Насаждение толерантности в играх, фильмах и сериалах продолжится. Вы не сможете повлиять на это

Последние годы все больше героев игр и фильмов меняет цвет кожи: вспомните Ведьмака и Трою, а также новый образ Русалочки. На той же чаше весов находится феминизированный перезапуск «Зачарованных», все большее числом открытых гомосексуалистов в играх, фильмах и сериалах. Что это — устоявшийся тренд или мимолетная повестка сегодняшнего дня? Давайте об этом поговорим.

В чем причины?

Этим вопросом, пожалуй, задавался каждый житель бывшего СССР после просмотра новинок кино и сериалов, прохождения последних игр. На первый взгляд, кажется, что это лишь временное поветрие компаний-производителей, однако на самом деле все гораздо серьезней.

Хорошо известно, что борьба за свободу, права и равенство были главными темами внутренней повестки США долгие десятилетия.

В разные годы акцент смещался — война за независимость, свобода вместо рабства, равные права для женщин, отмена расовой дискриминации, движение «зеленых», борьба за так называемое гендерное равенство и права сексуальных меньшинств.

Но в последние годы ситуация обострилась: если свобода — то без ограничений, если равенство — то всех и каждого, если права — то для любой группы, сколь бы мелкой она ни была. Толерантность и политкорректность стали правилами хорошего тона при общении и в переписке.

Добавьте к этому политику мультикультуризма (сохранение и развитие каждой имеющейся в обществе культуры), подчеркнутое уважение (даже если не нравится) к действиям и поведению других людей, «взрыв многообразия» различных меньшинств — и вы получите основные тренды и запросы.

Естественно, все это возникло не на пустом месте — учебные заведения с доминирующей левацкой идеологией, многочисленные «мозговые центры» гендерного равенства и разнообразные фонды поддержки тех или иных меньшинств десятилетиями развивали эту повестку в массовом сознаним. Но это дела внутри США, для нас важнее другое.

Изменения в медиа-продукции, которые вызывают жаркие споры в рунете, не случились бы без уже прошедших изменений в социальном сознании западного общества.

Не важно, идет речь о воротилах кинобизнеса или игроделах — все они вынуждены соответствовать новой повестке дня или хотя бы реагировать на неё.

Почему бизнес так сильно этому подвержен?

Во-первых, из-за законов. В ряде государств женщины должны составлять не меньше 20-30 % от всех работников предприятия. Если порог не установлен на законодательном уровне, то за «дискриминацией по половому признаку» следят общественники — компании с недостатком работниц порицают.

В Канаде, которая активно стимулирует открытие новых кино- и игровых компаний за счет налоговых и административных поблажек, действуют законы о против дискриминации сексуальных меньшинств. В США с этим проще, но активно работают ЛГБТ-организации — они смотрят голливудские фильмы и добиваются, чтобы те соответствовали определенным критериям.

Ubisoft в 2007 и в 2014 году

Проходя на работу по своеобразному блату, эти группы продвигают свою повестку и добиваются увеличения числа женских персонажей или лиц нетрадиционной ориентации в том медиа-продукте, в производстве которого они участвуют.

Во-вторых, ничто не вечно — кто-то теряет интерес и меняет профессию, кто-то уходит на пенсию, кто-то умирает. Приходит молодежь, имеющая свой набор ценностей и убеждений, который очень часто не совпадает с тем, что отстаивало уходящее поколение.

И хотя этот естественный процесс идет постепенно, в какой-то момент он проходит критический рубеж, за которым доминирующими в индустрии становятся убеждения молодежи — выше мы уже обозначили какие.

Считаем верным, что в кинобизнесе, производстве сериалов, а также игровой индустрии этот рубеж был пройден в этом десятилетии.

Смена поколений — аргумент в противовес теориям заговора. Дескать «масоны-иллюминаты целенаправленно, через крупные корпорации, пропагандируют содомию». Однако российская журналистика совершает ту же ошибку, что и обычные россияне — меряет Запад по себе.

