Статьи Мнение: Mafia 3 — лучшая игра серии?

Мнение: Mafia 3 — лучшая игра серии?

gotDvamp
Читать в полной версии

Вчера неожиданно для всех в сеть начали просачиваться слухи о сиквеле Mafia 3. Подробнее о гипотетической четвертой части можно прочесть в соответствующей заметке на нашем сайта, но если говорить вкратце, то вероятнее всего геймеров ждет возвращение к корням. А именно: игра в сеттинге итальянской мафии, но 70-х годов. Между тем именно Mafia 3 была лучшей частью серии. Непопулярное мнение, не правда ли? К счастью, его вполне можно обосновать.

Дело тут вот в чем. Сериал Mafia от чехов из Illusion Softwork никогда не обладал узнаваемым почерком. Его успех — это просто удачное стечение обстоятельств, помноженное на практически полное отсутствие интерактивных криминальных боевиков с налетом драмы. Первая часть, носившая подзаголовок The City of Lost Heaven, просто-напросто вышла в нужное время в нужном месте. В начале нулевых мало кого волновало качество конечного продукта, если этот продукт предлагал не просто крутую историю (таких игр уже тогда хватало), но дарил геймерам, пусть и мнимую, свободу действий, помноженную на окутанный ореолом бандитской романтики сеттинг. «Мафия» была «Крестным отцом» от мира игр — кривым, штампованным, но единственным и неповторимым. И ничуть не стеснялась этого.

Игра рассказывала историю простого таксиста, который волею судеб оказался втянут в бандитские разборки и спустя годы поплатился за свою криминальную молодость. Выйди этот сюжет в формате полного метра или многосерийного фильма, его с большей долей вероятности раскатали бы катком не только критики, но и простые зрители — слишком много заимствований. Но для игр такой формат оказался в новинку, и The City of Lost Heaven приняли. В нашей стране и вовсе сложился какой-то нездоровый культ игры Illusion Softwork. Ее возносили до небес, при этом признавая, что по части геймплея она совсем не конкурент GTA 3.

Скажу честно. В начале нулевых меня не проняло. Я опробовал «Мафию» в 2004-ом году, и после пройденной ранее Max Payne 2 от Remedy местные потуги на боевую систему и миссии показались совсем смешными. Безусловно, сравнивать линейный боевик с песочницей некорректно. Однако сама «песочница» в The City of Lost Heaven была настолько факультативной, что лучше бы ее попросту не было. Ехать на задание несколько минут реального времени? Таскать ящики? Терпеть плохую стрельбу? Зачем все это нужно, если для песочницы есть великолепная Vice City, а сюжет и стрельба хороша (но не идеальна) в The Fall of Max Payne? При этом я не смею утверждать, что первая «Мафия» была плохой игрой — не была. Но ее очень сильно перехвалили, а многие охи и вздохи выдали скорее авансом, нежели за реальные заслуги. Потом Illusion Softwork на долгие годы занялась боевиками о вьетнамской войне, а к своему криминальному сериалу вернулась только в конце нулевых.

Вернулась и… снова наломала дров, причем там, где геймеры совсем не ждали. Если с геймплейной точки зрения чехи сотворили коридорный боевик с возможность кататься по городу (и эти механики работали, в отличие от оригинала!), то вот с сюжетом получился откровенный каламбур. Сценаристы нарисовали образ главного героя небрежно. В результате, Вито Скалетте воспринимался как пустоголовый дегенерат с замашками на получение премии Дарвина. Конечно, еще в 2010 году находились защитники такого подхода. С их точки зрения, авторы выписали эталонный образ итало-американского гопника. Этот взгляд имеет право на жизнь, вот только с точки зрения драматургии образ Вито вообще никак не раскрывался. Он не был двигателем истории, а просто, словно бревно, плыл по течению от одних начальников к другим. Разработчики даже умудрились запороить личную драму персонажа. Смерть близкого человека будто никак не сказалась на Вито — он до финальных титров остался таким же кретином.

И вот, наконец, вышла третья часть. В абсолютно новом сеттинге. Вместо Нью-Йорка — Новый Орлеан. Атмосфера юга США, аллигаторы, джунгли, совсем другие головорезы в принципиально ином времени. На выходе — самая целостная часть серии, в которой (наконец-то) почти все сделано правильно. Правда, с небольшими нюансами. Подчеркнуть лишний раз стоит вот что: Mafia 3 — далеко не идеальная игра, но при этом лучшее, что выходило под этим брендом.

