Подумать только, как быстро летит время — пять лет минуло с выхода Tropico 5 и почти десять — после релиза Tropico 3, самой инновационной части серии! Но Tropico определенно живет в своем мире, где время стоит на месте и других градостроительных, экономических симуляторов не существует. Иначе трудно объяснить, почему Tropico 6 предлагает то же самое, что и предыдущие игры серии, только в новой оболочке.
Да-да, вы все правильно поняли — главным новшеством Tropico 6 стала улучшенная графика. Переезд на Unreal Engine 4 благотворно сказывается на любой игре, и Tropico 6 не исключение — выкрутив настройки на максимум вы будете наслаждаться горячими видами островов Карибского бассейна.
Проработанные ландшафты и биомы, качественная растительность, солнечные пляжи, динамические тени, крутые эффекты от системы частиц, достаточно проработанные модели зданий и симуляция воды а-ля Crysis — вот что стало визитной карточкой новой игры.
Не ерничаем — решение правильное и нужное, тем более что прошлые игры выглядели страшненько, но почему не хватило времени на оптимизацию и тестирование?
Сейчас Tropico 6 бодро нагружает современные системы и ставит старые на колени — это не хорошо, тем более что для 2019 года ничего особенного в графике нет.
Игра периодически тормозит, чем дальше, тем сильнее, и имеет тенденцию зависать на пару секунд при сохранении. Баги в наличии — некоторые здания явно глючат и не оказывают услуги, которые должны.
Либо их служащие занимаются чем угодно, но не своими прямыми обязанностями — те же строители «шабашат» в округе, а на стройку игрока выезжают с задержкой в месяц-другой.
Да, перенести целую игру на новый движок — это большая работа, но подобных технических проблем не ждешь, учитывая, что Tropico 6 долго полировали и даже переносили из-за этого релиз!
Важные геймплейные новшества — появление архипелагов (нескольких островов на карте вместо одного) и повышение лимита жителей в 5 раз до 10 000 человек — также связаны с переездом на новый движок.
Стало лучше? Однозначно да, теперь появляется смысл играть дольше двух часов и интенсивно развиваться, пока не будет застроено все.
Даже если остров один (такие карты встречаются), он будет просто колоссальных размеров и его можно застраивать с двух-трех сторон. А постоянный рост населения потребует серьезной работы над улучшением качества жизни в каждом из районов.
Новая команда разработчиков и новый движок — большой риск для любого проекта, но не в этот раз. Парни из Limbic бережно перенесли все, что хорошо работало в пятой части и лучшие наработки предыдущих игр серии, например, пиратские рейды и предвыборные речи.
Мечтали порулить собственной небольшой страной? Проще простого — создаете карикатурного диктатора Эль Президенте и управляете насколько хватит таланта:
Стройте плантации и фермы, дабы превратить их в производственные цепочки по мере развития, проводите индустриализацию сырьевой колонии предприятиями легкой и тяжелой промышленности, станьте мировым лидером в области современных высокотехнологичных производств — все как положено в хорошем градостроительном симуляторе.
По-прежнему нужно пережить четыре эпохи: колониальную, мировых войн, холодных войн, информационную, каждая расширяет набор зданий и доступных улучшений для них, а также меняет условия игры.
Вначале можно лишь торговать с метрополией, но в дальнейшем число держав увеличивается и между ними приходится балансировать, чтобы выжать максимум из внешней торговли.
Начало игры очень-очень легкое — строй себе рудники и фермы, обеспечивай их необразованной и дешевой рабочей силой, выкачивай максимум сырья и получай за него солидные деньги, поддерживай сепаратистов, чтобы, когда придёт время — объявить о независимости.
Архипелаг находится на отшибе и метрополии не нужен, поэтому придется завозить людей и обеспечивать их жильем, услугами и развлечениями.
Переход к эпохе мировых войн как холодный душ — сырье больше никому не нужно, в цене только продукты передела, население бунтует и требует больше прав (и образования!), всенародных выборов и конституции, да еще на какие-то исследования нужно тратить деньги.
А дальше на первый план выходит только внутренняя политика. Как умелый политикан, Эль Президенте обязан балансировать между конкурирующими фракциями, издавать разные указы (повышающие или понижающие уровень свобод), следить за экономикой и занятостью, противостоять партизанам и терроризировать соседей.
В общем, новая Tropico — это такой классический сиквел, где все сделали краше и добавили больше контента, получив больше удовольствия от прохождения. Только это не вторая часть, а уже шестая. И тут возникают вопросы.
Фанаты предыдущих игр серии будут разочарованы — новшеств в геймплее практически нет.
Производственные цепочки, как и раньше, примитивны — 30 % сырья из колониальной эпохи продается как есть даже в информационную эпоху, 50 % сырья имеет одну степень передела и всего 20 % можно переработать дважды.
Вы можете отлично вложиться в оружие в эпоху мировых войн, но уже в эпоху холодной войны оно потеряет актуальность. Почему разработчики не добавили третью степень передела — снаряды с обедненным ураном? Уран доступен как сырье! А в информационную эпоху можно было производить высокоточное оружие, мы же и так выпускаем электронику!
Из этого вытекает серьезная проблема — игра не вознаграждает усилия, потраченные на развитие колонии в предыдущую эпоху. Наоборот, она их уничтожает. Вы хорошо развились в эпоху холодной войны? Забейте на этот прогресс, сносите все и начинайте заново.
Никто не против демонстрации неумолимости технического прогресса, но я уже потратил время на развитие в предыдущей эпохе, будьте любезны его сохранить.
Неужели сложно собрать одно с другим и получить еще более крутой продукт, как на примерах выше? Или классическая механика сложных переделов из экономических стратегий в духе Anno оказалась бы для игроков неподъемно сложной?
