — местная достопримечательность, заметная с любого края столицы Кыргызстана, и гости выставки могли рассмотреть их в полном приближении — выставочный центр расположился аккурат у самого предгорья.
Кому-то это может показаться удивительным, но в Кыргызстане есть разработчики компьютерных игр! Да, их немного, но они выпускают свои инди-проекты для Steam,XOne, Android и, разумеется, проводят свои профильные мероприятия. Нынешняя выставка стала второй в истории страны. Как и положено всякому сиквелу, CAGS 2020 заняла в два раза больше времени, стала масштабнее и привлекла еще более широкое внимание со стороны общества.
Уже с первых минут моего пребывания на CAGS 2020 в глаза бросилось количество посетителей и средний возраст аудитории, причем люди посещали выставку все время её работы. Больше всего, конечно, было молодежи — студентов и только окончивших вузы специалистов: тех, кто именно сейчас имеет все шансы войти в такую многогранную отрасль, как индустрия компьютерных игр. Причем в массе своей присутствовала целевая аудитория — те, для кого видеоигры не пустой звук.
Современные технологии медленно добираются до Центральной Азии, не говоря уже о такой комплексной отрасли, как разработка видеоигр, в которой сочетаются программирование, сетевая инфраструктура, создание графики и звука, маркетинг и продвижение.
В стране уже сформировано понимание, что в сфере IT-технологий и программирования можно хорошо зарабатывать, живя при этом в Киргизии и работая со всем миром, однако стереотипы никуда не делись. Да вы и сами их прекрасно знаете: видеоигры — это несерьезно, для маленьких детей и вообще иди на завод сталь отливать.
Потому такие события как CAGS 2020 имеют большое значение не только для целевой аудитории, но для всей страны и, как мне кажется, организаторам удалось если не сломать сложившиеся стереотипы, то хотя бы расшатать их, сделать менее устойчивыми. Посетители увидели, что в игровой индустрии есть самые разные направления и можно не только найти работу, но даже признание, проявив свой талант художника, моделлера, звукорежиссера или геймдизайнера.
Но вернемся к выставке. Одной из изюминок выставки стала Wargaming. Компания привезла на CAGS 2020 сразу два своих проекта: знаменитую MMO World of Tanks и сетевой шутер «Калибр». Знаете, судя по количеству людей около стендов, в Кыргызстане очень любят продукцию белорусов.
Все дни около игровой зоны «Калибра» стояла очередь как из мальчиков, так и из девочек, причем было ясно, что жанр шутеров хорошо им знаком — уж больно уверенно они действовали в игре.
Дополнительное внимание к продукции Wargaming удалось привлечь благодаря фотозоне с косплеерами-оперативниками и конкурсу, который компания повела с известным ютубером Стасом Давыдовым — как водится, на знание «Калибра».
Во второй день компания проводила кибертурнир по World of Tanks, причем изначально в нем участвовало 130 человек со всех стран Центральной Азии, но в финал пробилось всего 12 человек — четыре лучшие команды. Что самое главное, на CAGS 2020 пришли фанаты, поддержать всех участников.
Финал турнира проводился по правилам best of seven до четырех побед, и выдался напряженным. В нем сражались команды из Кыргызстана: ЗаРуБа и -KGG- на минималках, которые первый раунд осторожничали и сыграли всухую.
После чего участники -KGG- пошли в атаку, выиграли три раза подряд, но ЗаРуБа отбилась, раскачавшись к пятому раунду. Казалось бы, выиграть еще два раза, сравнять счет, и перевести финал в какой-то Армагеддон, но в шестом раунде участники -KGG-, проявили настоящее мастерство и забрали победу.
А вместе с ней и призы, которые, что удивило всех присутствующих, были очень щедрыми для регионального турнира. Победителям из -KGG- подарили игровые ноутбуки от Acer и мониторы Aorus, остальные команды получили утешительные призы от производителей компьютерной периферии Bloody, HyperX и Deepcool. Конечно же, Wargaming щедро наградила всех участников голдой для WOT.
Однако не раздача призов от большого числа спонсоров была целью организаторов CAGS 2020. Важно было представить студии, разрабатывающие игры в Кыргызстане, и проекты, которые они делают и выпускают на международный рынок. И здесь тоже всё удалось — около стендов с локальными проектами постоянно толпились люди, живо интересовавшиеся как выпущенными тайтлами, так и тем, насколько тяжело делать игры.
Организаторы выставки, инди-студия Greamwood Team, показала вышедший ранее проект World of One (один из первых из Киргизии, что вышел в Steam и XOne), а также организовали игровую зону для своего нового проекта — платформера «Саякат» (Sayakat), анонсированного во время CAGS 2020.