Обычно противники третьей части указывают на то, что она не про итальянскую Мафию вовсе. Где наши автоматы Томпсона, пальто, древние тачки, сухой закон и широкополые шляпы? Парадокс знаете в чем? Mafia 3 как никогда подробно рассказывает историю итальянской мафии, просто делает это от лица персонажа, который всеми силами старается уничтожить ячейку картеля в своем родном городе.

Сюжет триквела — это история личной мести. И уже только потому он дает сто очков форы всему, что выходило в сериале прежде. У героя есть мотивация и он планомерно идет к своей цели, уничтожая один за другим бизнесы своего противника. Попутно геймеры получают какую-то прорву информации о криминальных структурах города, противостоянии между этническими кланами, социальном положении Нью-Бордо и страны в целом. И подается вся эта история самым блестящим образом: она сплетается из воспоминаний постаревших героев, свидетельских показаний, кадров хроники и роликов, описывающих события здесь и сейчас. И этот коктейль выверен. В нем нет лишних деталей. Персонажи, включая главного героя, не статичны — они меняются. Противники же далеко не всегда оказываются полными подонками — в общем, с точки зрения драматургии кругом-бегом правильный подход. И, как ни странно, про итальянскую мафию — про нее в третьей части сказано едва ли не больше, чем в двух предыдущих.

Вторая придирка (вопросы технического характера оставим за этими скобками) — геймплей игры. И вот с этим аспектом можно было бы даже согласиться, но вот беда: он в сериале от чехов никогда не блистал под светом софитов. The City of Lost Heaven была откровенной «пробой пера», сиквел начиная со второй его половины превращался в унылые пострелушки за укрытиями. Да, в Mafia 3 есть гринд и я терпеть не могу игру за это. Но в то же время, в отличие от унылой истории Скалетте, этот гринд предполагает хоть какую-то вариативность: как в порядке прохождения самих миссий, так и в возможных действиях на каждом из уровней.

К тому же он плотно вписан в бэк-стори сценария. Дело в том, что Линкольн ведет жестокую партизанскую войну. Он не герой-романтик, который ввязался в противостояние из патриотических чувств. Линкольну чужда мораль такого толка. Он — мститель. А мафиози — его жертвы. Люди, которые отняли у героя единственную семью и бросили умирать в пылающем здании. А что необходимо сделать, чтобы свалить верхушку спрута? Правильно, подорвать его основание.

Именно этим Линкольн и занимается на протяжении многих часов. Методично, шаг за шагом уничтожает основу криминальной империи итальянцев. И вот эта мелочевка в духе «убей вон того чувака, чтобы разозлить правую руку главы локации» объяснена логически и мотивирована сюжетно. Увы, для геймера все это скатывается к куче однотипных заданий. И это — объективный косяк третьей части. Но, давайте честно, масштаб трагедии все же слишком преувеличен. Да, в Mafia 3 хватает однотипных миссий, но точно также во второй части хватает унылых перестрелок, в которых вообще нет вариативности. Зато Mafia 3 может похвастаться хорошим сценарием, а вторая часть — нет. У нее на главных ролях обуратиненные уроды с синдромом «бабок мне, бабок».

У Mafia 3 есть куда как более серьезная проблема. Сюжетные миссии — те самые финальные раунды в каждом из районов — не сильно отличаются от рядовых квестов. Да, они чуть лучше поставлены и более подробно прописаны. Но без ощутимой разницы. Равно как нет десятка голливудских свистелок. Месть Линкольна вообще лишена вау-моментов из киношных блокбастеров. И это идет на пользу псевдодокументальной атмосфере.

***

В России у сериала «Мафия» есть одна ощутимая беда. Из-за разрыва между выходом первой и второй части каждая из них приходится на чье-нибудь детство. Например, мы больше чем уверены, что многие из наших читателей гоняли Вито Скалетте еще во времена своей начальной школы. The City of Lost Heaven же проходили потом до кучи — возможно, по обзору Мэдиссона. Оригинал же вышел в ту славную пору, когда даже взрослые игрожуры из начала нулевых смотрели на игры блестящими от восторга глазами и зачастую спускали «Мафии» откровенные косяки. Третьей части у нас не повезло во многом потому, что она другая. Повторюсь (это важно): она не лучшая игра вообще, но самая целостная и выверенная «Мафия» из всех.

