Doom 3 в 2019: шедевр на века или окаменевшее дерьмо мамонта?

Вопреки традициям, эта осень обошлась практически без переносов крупных релизов. Практически — потому, что одной игры геймеры все же не досчитались. Речь идет о Doom Eternal — продолжении самого бескомпромиссного боевика на этом поколении игровых систем, чья дата выхода сдвинулась на март 2020 года. Впрочем, есть и хорошая новость. Не так давно в сервисе PS Store началась распродажа по случаю Хэллоуина, в сет-листе которой нашлось место порту Doom 3. Чем не повод вернуться к самой спорной части серии?

Давайте отсечем все технические вопросы. Третья часть шутера была портирована на консоли замечательно. Раскладка удобная, фонарик — из BFG-переиздания (то есть, включается по нажатию одного из шифтов), все бегает на стабильных 60 кадрах в секунду и радует глаз. Безусловно, по современным меркам картинка устарела, но не настолько, чтобы в ужасе выключить консоль и телевизор. Эффекты пристойны, монстры — эффектны. А что еще для счастья надо, если не находишься в лагере графодрочеров?

Вот с самой игрой все сложнее. Doom 3 создавалась в ту эпоху, когда быть «просто мясным шутером» уже было не комильфо. Конечно же, в 2004 году мир уже знал и Серьезного Сэма, и Painkiller геймеры успели пройти, но эти релизы скорее были исключением, нежели правилом. К тому же спиномозговые боевики брали из классики лишь ураганные перестрелки, а вот уровни-лабиринты, карточки-ключи и прочую дребедень оставляли за бортом в угоду более просторным аренам. Чтобы, значится, на лоскуты всяких демонов да упырей проще было нарезать.

Еще был 1998 год. Именно тогда на прилавках появилась Half-Life, и создавать экшены «как раньше» стало совсем не комильфо. То есть, конечно, можно было, но кому нужны эти ваши тупорылые перестрелки без сюжета? И, пусть в самом «Полураспаде» истории и на книжку в 400 страниц не наберется (если без графомании), это не отменяет того факта, что индустрия, а в частности станок по печати FPS, изменилась примерно, как изменилась культура после создания станка Гутенберга.

Именно потому id Software, работая над Doom 3, оказалась в очень неудобном положении. С одной стороны, у компании был мощный графический движок и именитая серия, но с другой — что с этим всем делать XXI в веке было не совсем ясно. Джона Кармака (John Carmack) и его сообщников это, впрочем, не остановило, и Doom 3 появилась на прилавках в августе 2004 года: в начале в версии для PC, а позже и для Xbox Original.

Что это было?

И тут вот какая штука вышла. Журналисты наперебой хвалили Doom 3 за мощный движок, впечатляющую картинку, уважительно отзывались о высоких системных требованиях, но как-то старались обходить стороной недостатки проекта. А они даже по меркам 2004 года имелись. Так вот, порт Doom 3 на консоли (PS4, Xbox One, Nintendo Switch), что неудивительно, всех их унаследовал. Поэтому давайте немного поговорим о грустном.

Авторы пытались в хоррор. Это видно. Выпрыгивающие из-за угла монстры, постоянная темень, необходимость раз за разом включать фонарик, смотреть сюжетные заставки, собирать «Пальмы» сотрудников и лицезреть прочую инфернальщину. Весело? Во многом да, но в вышедшей чуть позже F.E.A.R. концепт «ужастик с пушками от первого лица» выполнен не в пример изобретательней.

Doom 3 же раз за разом эксплуатирует одну и ту же фишку. Вот идешь по коридору, а у тебя из-за спины монстр выныривает. А потом еще один. И еще. То есть, игра-то вроде и пытается напугать, но делает это настолько прямолинейно, что порой диву даешься. И это не с позиции современного мира. Хоррор-элементы в триквеле были слабы даже на момент ее выхода — во всяком случае, в мире, который знал Silent Hill 2.

Вторая заноза в заднице — дизайн уровней. Он отвратителен. Был отвратительным тогда и остался таковым сейчас. Однотипные, похожие друг на друга коридоры, закутки, комнаты, перегородки. В них легко можно заблудится, несмотря на то, что id отказалась от концепции «уровней-лабиринтов». То есть, перед нами фактически прямая линия, которую от звания «арена» спасают исключительно дополнительные помещения. Потом, конечно, появляется Ад, но, давайте честно, не сильно большая это отдушина.

Я хорошо помню первую половину Doom 3 еще с нулевых. Но сейчас, запустив портированную на консоль версию, вновь умудрился заплутать в трех соснах — в самом начале, когда на Mars City только-только напало адское войско. И дело не в том, что за годы я привык к тому, что шутеры ведут тебя за ручку по маркеру. Просто дизайн локаций в Doom 3 таков, что не заплутать просто невозможно. Комнаты банально одинаковы. Конечно, это можно списать на попытку сделать правдоподобно, но, эй, ребят, мы играем в боевик про то, как на марсианскую базу повалила нечисть. Какая тут реальность, документальность и еще какая анальность?

Круто, весело, задорно

Но знаете что? Все эти придирки идут к чертовой матери, поскольку в остальном Doom 3 ни разу не утратила своей привлекательности. Порт на PS4 — это какая-то машина времени. Готовясь к этому материалу, я искренне полагал, что вот сейчас запущу игру, пройду пару уровней и усядусь за этот текст. Но хрен там плавал. Автор этих строк отлип от телевизора в четыре утра, с опухшими от усталости глазами и с диким желанием… посидеть еще пару часиков. Ведь здесь так круто стрелять! Да еще и два дополнения в комплекте с цифровым релизом идут.

Безусловно, в Doom 3 далеко не самая реалистичная боевка. И она серьезно уступает перезапуску 2016 года. Однако в третьей части все. Еще. Весело. Стрелять. Это ощущение не поддается какой-то формальной логике, его невозможно разбить на привычные для наших читателей элементы. Просто вот в этом аду, в окружении скримеров и геймдизайна системы «лопата», увлекательно валить монстров.

Современные игры, за очень редким исключением, не могут подарить этого чувства. Когда ты запускаешь игру, а там в меню нет строчки «мультиплеер», боевка в шутере шутерная (не «циферками» сделанная, как в «Борде»), а игра — не заставляет тебя ишачить. Собирать всякую гадость для прокачки, крафтить броню, покупать улучшения, бродить по открытому, но пустому миру и далее, далее, далее. Ты просто берешь в руки геймпад и на несколько часов погружаешься в полный кровавого фарша мир. А потом выныриваешь, чтобы спустя сутки снова отправиться мочить демонов на просторах марсианской станции. И, кстати, за ручку никто не ведет — GPS-навигатора в Mars City не завезли.

***

И вот за этот портал в прошлое Doom 3 можно простить все прегрешения ее буйной молодости. Просто потому, что редко какой современный боевик может подарить схожие ощущения. Так дерьмо мамонта или классика на века? Пожалуй, ни то ни другое. Это просто отличный боевик, который и спустя пятнадцать лет после своего релиза держится молодцом. Несмотря на все его врожденные пороки, вроде однотипного дизайна локаций и дешевых бу-моментов. Короче, вполне годный вариант для того, чтобы скоротать вечер-другой в ожидании Doom Eternal.

+5
Комментарии 10