Продолжая развитие сатиры на американскую культуру, разработчики Ubisoft выпустили первый загружаемый аддон для Far Cry 5, посвященный милитаристическому аду войны во Вьетнаме.
Дополнение запускается через главное меню игры, в базовой версии игры никак изменений после установки Hours of Darkness не происходит. Это что-то вроде отдельной игры по типу Blood Dragon для Far Cry 3. Начинается все со стилизованной под комиксы заставки, в которой бравые американские морпехи летят на задание в джунгли Вьетнама.
Впрочем, о каком-то сложном и продуманном сюжете говорить не приходится: группа попадает в засаду. Большая часть солдат погибает, других берут в плен злобные «гуки». Главному герою, опытному вояке по прозвищу «Ковбой», удается избежать смерти, но до спасения еще далеко: ближайшая точка эвакуации находится более чем в 3 километрах.
Конечная цель проста как 2 копейки — совершить марш-бросок в противоположный край карты и выбраться из вражеского окружения. Но в процессе Ковбой пройдет через огонь, воду и разветвленные сети подземных тоннелей Вьетнамской Народной Армии, а заодно уничтожит десяток вражеских аванпостов, несколько зенитных расчетов, весь офицерский состав противника.
Дополнение Hours of Darkness не пытается казаться сложной и необычной историей. Вместо этого оно грубо и бесцеремонно бросает игрока в свой мир со словами: «Выживай». Нет ни «киношных» диалогов, ни карикатурных персонажей из карикатурной америки Far Cry 5, ни харизматичного злодея. Но зато есть война, верная «Эмка», заляпанный грязью бинокль и десятки, сотни «гуков».
Far Cry 5: Hours of Darkness — это 4 квадратных километра джунглей, перемещение по которым постоянно затруднено патрулями вьетконковцев, в то время как у Ковбой вынужден сражаться в одиночку. Единственное преимущество главного героя заключается в возможности вызвать поддержку с воздуха и, внезапно, умение выживать в агрессивной среде.
Все основные механики, такие как стрельба, вождение, скрытность, перекочевали в аддон из базовой версии игры без каких-либо изменений. Изменилась только система навыков, она в Hours of Darkness сделана по-своему. Система наемников, сюжетные квесты и диалоги остались за бортом, но это и логично, учитывая сеттинг дополнения.
Перед тем, как войти на территорию очередного аванпоста, следует забраться на возвышенность или обзорную вышку, осмотреться и отметить место для воздушного удара. Как правило, после этого в лагере остается всего несколько противников, устранение которых для ветеранов войны с Вратами Эдема не представляет никакой сложности.
Проблема в том, что количество авиаударов ограничено специальными жетонами, которых у главного героя не может быть больше 5 штук. Если потратить все в первый час игры, то можно попасть в неприятную ситуацию, когда придется в одиночку перестреливаться с 5-7 противниками. Ковбой, конечно, крут, но даже для него такие столкновения чреваты быстрой смертью.
Вдобавок к этому авиаудар может быть заблокирован в тех областях, где действуют расчеты зенитных установок. Их в Hours of Darkness несколько, и каждый хорошо охраняется целым отрядом бойцов. Поэтому просто бомбить и отсиживаться в кустах не получится, так или иначе придется вступать в бой с группами противников без какой-либо помощи извне.
Чтобы совладать с превосходящими силами Вьетнамской Народной Армии, главный герой Far Cry 5: Hours of Darkness просто обязан использовать военную хитрость. Она в дополнении представлена линейкой из 4 навыков — «Адреналин», «Призрак», «Шестое чувство» и «Хищник». Чтобы получать их, Ковбой должен убивать противников, не раскрывая своей позиции.
Пользы от навыков много. Например, «Адреналин» позволяет быстрее перемещаться пригнувшись, а «Призрак» делает персонажа бесшумным и снижает урон от падения. «Шестое чувство» помечает врагов поблизости и снижает шанс нарваться на пантер, крокодилов и других хищников, ну а последний навык и вовсе позволяет видеть врагов сквозь стены!