Комментарии 20
Оставить комментарий
5 лет
солидно!
Ответить
5 лет
Чтож респект тебе за честный обзор и взятую на себя смелость сказать что третья часть лучшая. Но пожалуй, вторая часть все-таки запоминается больше, опять же драматичностью сюжета и мелочами вырезанными уже в дальнейшем. Как по мне игра утратила свой шарм в третьей части и в погоне за графикой стала ГТА-клоном.
Ответить
Вот примерно поэтому Death Stranding лучше Ведьмака 3.У Сэма есть цель, есть задача, есть препятствия, через которые он должен пройти.А что у Геральта?А у Геральта:
-Скорее, ты должен как можно быстрее найти Цири!
-Погоди, тут бабка сковороду потеряла...
Ответить
5 лет
Вот примерно поэтому Ведьмак 3 лучше Death Stranding. У Геральта есть цель, есть задача, есть препятствия, через которые он должен пройти. А что у Сэма? А у Сэма:
-Скорее, ты должен как можно быстрее соединить мосты!
-Погоди, тут мужик пиццу заказал...
Я не спорю о том, что лучше(мне в обоих играх это не нравится), но ваш пример — чистой воды обман, вы выставляете факты в удобном для вас свете.
Ответить
Почему же?У Сэма задача простая — объединить Америку и найти дочь президента на другом побережье.Что он делает в течении игры?Идёт по всей Америке и объединяет людей.Посылки как раз нужны, что-бы люди пошли на компромиссы и прочее, плюс, это гуманитарная помощь.Ну так, а что у Геральта?А Геральту постоянно говорят: ,,Скорее, ищи Цири!,, и её воспоминания показывают, как у неё всё тяжело.Очень часто твердят: ,,Геральт, Дикая Охота на шаг впереди, ты должен искать Цири БЫСТРЕЕ!,, ,но я не Геральт, что-бы бежать спасать Цири от Дикой Охоты, я лучше лишние пару дней буду рубить утопцев и искать сковороду бабки.В качестве довольно непопулярного примера приведу первый Fallout, в начале игры сказали: ,,Ты должен спешить!,, и поставили таймер, в итоге ты должен либо найти квест и увеличить время на этом таймере, либо справиться в срок сразу.Да, это вполне мешало бы прохождению Ведьмака, но я не виноват, что у них сюжет это сплошная погоня и крики: ,,Мы отстаём!,, ,зато побочек столько, что в этой игре можно жить(и даже частично нужно, иначе со временем прохождение станет очень сложным).В Стрэндинге подобного нет, да, мир на грани и бла-бла, но игра и не отвлекает от спасения мира всякими побочками из разряда ,,Бросай всё и помогай чуваку искать своего брата-дезертира и решить его судьбу, это ведь важнее, чем спасать Цири,, .Да, там местами для соединения Америки нужно выполнить квест из разряда ,,Принеси мне гармошку,, ,но это вполне минутное дело.
Ответить
5 лет
Я не об основных квестах, где тебя отправляют принеси-подай-иди подальше-не мешай, в них вся суть игры и тут претензий нет, надо помогать людям, чтобы всех соединить — никаких проблем. Претензии именно к доп квестам — они лишние, без них сюжет был бы логичнее, но тогда терялся бы смысл от открытого мира, всю игру нас подгоняют обстоятельства, только раз, ближе к концу нам говорят "после соединения америки всё кончится, так что не торопись и закончи с личными делами" и то это сказано в отношении Амелии.
Ответить
Ну так и я о том же, побочки в Ведьмаке тоже только мешают.Геральту постоянно говорят, что Дикая Охота вот-вот настигнет Цири, а он вместо этого собирает цветочки для того, что-бы вылечить какую-то бабу.Ну серьёзно, в DS так-то умирает мир и от того, что ГГ носит всякую гуманитарку хуже явно не станет, а вот в Ведьмаке угроза только приближается и терроризирует деревни, но рубить утопцев лишние несколько дней ,,куда важнее,, ...
Ответить
5 лет
Явно хуже не станет(станет), постепенно по сюжету выясняется, что мы должны не просто объединять Америку, но и спасти человечество, цель Сэма явно позначительнее, чем у Геры, а чувства ответственности в герое — ни капли. Не стоит у одних оправдывать то, за что ругаете других. В обоих случаях открытый мир портит повествование. В обоих — довольно хорош, но совершенно не уместен.
Ответить
Я ругаю побочные и основной квесты Ведьмака, а не его открытый мир, там проблема гораздо серьёзнее оной из DS.Повторюсь, Сэм — чуть ли не сверхчеловек, которому даже смерть ни по чём, а что-бы спасти человечество, надо для начала не дать умереть остатками, что мы и делаем в побочках(пытаясь восстановить связь, что облегчить помощь, а так же доставкой разных посылок, что-бы те же люди не погибли от чего-то банального).Что делает Геральт?Занимается какой-то хренью, просто потому что.Спасать человечество попутно строя всякие сооружения(лестницы, мосты, укрытия от дождя) и доставляя ресурсы =/= спасать Цири от Дикой Охоты путём истребления всех волков в ближайших 10км.
Но будем считать, что пришли к компромиссу
Ответить
5 лет
В третьей что понравилось — спидометр в машине неплохо сделан, ну и..все
Ответить
5 лет
Не согласен с автором от слова совсем!
Вторая часть вообще бомба, сюжет и атмосфера в ней бесподобны..
И у многих моих друзей такое же мнение о второй части
А мафия 3 фигня полная, незамысловатый сюжет, вся игра основана на захвате огромного количества вражеских районов, это однообразие начинает бесить с первых часов игры..
Ответить
5 лет
Играл в первую мафию в 2002 году. Помню как купил пиратку у метро. Был тогда в девятом классе. Когда нёс домой диск, думал хрень какую-то впарили как всегда, завтра пойду менять. Но эта игра запала в душу сразу и навсегда. В то время было пох на геймплей, что он там типа какой-то не такой, кривой и тд. Это уже сейчас понимаешь, а тогда всё казалось идеальным. Эта игра была чем-то абсолютно новым, как глоток свежего воздуха, ну по крайней мере для меня.
Вторая часть тоже порадовала. Не было уже конечно того ВАУ эффекта как от той атмосферы первой части, но всё равно игра зашла и с удовольствием прошёл её. А вот третью часть просто не смог себя заставить пройти до конца. Даже на ютубе не проходил)) Хотелось только увидеть Вито, на нём и остановился. Ну не интересен мне был этот сюжет вот и всё. Хотя сама атмосфера конца 60-х передана отлично. Иногда запускаю чтобы просто погонять по городу, послушать музон. В этом единственный плюс игры для меня.
Поэтому с автором просто в корне не согласен. Так обо...ать первые две игры... Даже обидно как-то стало. Странно, что он такого мнения. Вроде бы человек моего поколения, но совсем не похоже. Все знакомые, кто моего возраста со мной солидарны и с теплотой вспоминают особенно первую часть.
Ответить
5 лет
что мафия 3 лучшая часть резиновое окружение и резиновые герои и сюжет высасоный из пальца да они всё скопировали у юбисовта и воткнули негра туда потому что не могли сделать норм игру когда насильно вставляют негров туда куда они не вписываются значит халтурят и хотят срубить денег это как современное искуство ничего гениального придумать не могут нарисуют какой нибуть сортир с дерьмом или голых баб в кино насуют а смысла в виде сюжета никакого
Ответить
5 лет
Сомнительный заголовок))
Ответить
Для меня серия игры "Мафия" это времена Великой депрессии и тяжелые 40-е.
Как уже писал, жду ремастер второй части и с удовольствием перепройду ее.