Обозначенные изменения в Западном обществе коснулись всех — от простых работников до руководителей отделов и директоров компаний. И они искренне поддерживают курс на толерантность, многообразие рас и социальных групп, разнообразие ориентаций.

В-третьих, в нашу жизнь прочно вошли социальные сети и не просто как инструмент распространения информации. Когда людям что-то не нравится, они могут достучаться до бизнеса при помощи бучи в соцсетях с нужным #хэштегом.

Через шумиху недовольные реально влияют на тех, кто принимает решения. В качестве примера — реакция фанатов на трейлер фильма о ежике «Сонике» или новость о черных славянах в «Ведьмаке». Но не все так безоблачно — очень часто шум поднимают «борцы за социальную справедливость» (SJW).

По сути, это деструктивная субкультура, утверждающая, что обществом правят стереотипы и шаблонные понятия о добре и зле, правильном и неправильном (поведении, действиях и т.д.). С точки зрения SJW, те, для кого стереотипы и интерпретации выгодны, автоматически занимают в социуме привилегированное положение, получая реальные блага.

В качестве примера SJW-теории: белокожий мужчина имеет более высокие шансы попасть на хорошую работу, получить кредит в банке или не быть арестованным, чем женщина или чернокожий мужчина. И чтобы стать белым, ему усилий прилагать не надо, он таким родился, что и создает привилегии и явную дискриминацию.

Усмотреть дискриминацию (скрытую или явную), объективацию, отсутствие равенства по признаку пола, сексуальной ориентации, расы, занимаемой в обществе позиции и так далее, SJW-активисты могут в чем угодно. Приведем самые яркие примеры последних лет:

  • Претензии к Kingdom Come: Deliverance и Witcher 3 — за отсутствие темнокожих персонажей;
  • Требование сделать главную героиню «Холодного сердца» гомосексуалкой;
  • Претензии к Death Stranding за объективацию женщин — одну из героинь зовут «Хрупкая», женщины нужны только для рождения детей;
  • Утверждение, что девушки в купальниках из файтингов Tekken унижают женский пол и, вообще, это дискриминация, поскольку мужчины одеты;
  • Давление на Blizzard за отсутствие в Overwatch гомосексуалистов и темнокожей-героини женщины;
  • Атака на Ubisoft из-за необходимости в Assassin's Creed Odyssey в обязательном порядке создавать семью с мужчиной и рожать ребенка;
  • Увольнение режиссера «Стражей Галактики» Джеймса Ганна (James Gunn) за какие-то неправильные шутки десятилетней давности.

Бизнес очень болезненно реагирует, когда его обвиняют в дискриминации и травят SJW-активисты, потому стремится избегать скандалов на этой почве — отсюда часто намеренная политика многообразия-разнообразия, которая рушит привычное для большинства восприятие.

Как чернокожие Зевс, Патрокл и бисексуал Ахиллес в недавней экранизации «Трои» от BBC. А если главный герой белый — то обязательно дебил и моральный урод.

Почему мы так остро это воспринимаем

В странах бывшего СССР такие новшества вызывают жаркие дискуссии. Вероятно, их было бы меньше, если бы не навязчивость — когда ни с того, ни с сего герои/персонажи начинают кричать о своей ориентации и том, как им тяжело живется, это вызывает ворох негодования. Не за пропагандой мы ходим в кино.

Или когда Джоан Роулинг (Joanne Rowling) в своем Twitter сделала Гермиону чернокожей, а Дамблдора — гомосексуалистом. Из той же оперы решение Disney сделать «Щелкунчика» или «Русалочку» темнокожими, в разрез с их каноническими образами, которые были придуманы европейскими авторами. И так далее.

Выбери свой гендер

Чтобы понять причины этого, вернемся на 30-40 лет назад. Хорошо видно, что основы общества, хоть в коммунистическом, хоть в капиталистическом обществе тогда были схожи — брак между мужчиной и женщиной, дети, семейные ценности, добро побеждает зло, честный труд, справедливость закона, не в деньгах счастье и так далее.

