Обзор Layers of Fear 2 — интересно и красиво, но не страшно

Три года назад студия Bloober Team выпустила довольно неплохой психологический хоррор Layers of Fear, главной проблемой которого стал, внезапно, недостаток по-настоящему страшных моментов. А сможет ли сиквел не только рассказать интересную историю, но и напугать?

Притча про омлет

Первое, что встречает игрока в Layers of Fear 2, это мощная, проработанная до мелочей экспозиция. Действие игры происходит на круизном лайнере образца прошлого столетия. Часть помещений корабля отведены под съемки голливудского фильма, а персонаж игрока — это главный герой фильма. И по сути единственный, как выясняется позднее. Вместо людей тут одни манекены.

В то время как оригинальная Layers of Fear рассказывала скорее о самокопании главного героя, вторая часть усложняет этот концепт, добавляя образ некоего режиссера. Он направляет игрока и создает вокруг него странные и фантасмагорические сцены, выворачивающие психику наизнанку и нередко вводящие в ступор.

При этом цель режиссера весьма конкретная, она открывается в первые же минуты игры, не требуя никакого анализа: «Собрать воедино воспоминания, грезы и страхи. Подготовиться к главной роли». Именно это написано на доске, в одной из первых комнат, и этого вполне достаточно, чтобы понять общий посыл разработчиков и половину игру.

По сути Layers of Fear 2 — это классическая притча про омлет, который нельзя приготовить, не разбив яйца. Задача режиссера заключается в том, чтобы убить личность актера, тем самым сделав идеального персонажа. Если по-простому, то на протяжении всей игры главный герой переживает жизни других людей, постепенно отказываясь от своей личности.

Да, Layers of Fear умеет напустить тумана. В этом плане игра сделана даже лучше, чем оригинал. Вместо очевидных метафор сделать сложносочиненные истории, которые распутываются подобно шерстяному клубку. Уступает сиквел разве что в камерности: особняк из первой части бесподобен, а тут вместо него довольно скучный корабль.

Страшно или нет?

В разговоре о хорроре, пусть даже и психологическом, самый главный вопрос можно сформулировать так: страшно ли это? Потому что далеко не каждую игру, затрагивающую психологические темы, можно назвать хоррором. What Remains of Edith Finch, Gone Home, The Vanishing of Ethan Carter — в каком-то смысле это тоже психологические игры. Но это не хорроры.

Но разработчики этих игры и не называют их таковыми. А вот Layers of Fear 2 по мнению Bloober Team — это самый настоящий хоррор, даже название соответствующее. Тем не менее, игра не страшная. Казалось бы, скримеры есть, гнетущая атмосфера тоже на месте, даже монстр тут как тут. В чем же проблема? Ответ простой: кое-кто заигрался со смыслами.

Природа страха довольно примитивна, и любой по-настоящему крутой хоррор пугает в общем-то простыми, но реалистичными вещами. Создатели Layers of Fear 2, напротив, активно используют логику сна, чтобы рассказывать историю. Архитектура корабля не постоянна, на глаза то и дело попадается настоящая психоделика, а один поворот камеры может сменить обстановку позади персонажа.

Мозг отказывается воспринимать это за реальность, ведь даже сами разработчики говорят, что игрок лишь переживает воспоминания других людей. Грубо говоря, все происходящее происходит «понарошку». И поэтому даже дешевые скримеры не пугают так, как должны, хотя уж это должно работать везде! У Bloober Team просто не получается «выдернуть» игрока из повествования и как следует напугать.

Впрочем, жутких моментов в Layers of Fear 2 хватает. Иногда игра все же пугает по-настоящему, и происходит это именно тогда когда разработчики делают упор на реалистичность. Например, во время забегов от монстра или исследования закоулков корабля. То есть когда игрока перестают вести за ручку и оставляют наедине с кораблем и его тайнами. А их у него много.

Корабль-призрак

Как и особняк из оригинала, круизный лайнер можно считать полноценным действующим лицом. Несмотря на то, что помимо игрока на корабле нет ни одной живой души, он постоянно общается с игроком. То записку подкинет, то напугает страшным шорохом или стуком, то предложит решить какую-нибудь простенькую головоломку.

К слову, в ревью-версии был неприятный «косяк» с шрифтами — некоторые буквы постоянно смещались влево или вправо. Читать можно, но глаза режет. Вполне возможно, что проблема будет исправлена с первым же патчем, но тем не менее. Также иногда можно заметить досадные ошибки в переводе, что тоже портит впечатление.

За время прохождения Layers of Fear 2 можно исходить корабль вдоль и поперек, заглянув в каждый темный угол. Тех, кто любит исследовать окружение, игра наградит дополнительной информацией о сюжете, а всех остальных завалит вопросами без ответов. Головоломки довольно очевидные и встречаются редко. Но все они логичные и решаемы. Главное немного подумать, прежде чем искать гайд.

С точки зрения геймплея это классический симулятор ходьбы с элементами хоррора. Прохождение линейное, из нескольких дверей в коридоре открыта только одна — та, которая ведет дальше по сюжету.

Периодически игрок возвращается в место своего изначального появления, чтобы прослушать найденные аудиозаписи и просмотреть фото на проекторе. А еще тут есть интерактивное взаимодействие с объектами аля Penumbra. Мелочь, а приятно!

Жутко красивая игра

Качественный визуал в свое время стал визитной карточкой первой части, которая сделана на движке Unity. И хоть люди часто смеются над хоррорами на «Юнити», Layers of Fear выглядела действительно классно. Сиквел держит марку, являясь одним из самых красивых хорроров последних лет.

Причем высокий уровень держится не столько за счет технологичности графики, а за счет ее выдержанности. Особенно хорошо ребята из Bloober Team поработали над освещением и эффектами. Интерьеры лайнера выглядят просто великолепно, иногда можно наткнуться на текстуры не самого высокого разрешения.

Но тут уж дело в размере игры: весит она тринадцать с лишним гигабайт, в такой объем много не уложишь. К тому же разработчики действительно поработали над оптимизацией — системные требования низкие, просадок FPS нет, все работает как часы.

А еще в Layers of Fear 2 есть крутой бинауральный звук. Все окружение ведет себя настолько реалистично, насколько это возможно, а от скрипов досок под ногами и всяческих шорохов волосы встают дыбом. Правда, чтобы прочувствовать все это великолепие, нужно играть в хороших наушниках, а лучше — с пяти- или даже семиканальной системой.

Интересно и красиво, но не страшно

У Layers of Fear 2 есть все, чтобы заинтересовать большинство игроков — интересный сюжет, красивая графика, отличный звук, но любители хоррора за прохождение испугаются всего несколько раз.

Главная проблема игры — это позиционирование. Разработчики считают свое детище хоррором, но на деле это психологический триллер с элементами мистики. Однако назвать Layers of Fear 2 плохой игрой язык не поворачивается. Просто игра не такая страшная, как кажется на первый взгляд.

+1
Сюжет
8.0
Управление
9.0
Звук и музыка
8.0
Локализация
5.0
Геймплей
7.0
Графика
8.0
7.5 / 10
Через три года после выхода оригинала разработчики Layers of Fear 2 смогли рассказать еще более запутанную историю, поработали над графикой и звуком, но так и не научились пугать игрока до чертиков.
Плюсы
— Интересный психологический сюжет;
— Отличная графика;
— Крутой бинауральный звук.
Минусы
— Игра редко пугает по-настоящему;
— Проблема с шрифтами;
— Ошибки в переводе.
Комментарии 3