Мнение автора статьи не разделяю в корне
Ответить
5 лет
ахахах мафия 3 лучшая в этой серии?? вы шутники что ли лучшая 1 часть однозначно а потом начали клепать конвеер обидно за игру но 4 часть я нежду темболее ее делают не понятная студия
Ответить
4 года
Вторая часть тоже неплохая, но первая все равно лучше
Ответить
5 лет
Автор больше никогда не пиши про игры. Лучше мафии 1 только Ведьмак 3. Остальные мафии — мусор
Ответить
Хоспаде, да Мафия 3 это гринд ради гринда, ради гринда, ради гринда и скучнейшим открытым миром за всю историю игровой индустрии. Это как взять Dragon Age: Инквизиция, выкинуть из неё все интересные квесты, диалоги, какую-никакую ролёвку, да химию между персонажами, да оставить лишь гринд ради гринда, ради грин... ну вы поняли.
А в целом было интересно увидеть Вито Скалетта спустя столько лет в добром здравии, пусть он слегка поехал кукухой
Ответить
4 года
Сам долгое время подpezдывал мнению, что игра фуфло. Этому способствовали обзоры, комменты, скрины и вырезки геймплея, что вовсе не напоминало Мафию. Первая часть была вроде классной и раздражающей одновременно, но осталась давно на задворках воспоминаний. Вторая — разочарование от того, что её выпустили в подобном виде вообще. Третья, после нескольких лет слепого поддакивания, оказалась в разы интереснее второй; чего стоят одни дополнения; а ночной город, его районы, Байю, черт, картины местности одна краше другой; Линкольн оказался в разы живее и харизматичнее Вито из второй части. Да и вообще «жизнь» в этой части ощущается острее. Баги и гринд, — беда игры, но беда терпимая, потому как есть гринд в разы мразотнее (Одиссея, ФФ15). Я ошибался. Третья Мафия — хорошая игра, которая не заслуживает всего того дерьма, что ей довелось схавать.
Ответить