Попросту говоря, то, как фильмы 80-х, 90-х и 00-х показывали общество и отношения между людьми, хоть в США, хоть в Восточной Европе, хоть на Дальнем Востоке воспринималось одинаково, было понятно всем и споров не вызывало.

Сейчас в США и Западной Европе устои общества изменились, как таковой «нормы» нет вообще. А вот в странах бывшего СССР аналогичных изменений не произошло.

Поэтому когда мы смотрим фильмы или играем в игры, новые общественные устои Запада не воспринимаются однозначно позитивно, а некоторые сцены вызывают пресловутый «разрыв шаблона». Причины и следствия оставим за данным материалом.

В то же время в нашем сознании прочно укоренилась мысль, что если речь о кино или сериале — то из Голливуда, именно там делают контент высшего сорта. Со временем Голливуд прочно захватил умы и сердца наших соотечественников — простые, но продуманные сценарии, отличная игра актеров, проработанные бои, качественная постановка сцен, крутые эффекты.

Даже сейчас, с развитием цифровой дистрибуции, большинство людей не готово потратить свое время на ознакомление с проектами европейских, российских или индо-китайских режиссеров, студий или компаний. Просто потому что западное привычней, доступней и в среднем лучше. И тут возникает другой вопрос.

В комментариях наши пользователи посоветовали не поддаваться на «пропаганду», а-ля «Рус, сдавайся, в плену тшебя штет хорошее отношение». Хотим отметить — в эпоху хождения этой фразы, "рус" был равным противником, который был способен дать сдачи (и давал).

Сейчас ситуация изменилась принципиально — "руса" просто не существует в головах бизнес-заправил. Граждане РФ могут сколь угодно долго тешить себя иллюзией о собственном величии и способности влиять на планету, как раньше, но на деле этого нет. Поэтому никакой целенаправленной пропаганды в отношении не ведется — невозможно агитировать то, чего ты просто не замечаешь.

Как повлиять на ситуацию?

Те, кому не нравится появление в фильмах и играх сильных женщин, многообразия рас и разных сексуальных ориентаций, считают тактику бойкота оптимальной, чтобы изменить позицию студий. Разбирая реакции нередко можно увидеть такие сообщения: «не буду ходить в кино», «не буду покупать/смотреть», «эта студия для меня умерла», «скачаю с торрента» и так далее.

Однако это не имеет никакого смысла — насаждение толерантности в играх, фильмах и сериалах продолжится. Вы никак не сможете повлиять на это. Чтобы убедиться в этом, надо усвоить одну очень простую вещь.

Всё, что выпускает Голливуд и западные игровые компании, делается, прежде всего, для самих американцев. Под их вкусы, желания, актуальную повестку дня. Сериалы — с расчетом на условия американских же рекламодателей.

На втором месте по сборам — Китай, на третьем — Япония, и потом уже страны ЕС.

Голливуд — уже давно не фабрика грез, а фабрика по зарабатыванию денег для компаний и акционеров. С играми и сериалами ситуация (преедположительно) аналогична. Позволит следование текущей повестке дня (мультикультуризму, толерантности) зарабатывать больше — будет больше представителей разных рас, феминизированных женщин и гомосексуалистов обоих полов.

Роберт Дауни Младший (Robert Downey Jr.) после пигментации кожи

На примере последних лет. Воротилы кинобизнеса увидели, что у определенной аудитории (женщины, черные, гомосексуалисты) есть запрос на «свои» фильмы и деньги на то, чтобы оплатить просмотр.

И сразу появились заточенные под эту аудиторию фильмы, с подобранными условиями съемок и локализованными актерами, как то «Чудо-женщина», «Черная пантера» или «Лунный свет».

Поскольку Россия занимает 11 место в мировом ВВП с долей в 2% (страны бывшего СССР совместно — около 3%), то ваше очень важное мнение интересует западных воротил примерно на те же 2-3%.

Неважно, идет речь о фильмах, сериалах или играх — производители рассчитывают на деньги от аудитории первых пяти рынков планеты. Поэтому если кто-то из нас достучится до голливудских продюсеров, у него даже не будет оснований что-то требовать.