Причем нет никаких особых очков навыков или уровней, чтобы открыть следующий навык, достаточно просто устранить скрытно любого врага. 4 убийства без обнаружения — и Ковбой может пользоваться преимуществами всех навыков. Но потерять их тоже легко: достаточно попасться на глаза вражине, и вот главный герой опять обычный солдат.
Такая незамысловатая ролевая система вносит определенное разнообразие в игровой процесс. По ходу игры придется и прятаться, и отстреливаться в открытую как Рэмбо. Впрочем, в большинстве случаев лучше все-таки играть скрытно, потому что на высокой сложности убивают действительно быстро.
Как и в каждой уважающей себя игре про войну во Вьетнаме, в Hours of Darkness можно увидеть отличительные особенности боевых действий того времени. Американская армия ведет войну небольшими группами, большой упор делая на авиацию, хорошо оснащенные отряды чистильщиков и хорошо налаженную связь. Тем не менее, этого недостаточно, чтобы быстро и без потерь одержать победу.
Солдаты ВНА действуют по партизанской тактике. Их небольшие базы рассредоточены по всей округе, а все важные структуры тщательно замаскированы, а под землей скрывается целая сеть подземных тоннелей, благодаря которым вьетнамцы легко могут скрытно перемещаться по театру боевых действий и устраивать коварные засады. И да, на деревья они, вопреки популярному мему про Джонни, почему-то не забираются, хотя их в игре предостаточно!
В то время как дополнение Hours of Darkness в целом передает специфику войны во Вьетнаме, моральная сторона вопроса осталась практически без внимания. Подзаголовки в этой статье написаны не просто так. Это названия фильмов, которые содержат в себе много неприятной правды, касающейся того, какими методами и средствами пользовались американцы на той войне.
Ubisoft вновь намеренно не раскрывает тему. Если в основной игре разработчики обошли многие провокационные вопросы, касающиеся религии и современных сект, то в Hours of Darkness точно так же решили не поднимать больные темы геноцида местного населения, неоправданной жесткости и ксенофобии. Без них аддон кажется недосказанным, незавершенным.
Очень хорошо сработали те, кто писал саундтрек для аддона. Он великолепно вписывается в декорации войны во Вьетнаме и задает нужный тон всему действию. Исполнен он с характерными звучанием мрачного военного боевика. Композиаторы Вейд Макнейл (Wade Macneil) и Эндрю Гордон Макферсон (Andrew Gordon Macpherson) проделали очень хорошую работу!
Прохождение DLC Hours of Darkness занимает примерно 4-5 часов, и за это время игрок вдоволь набегается по вьетнамским джунглям и перестреляет целую кучу народа. Стоит ли это 699 рублей, которые за него просят разработчики? Сложно сказать, потому что аддон лишен «изюминки». Во что тут, собственно играть, спрашивается?
Открытый мир? Все его преимущества остались округе Хоуп из оригинальной Far Cry 5. Территория, доступная игроку в Hours of Darkness утыкана лагерями, зенитками, покосившимися домиками, но мир статичен, в нем нет того веселого и бредового безумия, за который ценят Far Cry от Ubisoft. Аванпосты и хищники в джунглях — это не открытый мир.
Возможно, Hours of Darkness цепляет сюжетом? Опять нет. Тут нет сюжета, который мог бы оправдать трату 700 рублей. Особенно при том, что девелоперы намеренно опустили львиную долю сеттинга по причине его крайней жестокости и нетерпимости. Все, за что любят «Цельнометаллическую оболочку» и «Апокалипсис сегодня», прошло мимо дополнения.
В сухом остатке имеется бодрый геймплей, качественный саундтрек и возможность кооперативного прохождения, но этого мало, чтобы рекомендовать Hours of Darkness всем и каждому. Возможно, фанаты серии оценят и это, но с точки зрения среднестатистического геймера аддон едва ли можно назвать удачным.