Ряд вопросов вызывает подход к исследованиям. Чертежи новых зданий можно получить, заказав их в меню научных исследований:
Либо их можно сразу купить в меню строительства, включая АЭС, космическую и ядерную программы:
Но кто бы продал хоть что-то, связанное с оружием вроде авианосца и атомной программой, государству Карибского бассейна? В Tropico 6 это не проблема, просто держи карман шире… только вот разрушается связь с реальностью.
Можно же было сделать интересный квест с самостоятельным изучением, но шпионам потребовалось бы выкрасть ключевые детали, а коммандос — похитить нужных специалистов. Все это могло вскрыться, в ответ сверхдержава вводила бы санкции или даже войска. Но этого нет.
Впечатление, что разработчики придумали это впопыхах — зачем нужно исследовать чертежи зданий, если я могу их просто купить? Зарабатывать деньги в игре легко, достаточно всё строить в двойном количестве и денег будет валом. А значит гораздо эффективнее всё выкупать, чем возиться с этими исследованиями, тратить какие-то ресурсы.
И, пожалуй — самое главное — отсутствие актуальной политической повестки. Вы не можете отыграть плохиша. Стать пожизненным, несменяемым диктатором, превратив жителей в крепостных рабов, должных государству до гроба.
Или лидером наркомафиозного картеля, где население поставляет только наркотики, оружие и проституток на мировой рынок.
Нельзя стать спонсором мирового терроризма или страной-изгоем, вызвать нападение оставшихся держав. Пугать всех ядерной бомбой и гиперзвуковой ракетой в 21 веке — можно, но есть страшилки и посерьезней, с бактериологическим оружием или взломом всех компьютерных сетей.
Или вот новшество — восемь разных фракций (милитаристы и верующие, капиталисты и коммунисты, экологи и промышленники, либералы и консерваторы), причем все взрослые жители относятся к четырем из них.
На выходе получается какой-то сюрреализм — верующий коммунист, ратующий за однополые браки и экологию. Из-за этих взаимоисключающих параграфов вас просто будут ненавидеть!
Если сбросить нарядный фасад, то вскроются серьезные проблемы взаимодействия между пользователем и игрой. Главная из них — отсутствие всей нужной информации.
Взять, для примера, экологию — химическая промышленность сильно загрязняет окружающее пространство, пять заводов по производству пластика сделают треть (!) острова непригодной для проживания. Но невозможно заранее узнать, что это будет вот так — ни зоны подсветки, ни каких-то очков экологического баланса, ничего.
Или кафедральный собор — он принимает ограниченное число прихожан, но при этом подсвечивается как действующий в широкой области. Этим игра прямо вводит в заблуждение, поскольку при большой плотности жителей нужно строить несколько кафедральных соборов на одной и той же площади.
Сюда же отнесем непонятную работу транспортных компаний — грузоперевозка нередко вставала, машины просто терялись на одной дороге, товары вывозились месяцами. Ситуация стала лучше, только когда я начал ставить по одной компании на три ближайших здания промышленности. Как эта механика работает, почему нужно столько транспорта — ничего не понятно.
Аналогично с перевозкой пассажиров — автобусы и метро очень удобно использовать, чтобы передвигать рабочую силу с одного конца острова на другой, дабы разделить экологически чистые городские районы и грязные промышленные.
Но игра вообще не объясняет, как осуществляется транспортировка и нередко в жилом районе безработица, а в промышленном нехватка рабочих рук, просто потому что рабочие не нашли общественного транспорта.
Вызывает нарекания общий темп игры. В колониальной эпохе вы можете вальяжно просидеть хоть 50, хоть 100 лет. Эпохи мировых и холодных войн гораздо короче — и завершаются по вашему клику. Никаких сюжетных квестов или особых поручений, выбора враждующей стороны и серии интересных квестов — всего того, что нужно в песочнице!
Просто поддерживайте обе стороны, увеличьте уровень отношений до максимума и заключите с какой-то одной союз. Как только вы окажетесь в информационной эпохе, то к неудовольствию обнаружите, что сюжетного контента, держащего вас напряжении, в последней эпохе нет совсем — делайте что угодно.
Альманах по-прежнему бесполезен, быстро узнать об основных проблемах вы не сможете. Статистические «слои» никак не отображают баланс между спросом и предложением, так что придется до всего доходить самому или даже высчитывать его вручную.
Интерфейс выглядит здорово, но пользоваться им как-то неудобно — мы регулярно подолгу искали нужные вкладки. Он одновременно с хорошими шрифтами и крупными иконками, но громоздкий и не запоминается.
О плюсах и минусах мы рассказали, будем подводить итог. В Tropico 6 все прекрасно, если вы непритязательный фанат градостроительных стратегий и хотите попробовать что-то новенькое или никогда раньше не играли в Tropico.
В таком случае игра стоит своих денег и усилий, потраченных на прохождение обучения и отдельных миссий — так называется здешняя кампания. А еще есть мультиплеер, в котором можно помериться умением скоростного развития и выхода в финальную эпоху с четырьмя другими игроками.
Если же вы старый фанат, то не покупайте Tropico 6 на старте, дождитесь исправления багов и дополнений. Можно смириться с тем, что в новой части нет новых идей, но множество мелких недоработок простить нельзя.
Такое ощущение, что разработчикам поставили задачу перенести игру со старого движка на новый, а вот доработать её по-крупному не позволили. Все описанные недостатки давно устранены у конкурентов, достаточно было посмотреть на них, и Tropico 6 стала бы гораздо лучше.
Если кто-то думает, что фокусы с перевыпуском одной и той же геймплейной концепции можно вытворять до бесконечности, то он серьезно ошибается. Tropico пора развиваться.