Оценивают успех любого продукта по продажам в США, Китае и Европе. Бывший соцлагерь, с падающей экономикой и вымирающим населением (скоро просто некому будет смотреть кино), не может что-то диктовать странам с устойчивой экономикой и притоком населения.

Что-то же можно сделать?

Сперва мы хотели поговорить о том, что смена полюбившихся героев фильмов на новые, современные образы, не будет воспринята нашим сформированным мышлением. Глядя на Battlefield 5 — что «деды воевали не за это». Что прогибаться под требования SJW-активистов, значит ущемлять права большинства.

Но, покопав тему, стало ясно, что это тупиковый путь — раз мы, из бывшего СССР, не можем повлиять на происходящие на Западе процессы, то нечего и ныть. А свои потребности надо удовлетворять самостоятельно.

Вместо того чтобы критиковать Голливуд, надо самим производить медиа-продукцию, подходящую под наше восприятие. Сейчас Россия находится на отшибе современной мировой культуры и не в состоянии рассказать о своем взгляде на ценности и общество через фильмы и игры, не говоря уже о смене повестки дня.

Одна из причин этого — в недостаточно высоком качестве производства. Российский кинопром очень часто бравирует конкуренцией с Голливудом, но на деле поделки Фонда Кино работают на внутреннюю аудиторию, которую накачивают многомесячной PR-кампанией и «зарезают» прокат западных картин. О чем критики современного российского кино и говорят.

Другая причина — нехватка хороших и продуманных сценариев. Да, многие голливудские картины тоже этим грешат, но это скорее преимущество, за счет которого можно выделиться. А не отмазка, почему сами снимаем и производим такой ущербный продукт.

Удобно сидеть в огороженной от «больших дядь» песочнице и грозно покрикивать на всех вокруг. Но только через жесточайшую конкуренцию можно определить свой реальный уровень качества, а также найти аудиторию по всему миру, получив поддержку через сервисы авторского контента вроде Patreon или Kickstarter.

Запрос на славянскую тематику и культуру в мире существует, есть примеры брэндов, которые смогли закрепиться на Западе — «Ведьмак», «Метро», «Сталкер».

Но вряд ли мировой рынок заинтересуют такие изобретения, как «бууээээ на экране» уровня «Горько», патриотические мультики о нашем могуществе и величии, а также историческое фэнтези уровня «Властелина Колец» про какого-то викинга.

В этом плане показателен опыт «Ведьмака» — несмотря на талантливое книжное изложение, брэнд стал узнаваем только через десятилетия, после успеха второй и третьей игры. Теперь Netflix снимает по нему сериал.

Когда материал готовился к публикации, пришли новости о том, что телеканал «ТНТ» готовит экранизацию по франшизе «Метро». Логика подсказывает, что если какая-то отечественная кампания взялась бы за экранизацию «Ведьмака» первой, то новостей о героях со сложными африкано-азиатскими корнями мы бы не увидели.

Помимо покупки прав на франшизу у авторов соседних стран, нужно продвигать привычные славянские истории и сказки, классическую русскую литературу. Вопрос о том, как это лучше сделать оставим за скобками, поскольку и «Ведьмак» и «Метро» занимали место на рынке десятилетиями.

Персональный бойкот не устраивающей вас продукции совмещайте с поиском для себя кино, сериалов и игр из других стран, от других компаний. Поддерживайте только ту продукцию, что действительно вам нравится — благо, перевести деньги авторам за работу в наше время достаточно просто.

Не забывайте, что окупиться на постсоветском пространстве очень тяжело — вопросы демографии и экономики все равно остаются на первом плане. Опыт Китая показывает, что Голливуду можно навязать свои требования — для чего требуется быть экономикой с мощным внутренним рынком и элементарно большим населением — чтобы было, кому смотреть и на какие деньги.

PS: данный материал носит информационный характер, написан в нейтральном стиле и не отражает никакого мнения редакции о современных трендах. Просьба в комментариях соблюдать правила сайта и не нарушать законы РФ, в том числе о запрете дискриминации и разжигании межнациональной розни.

+12
Комментарии 34