Вчера неожиданно для всех в сеть начали просачиваться слухи о сиквеле Mafia 3. Подробнее о гипотетической четвертой части можно прочесть в соответствующей заметке на нашем сайта, но если говорить вкратце, то вероятнее всего геймеров ждет возвращение к корням. А именно: игра в сеттинге итальянской мафии, но 70-х годов. Между тем именно Mafia 3 была лучшей частью серии. Непопулярное мнение, не правда ли? К счастью, его вполне можно обосновать.
Дело тут вот в чем. Сериал Mafia от чехов из Illusion Softwork никогда не обладал узнаваемым почерком. Его успех — это просто удачное стечение обстоятельств, помноженное на практически полное отсутствие интерактивных криминальных боевиков с налетом драмы. Первая часть, носившая подзаголовок The City of Lost Heaven, просто-напросто вышла в нужное время в нужном месте. В начале нулевых мало кого волновало качество конечного продукта, если этот продукт предлагал не просто крутую историю (таких игр уже тогда хватало), но дарил геймерам, пусть и мнимую, свободу действий, помноженную на окутанный ореолом бандитской романтики сеттинг. «Мафия» была «Крестным отцом» от мира игр — кривым, штампованным, но единственным и неповторимым. И ничуть не стеснялась этого.
Игра рассказывала историю простого таксиста, который волею судеб оказался втянут в бандитские разборки и спустя годы поплатился за свою криминальную молодость. Выйди этот сюжет в формате полного метра или многосерийного фильма, его с большей долей вероятности раскатали бы катком не только критики, но и простые зрители — слишком много заимствований. Но для игр такой формат оказался в новинку, и The City of Lost Heaven приняли. В нашей стране и вовсе сложился какой-то нездоровый культ игры Illusion Softwork. Ее возносили до небес, при этом признавая, что по части геймплея она совсем не конкурент GTA 3.
Скажу честно. В начале нулевых меня не проняло. Я опробовал «Мафию» в 2004-ом году, и после пройденной ранее Max Payne 2 от Remedy местные потуги на боевую систему и миссии показались совсем смешными. Безусловно, сравнивать линейный боевик с песочницей некорректно. Однако сама «песочница» в The City of Lost Heaven была настолько факультативной, что лучше бы ее попросту не было. Ехать на задание несколько минут реального времени? Таскать ящики? Терпеть плохую стрельбу? Зачем все это нужно, если для песочницы есть великолепная Vice City, а сюжет и стрельба хороша (но не идеальна) в The Fall of Max Payne? При этом я не смею утверждать, что первая «Мафия» была плохой игрой — не была. Но ее очень сильно перехвалили, а многие охи и вздохи выдали скорее авансом, нежели за реальные заслуги. Потом Illusion Softwork на долгие годы занялась боевиками о вьетнамской войне, а к своему криминальному сериалу вернулась только в конце нулевых.
Вернулась и… снова наломала дров, причем там, где геймеры совсем не ждали. Если с геймплейной точки зрения чехи сотворили коридорный боевик с возможность кататься по городу (и эти механики работали, в отличие от оригинала!), то вот с сюжетом получился откровенный каламбур. Сценаристы нарисовали образ главного героя небрежно. В результате, Вито Скалетте воспринимался как пустоголовый дегенерат с замашками на получение премии Дарвина. Конечно, еще в 2010 году находились защитники такого подхода. С их точки зрения, авторы выписали эталонный образ итало-американского гопника. Этот взгляд имеет право на жизнь, вот только с точки зрения драматургии образ Вито вообще никак не раскрывался. Он не был двигателем истории, а просто, словно бревно, плыл по течению от одних начальников к другим. Разработчики даже умудрились запороить личную драму персонажа. Смерть близкого человека будто никак не сказалась на Вито — он до финальных титров остался таким же кретином.
И вот, наконец, вышла третья часть. В абсолютно новом сеттинге. Вместо Нью-Йорка — Новый Орлеан. Атмосфера юга США, аллигаторы, джунгли, совсем другие головорезы в принципиально ином времени. На выходе — самая целостная часть серии, в которой (наконец-то) почти все сделано правильно. Правда, с небольшими нюансами. Подчеркнуть лишний раз стоит вот что: Mafia 3 — далеко не идеальная игра, но при этом лучшее, что выходило под этим брендом.
Обычно противники третьей части указывают на то, что она не про итальянскую Мафию вовсе. Где наши автоматы Томпсона, пальто, древние тачки, сухой закон и широкополые шляпы? Парадокс знаете в чем? Mafia 3 как никогда подробно рассказывает историю итальянской мафии, просто делает это от лица персонажа, который всеми силами старается уничтожить ячейку картеля в своем родном городе.
Сюжет триквела — это история личной мести. И уже только потому он дает сто очков форы всему, что выходило в сериале прежде. У героя есть мотивация и он планомерно идет к своей цели, уничтожая один за другим бизнесы своего противника. Попутно геймеры получают какую-то прорву информации о криминальных структурах города, противостоянии между этническими кланами, социальном положении Нью-Бордо и страны в целом. И подается вся эта история самым блестящим образом: она сплетается из воспоминаний постаревших героев, свидетельских показаний, кадров хроники и роликов, описывающих события здесь и сейчас. И этот коктейль выверен. В нем нет лишних деталей. Персонажи, включая главного героя, не статичны — они меняются. Противники же далеко не всегда оказываются полными подонками — в общем, с точки зрения драматургии кругом-бегом правильный подход. И, как ни странно, про итальянскую мафию — про нее в третьей части сказано едва ли не больше, чем в двух предыдущих.