Пока что игра пребывает на этапе прототипа, но заманчиво выглядит и использует национальные фишки кыргызского фольклора. Игрок управляет маленькой девочкой, которая путешествует по самым интересным местам страны, а для геймплейных активностей (расчистить проход или активировать платформу) играет на национальном музыкальном инструменте — комузе.
Запланированы боссы, победить их можно будет с помощью простенького музыкального QTE. Ожидается и сюжет — девочка спасает свою семью из плена ведьмы, а чтобы спасение каждого члена семьи было запоминающимся, их раскидают по уровням с уникальным антуражем и условиями.
Соседями (и друзьями Greamwood) были разработчики из Mad Aliens, со своим необычным платформером Mask Merge, в котором управляя духами, нужно победить злых шаманов. Необычный вид и занимательная механика проекта позволили в прошлом году победить на конференции Games Gathering в категории «Лучшая Мобильная Игра».
Также на стендах CAGS 2020 все желающие могли сыграть в Three Kingdom Wars — многопользовательский экшен-RTS с RPG-элементами в средневековом фэнтезийном сеттинге. Игра сейчас на стадии активной разработки и пока что её трудно сравнить с другими ММО, но она от каждого жанра берет всего понемножку.
Разрабатывают её люди из разных стран СНГ, в том числе из Кыргызстана. Им и доверили честь представлять проект и это очень приятно, когда разговариваешь не с пиарщиками, а с IT-работягами, которые живо рассказывают о своем проекте и том, как они придумывают и имплементируют механики.
Какая выставка может обойтись без косплея? Он во время CAGS 2020 тоже был, и посетители могли увидеть самые разные образы — от ведьмачки Цири до Сестер Битвы из Warhammer.
Несмотря на стереотипы и возможное сопротивление со стороны ортодоксально настроенной части общества был обрадован тем, что публика (как и само выступление) прошло без эксцессов, а некоторые сценические образы даже срывали аплодисменты.
Первые пять победителей получили сертификат, позволяющий принять участие в Comic Con Russia в конце этого года. Специальный приз — монитор Aorus — достался парню в облике Рэйкана из League of Legends:
Кстати, пара слов о гостях. Чтобы конференция была максимально полезна для аудитории, организаторы пригласили профессионалов в области разработки видеоигр и IT. Все говорили о геймдеве, но каждый со своей спецификой, чтобы посетители получили общее представление по базовым вопросам геймдева:
- Что такое игровая индустрия, войти одному или формировать команду, на что ориентироваться, разобрали некоторые типовые ошибки начинающих разработчиков;
- Какие используются технологии при разработке, почему звук не менее важен, чем графика и код;
- Как профессионально озвучивают игры (выступал Майк Боди (Mike Bodie), профессиональный британский актер, подаривший голос персонажам The Divison, Breakpoint и других игр);
- Где и как зарабатывать деньги — выпуская игру для социальных сетей, мобильных устройств, на рекламе или микротранзакциях;
- Защита данных и кибербезопасность, на что обратить внимание при тестировании продукта;
- Важность аналитики в приложениях, разобрали примеры, когда после анализа действий игрока число скачиваний увеличивалось или уменьшалось;
- Государство поддерживает IT-сферу и разработку видеоигр — работает Парк Высоких Технологий, осуществляющий частно-государственное партнерство, а также IT-школа (признано в России экстремистской организацией), где желающие могут обучиться программированию, графике и работе с Unreal Engine.
Отдельно можно отметить выступление Николая Дыбовского, главы студии Ice-Pick Lodge, автора франшизы «Мор. Утопия». Николай поделился своим виденьем того, на каких принципах нужно строить студию (и это далеко не производство денег), работать с коллективом и партнерами. Он также высказал мысль, что философия студии должна меняться со временем и даже в чем-то отражать суть нынешнего момента. Впрочем, это тема для отдельного материала.
Вместо заключения
Лично мне мероприятие понравилось: высокий уровень организации, понятные и компетентные доклады, конкурсы от Wargaming, демонстрация игр от разработчиков из Кыргызстана и, самое главное, отличная атмосфера. За время работы Central Asia Games Show 2020 посетило около 3 000 человек. Конечно, можно найти и недостатки, но сейчас речь не о них.
Когда вы взахлеб рассуждаете о крупных выставках вроде Gamescom или «Игромир», с историей, широким размахом и пачкой ведущих издателей видеоигр и производителей железа, отчаянно борющихся за внимание аудитории, то держите в своей голове вот какую мысль: в самом начале пути они точно так же держались на энтузиастах и работали на молодежь.
В странах Центральной Азии, где цифровая эпоха только начинает развиваться, немаловажно дать обществу представление о современной мировой культуре, частью которой уже давно стали видеоигры. И, на взгляд автора этих строк, организаторам CAGS 2020 удалось главное — почти наверняка очень многие молодые люди после посещения выставки попытаются самостоятельно или в составе команды сделать свою игру.