Статьи Мнение: Фрэнсис Форд Коппола прав? Фильмы Marvel — мусор?

Мнение: Фрэнсис Форд Коппола прав? Фильмы Marvel — мусор?

gotDvamp
Читать в полной версии

Неделю назад культовый режиссер Фрэнсис Форд Коппола (Francis Ford Coppola) подкинул пахучего вещества на вентилятор своим заявлением, что все фильмы Marvel — по сути гадкие и не имеют отношения к настоящему кинематографу. Высказывание было столь громким, что даже у нас на сайте нашлись люди, воспринявшие слова мэтра в штыки. Между тем в главном Коппола прав: творчество тандема Marvel/Disney действительно мусор. Причем с точки зрения развлекательного, легкого жанра. Разумеется, по скромному мнению автора этих строк.

Дело тут вовсе не в том, что эти картины не пытаются передать какие-то дюже важные истины своей аудитории. В конце концов, между фестивальными лентами и массовым Голливудом уже давным давно лежит пропасть. Просто своей мультивселенной Marvel фактически похоронила главное достижение комиксной индустрии XX века — отмену так называемого комикс-кода.

В рамках этой колонки я не буду пересказывать все исторические вехи, которые приключились с индустрией графических новелл. Важно то, что в какой-то момент американцы фактически начали цензурировать целую отрасль развлечений. Все это привело к тому, что сюжеты комиксов (по большей своей части) превратились в трэш-шапито для самых маленьких. Просто посмотрите мультсериалы о супергероях из 70-х, и вы очень удивитесь тому, насколько сильно они отличаются от современного взгляда на жанр. Самые въедливые также могут добраться до Batman: the Movie образца 1966 года с Адамом Уэстом (Adam West) в роли Бэтмена/Брюса Уэйна.

По современным меркам этим балаганом просто невозможно наслаждаться. Комиксы тех лет были примерно такими же — ну, может чуть менее гипертрофированными по части образов и историй. Фактически все это — следствие появления цензуры. Самое трагичное, что она не была государственной — индустрия САМА наложила на себя путы, лишь бы остаться в живых на фоне критики со стороны поборников «традиционных ценностей», домохозяек и прочих фриков с научной степенью и графоманским зудом на кончиках пальцев.

Авторам графических новелл запрещали рассуждать на темы политики, создавать реалистичных злодеев, говорить на злобу дня — препоны можно перечислять бесконечно. Разумеется, художники и сценаристы пытались обжулить систему, но полноценно плотина прорвалась только в 80-е годы. Именно тогда на прилавках появилась целая плеяда великолепных, остросоциальных работ: «Бэтмен: год первый», «V — значит вендетта», «Хранители», «Ворон», «Бэтмен: убийственная шутка», Hellblazer, «Каратель».

Эти комиксы не стеснялись показывать абсолютную жестокость и, что самое главное, не держали свою аудиторию за идиотов с задержкой в развитии. Примерно в тоже время на больших экранах стали появляться первые попытки снять серьезную сепергероику. Во многом за это стоит сказать спасибо Тиму Бертону (Tim Burton) и его дилогии о Темном рыцаре. Работая над «Бэтмен» и «Бэтмен возвращается», Бертон вдохновлялся именно «новой волной». Он не стал превращать свои ленты в шапито и тем самым запустил тренд на серьезные экранизации комиксов. Позже все это вылилось в «Ворона» — мрачное, полное жестокости воплощение популярной графической новеллы с Брэндоном Ли (Brandon Lee) в главной роли.

Безусловно, детсад никуда не делся, однако вектор был задан. И уже в двухтысячные начали массово появляться по-настоящему сильные работы — без компромиссов, что называется. Одной из них стал фильм «Люди икс», который фактически рассказывал о геноциде и превращении не самых плохих людей в откровенных радикалов. Вторая часть и вовсе начиналась со сцены террористического акта, политически мотивированного убийства. Потом, правда, вышел триквел, но давайте не будем о грустном.

А дальше случился Кристофер Нолан (Christopher Nolan) с его трилогией о Бэтмене, «Хранители» Зака Снайдера (Zack Snyder), «Город грехов», «V — значит вендетта» сестер Вачовски (Lana and Lilly Wachowski), «Константин: повелитель тьмы» Фрэнсиса Лоуренса (Francis Lawrence), «Хеллбой: герой из пекла» Гильермо дель Торо (Guillermo del Toro) — примеров множество. Даже такие откровенно провальные фильмы как «Сорвиголова» Марка Стивена Джонсона (Mark Steven Johnson) и «Халк» Энга Ли (Ang Lee) не пытались низвести историю до уровня аттракциона. История Брюса Бэннера и вовсе больше походила на драму, нежели боевик.

И вот на фоне всех попыток сделать серьезное, взрослое жанровое кино вселенная Marvel выглядит откровенным мусором, эксплуатирующим раз за разом одни и те же идеи. Поймите меня правильно: я не пытаюсь сказать, что абсолютно все фильмы по комиксам должны создаваться на серьезных щах. Просто Marvel на пару с Disney низводит до анекдота даже те истории, в которых есть богатый драматический потенциал.