Вторая придирка (вопросы технического характера оставим за этими скобками) — геймплей игры. И вот с этим аспектом можно было бы даже согласиться, но вот беда: он в сериале от чехов никогда не блистал под светом софитов. The City of Lost Heaven была откровенной «пробой пера», сиквел начиная со второй его половины превращался в унылые пострелушки за укрытиями. Да, в Mafia 3 есть гринд и я терпеть не могу игру за это. Но в то же время, в отличие от унылой истории Скалетте, этот гринд предполагает хоть какую-то вариативность: как в порядке прохождения самих миссий, так и в возможных действиях на каждом из уровней.
К тому же он плотно вписан в бэк-стори сценария. Дело в том, что Линкольн ведет жестокую партизанскую войну. Он не герой-романтик, который ввязался в противостояние из патриотических чувств. Линкольну чужда мораль такого толка. Он — мститель. А мафиози — его жертвы. Люди, которые отняли у героя единственную семью и бросили умирать в пылающем здании. А что необходимо сделать, чтобы свалить верхушку спрута? Правильно, подорвать его основание.
Именно этим Линкольн и занимается на протяжении многих часов. Методично, шаг за шагом уничтожает основу криминальной империи итальянцев. И вот эта мелочевка в духе «убей вон того чувака, чтобы разозлить правую руку главы локации» объяснена логически и мотивирована сюжетно. Увы, для геймера все это скатывается к куче однотипных заданий. И это — объективный косяк третьей части. Но, давайте честно, масштаб трагедии все же слишком преувеличен. Да, в Mafia 3 хватает однотипных миссий, но точно также во второй части хватает унылых перестрелок, в которых вообще нет вариативности. Зато Mafia 3 может похвастаться хорошим сценарием, а вторая часть — нет. У нее на главных ролях обуратиненные уроды с синдромом «бабок мне, бабок».
У Mafia 3 есть куда как более серьезная проблема. Сюжетные миссии — те самые финальные раунды в каждом из районов — не сильно отличаются от рядовых квестов. Да, они чуть лучше поставлены и более подробно прописаны. Но без ощутимой разницы. Равно как нет десятка голливудских свистелок. Месть Линкольна вообще лишена вау-моментов из киношных блокбастеров. И это идет на пользу псевдодокументальной атмосфере.
***
В России у сериала «Мафия» есть одна ощутимая беда. Из-за разрыва между выходом первой и второй части каждая из них приходится на чье-нибудь детство. Например, мы больше чем уверены, что многие из наших читателей гоняли Вито Скалетте еще во времена своей начальной школы. The City of Lost Heaven же проходили потом до кучи — возможно, по обзору Мэдиссона. Оригинал же вышел в ту славную пору, когда даже взрослые игрожуры из начала нулевых смотрели на игры блестящими от восторга глазами и зачастую спускали «Мафии» откровенные косяки. Третьей части у нас не повезло во многом потому, что она другая. Повторюсь (это важно): она не лучшая игра вообще, но самая целостная и выверенная «Мафия» из всех.
-Скорее, ты должен как можно быстрее найти Цири!
-Погоди, тут бабка сковороду потеряла...
-Скорее, ты должен как можно быстрее соединить мосты!
-Погоди, тут мужик пиццу заказал...
Я не спорю о том, что лучше(мне в обоих играх это не нравится), но ваш пример — чистой воды обман, вы выставляете факты в удобном для вас свете.
Но будем считать, что пришли к компромиссу
Вторая часть вообще бомба, сюжет и атмосфера в ней бесподобны..
И у многих моих друзей такое же мнение о второй части
А мафия 3 фигня полная, незамысловатый сюжет, вся игра основана на захвате огромного количества вражеских районов, это однообразие начинает бесить с первых часов игры..
Вторая часть тоже порадовала. Не было уже конечно того ВАУ эффекта как от той атмосферы первой части, но всё равно игра зашла и с удовольствием прошёл её. А вот третью часть просто не смог себя заставить пройти до конца. Даже на ютубе не проходил)) Хотелось только увидеть Вито, на нём и остановился. Ну не интересен мне был этот сюжет вот и всё. Хотя сама атмосфера конца 60-х передана отлично. Иногда запускаю чтобы просто погонять по городу, послушать музон. В этом единственный плюс игры для меня.
Поэтому с автором просто в корне не согласен. Так обо...ать первые две игры... Даже обидно как-то стало. Странно, что он такого мнения. Вроде бы человек моего поколения, но совсем не похоже. Все знакомые, кто моего возраста со мной солидарны и с теплотой вспоминают особенно первую часть.
Как уже писал, жду ремастер второй части и с удовольствием перепройду ее.
Мнение автора статьи не разделяю в корне
А в целом было интересно увидеть Вито Скалетта спустя столько лет в добром здравии, пусть он слегка поехал кукухой