Вот есть «Стражи галактики» — довольно неплохая приключенческая фантастика. И ей идеально подходит выбранный стиль. А есть «Доктор Стрэндж», сольную ленту про которого буквально слили в канализацию. И ведь это не проблема актеров — тот же Бенедикт Камбербэтч (Benedict Cumberbatch) способен выдавать большее, нежели пустые кривляния на камеру. Посмотрите на его театральные работы — хотя бы на запись того же «Гамлета».

Да и сам персонаж — Стрэндж — дает возможность рассказать серьезную историю. Смешно, но в целом средний мультфильм «Доктор Стрэндж и Тайна Ордена магов» уделывает киноподелку Marvel ровно одной сценой: лишившийся возможности оперировать, впавший в глубокую депрессию герой стоит на краю моста. С одной стороны, это клише, но с другой именно это клише, а не чертов плащ из фильма, создает цельный образ персонажа. Да, он далеко не самый лучший человек на Земле, однако медицина для него все.

И вот этому мультяшному персонажу веришь по-настоящему. Что мы видим в кино? Какой-то мажор на дорогой тачке разбивается, «теряет» руки, а потом в легкой, непринужденной атмосфере учится быть магом, бегает от одной точки силы к другой и «договаривается» со злодеем. На выходе — стерильное, обходящее острые углы кино для семейного просмотра, но без внятного сюжета, раскрытия трагедии Стрэнджа и какого бы то ни было напряжения.

Плюс-минус это же можно сказать обо всех работах тандема. Да, это очень дорогие, нашпигованные спецэффектами ленты, но маркетинга в них куда как больше, нежели творчества. И вот с этой точки зрения — да, фильмы Marvel полнейший мусор, который похерил все, чего смогла добиться индустрия комиксов, начиная с 80-х годов.

Еще раз: я не пытаюсь сказать, что все фильмы по графическим новеллам должны сниматься из расчета на умного, тонкого зрителя. Жанровое кино на то и жанровое, чтобы нравиться максимальному числу людей. Просто можно, оставаясь в жестко коммерческих рамках, не держать зрителя за ржущего, постоянно позитивного дегенерата. В конце концов, получилось же у авторов «Дэдпула» снять хорошую черную экшен-комедию. А ведь есть еще «Логан» и «Джокер» — ленты, которые могут существовать в отрыве от какого бы то ни было контекста.

И вот в этих двух фильмах смысла больше, чем во всей киновселенной Marvel вместе взятой. При этом, давайте откровенно, речь не идет о каком-то арт-хаусе: напротив, и «Джокер», и «Логан» — это на 100% коммерческое кино. Просто у его авторов, продюсеров и прочих важных и нужных в производстве людей есть яйца, чтобы снять высказывание, а не тупую жвачку, которая хорошо под поп-корн идет.

***

Что до фильмов Marvel/Disney, то они фактически вернули индустрию в эпоху славных 60-х. Да-да, к тому времени, когда Адам Уэст в смешном костюме изображал Темного рыцаря. Разница лишь в том, что современным актерам запрещают откровенно переигрывать, а сами сюжеты не настолько бредовы. В остальном — это та же история, но в профиль. Собственно, проблема даже не в самих фильмах (мало ли пустышек снимают) — просто, глядя на кассовый успех поделок «под кино», другие студии пытаются сделать так же. И вот это уже — тревожный звоночек.

Фильмы Marvel — мусор?

Пройти опрос
Комментарии 12
Оставить комментарий
Финал точно получился довольно мусорным.Столько всего себе придумать и ничего не объяснить(при условии, что сценарий меняли) — слишком
Ответить
5 лет
Процитирую свой коммент написанный пару месяцев назад
"То что фигня согласен. Герои пляшут на могилах сюжета и логики, даже не скрывая этого. А такие фильмы и не должны быть логичными. Это обычное кино которое надо смотреть с выключенным мозгом. Если хочется драммы, человек смотрит "Остров проклятых" или "Писатели свободы", Если хочется фильмов с эмоциональным посылом, есть "Невероятная жизнь Уолтера Митти" и "Чудо", Если хочется боевик, есть "Джон Уик" и т.д. А вот если просто хочется отдохнуть от буквально вообще всего (и от мыслей в том числе), то есть "Мстители". Хотя они реально начинают скатываться до сортирного и пошлого юмора, но надеюсь следующие фильмы выйдут получше, ведь финал был последним фильмом с текущей командой мстителей, последующие фильмы будут уже с новым составом"
А теперь добавлю
Мстители и расчитаны на семейную аудиторию, для просмотра всей семьей и сюжет там такой, что бы стало даже младенцу понятно кто злодей(он ведь тоже член семьи). Но не смотря на то что существует такой аттракцион невиданной глупости, супергеройские фильмы с глубоким сюжетом выходить продолжают.Причем не только фильмы, но и мультфильмы (как к примеру экранизация "Убийственной шутки"), только они слишком мрачные что бы их пихать в нишу для "легкого кинца для просмотра вечерком", а мстители как раз попадают в эту нишу и не старается за неё выйти (хотя последний Человек Паук местами вроде пытался посягнуть на сУрьёзность). И к тому же с каждым годом выходит всё больше кино, мультов, сериалов, аниме, книг, комиксов, манг... что выделяются лишь самое популярное (т.е. то что расчитано на широкую аудиторию). А выделяются они потому что людям хватает депресняка в реальной жизни и большинство просто хочет расслабиться после тяжёлого дня, отключив мозг и погрузившись в теплый и мягкий сюжет. Надеюсь что кто то осилит эту простыню текста и извиняюсь за скачки мысли в конце. (начал за здравие, а кончил за упокой)
Ответить
5 лет
Если бы только речь шла о «Мстителях». У Marvel средняя температура по больнице вот такая.
Ответить
3 года
Не знаю, на что вы смотрите, но что у марвел, что у dc особенно в последнее время семейные узколобые киноленты в разы преобладают над умными фильмами. Если, конечно, вы занимаете позицию, что главная функция фильмов развлекать, а не быть произведением искусства — источником опыта, чувств, то тут говорить не о чем. В наше время и так достаточно трэш комедий и просто семейных фильмов, выполняющих роль легкого кина для просмотра под вечерок. А вот супергеройское кино должно быть скорее драматичным шедевром, ведь так задумывалось по комиксам. Его сделали развлекательным только потому, что так выгодно в материальном плане. Практически любому фанату комиксов больно смотреть на современный кинодел. Мстители: Финал, побивший мировой рекорд кассовых сборов, имеет во главе сюжета фанфиковское клише о перемещении во времени. В чем проблема было взять более завернутый и драматичный сюжет оригинального комикса о тех событиях? Да в том, что для этого создателям фильма нужно стараться. А зачем создавать конфетку, когда люди и так жрут говно и им нравится? А ведь фильм, более опирающийся на традиции комиксов, тоже был бы развлекательным, там остались бы экшн-сцены, шутки. Большинство комиксов не депрессивные, во многих в конце хэппи энды, хотя остается и большой элемент драмы, но разве так не интереснее, переживать и взлеты, и подъемы.
Ответить
3 года
полностью согласен. Марвелл и большинство фильмов DC превратились (или и были таковыми) в жвачку для одноразового просмотра. Красивая картинка за которой ничего особенного нет. Более менее вышел финал Мстюнов, вроде как (не могу оставить объективный отзыв, потому как забил на просмотр, но исходя из описания — убийство главных героев, драматизм, какой-никакой). А так, драмой, какой-то смысловой нагрузкой там и не пахнет. В таком кино нет ничего плохого, попкорновые фильмы на разок с кучей экшона тоже нужны и иногда их хочется посмотреть (Джон Уик тому хороший пример) просто когда абсолютно все фильмы выходят в таком ключе, их перестаешь ждать, смотреть специально. Их затачивают под определенного потребителя, который будет это с радостью хавать и такого потребителя много, судя по сборам, просмотрам и популярности.
Для меня, идеалом по драматизму, ярким образам и мыслям является трилогия Нолана о Бэтмене. Да, образы там далековаты от классического комиксного Бетмена, но плюсы этих фильмов, как по мне, перекрывают и это.

— Бэтмэн! Бэтмэн... Почему он убежал?
— Потому что мы его преследуем.
— Он ведь не делал зла.
— Потому что он — герой, которого Готэм заслуживает, но не тот, который нужен городу сейчас. И мы преследуем его. Потому что он выдержит... Потому что он НЕ ГЕРОЙ. Он безмолвный страж и бдительный защитник... Темный рыцарь.
Ответить
5 лет
После прочтения я понял. Эту статью можно разобрать на цитатки :D
Ответить
Nel
5 лет
ну фильмы марвел просто розвлекатильное кино в большинстве , и его по этому и смотрят , но называть их не фильмами, а не понятно чем не нужно ето тоже искуство и в них продумываются и детали и сценарий , у марвел хорошие фильмы для того что бы розслабится а не нравится не смотрите
Ответить
5 лет
Последний Джокер, Сольник Таноса и Хранители — лучшее, что было создано. Остальное — калл для детей. Сугубо мое мнение, ок.
Ответить
5 лет
марвел делают фильмы для отдыха мозга,для расслабления.для этого они очень удачно получились
Ответить
У меня есть только два любимых фильмов КВМ. Это "Железный человек" и "Стражи Галактики". В этих фильмах была и драма, и юмор. Ещё был не плох "Невероятный Халк". А остальное это уже мусор какой-то. Ни один из фильмов Marvel я вообще не запомнил.
Ответить
5 лет
Разок можно глянуть, не более.
Ответить
4 года
Тут даже те, кто пишут — мусор, все-таки признались, что что-то из этого им понравилось.(Стражи галактики, Мстители 3) То есть пересмотрели всю продукцию и что-то отобрали. Если бы ВЫ реально считали это мусором, то не копались бы в этой куче. Ну зачем копаться в мусоре ? Где логика ?
Ответить