Как и было обещано, 22 февраля был запущено открытое бета-тестирование Total War: Arena. Мы в числе первых добровольцев отправились на поля сражений, чтобы оценить один из самых значимых F2P-релизов последних лет.
Стоит заметить, что Total War: Arena — это проект в общем-то не новый. Еще в марте 2013 года компания Creative Assembly анонсировала игру на пару с издателем Sega, а в 2015 году уже вовсю шло ЗБТ. Один за другим выходили большие патчи, а позже, когда тестирование стало открытым, игра даже появилась в Steam. Однако массовой игра не стала.
Через некоторое время проект внезапно заморозили, игра пропала из публичного доступа. Фанаты уже было забеспокоились, но скоро все стало ясно: Creative Assembly заручились поддержкой Wargaming.net, чтобы сделать Total War: Arena более успешной в F2P-сегменте. А уж кто-кто, а создатели World of Tanks, точно знают, как делать хорошие игры!
Total War: Arena — это ответвление от основной линейки глобальных стратегических игр, создаваемых Creative Assembly. В отличие от «сингловых» Total War, Arena не имеет одиночного режима и даже глобальной карты, равно как и многих других аспектов серии вроде дипломатии и менеджмента городов. Весь геймплей игры теперь сосредоточен вокруг постоянных боевых действий.
Они происходят в сеттинге Древнего мира, столь любимого фанатами творчества Creative Assembly, особенно игры Rome: Total War. В игре представлено 4 фракции — Рим, Греция, Варвары и Карфаген, так что каждый игрок найдет что-нибудь себе по вкусу. Бои происходят на обширных картах, созданных на основе реально существующих мест.
Тут есть и Капитолийский холм, и Фермопилы, и Марафон, а также другие места, где в свое время прогремели самые известные в истории сражения. Разработчики вообще очень бережно отнеслись к историческому аспекту, пусть даже сами бои проходят в «вольном» формате, без дотошного воспроизведения реальных боев, но это уже сделано в угоду геймплею.
На текущий момент в Arena есть один-единственный режим игры, суть которого в том, что 2 команды игроков управляют своими войсками с целью разбить армию оппонентов или захватить их базу. При этом у каждого игрока под контролем относительно небольшие силы — всего 3 отряда, до 100 человек в каждом. Итого 3000 на 3000 человек, довольно масштабно для бесплатной игры!
Если же говорить об организации игрового процесса, то в этом смысле Total War: Arena представляет собой сессионную игру, сделанную по лекалам World of Tanks и других успешных F2P-проектов. Бои длятся по 10-15 минут, поэтому игра совершенно не требовательна к свободному времени, а все аспекты игры устроены так, чтобы в них мог разобраться даже казуальный игрок, который боится подходить к RTS.
Тем, кто играл в Total War: Arena в старом ЗБТ и Steam, наверняка будет интересно узнать, какие метаморфозы произошли с проектом. Их довольно много, но в этой статье будут приведены наиболее значимые и важные, потому что полный список изменений уже был опубликован в нашем руководстве для новичков, которое можно найти неподалеку.
Во-первых, появилась новая фракция — Карфаген. Она представлена собственной линейкой юнитов, а также 2 полководцами: Ганнибалом и Гасдрубалом. Главная особенность этой фракции заключается в наличии поистине уникального рода войск. Карфагеняне используют боевых слонов, которые на полях сражений Древнего мира воспринимались примерно так же, как и танки в Первой мировой.
Во-вторых, появились так называемые Custom Battles. Это бои, которые можно настроить самому. Режим идеально подходит для тестирования юнитов в тех или иных условиях, для сражений против друзей, а также наверняка понравится узкой прослойке игроков-реконструкторов, которые будут воспроизводить в игре знаменитые битвы Древнего мира.
В-третьих, разработчики добавили полноценные ветки умений для полководцев. Теперь они могут не просто повышать уровень, но и развивать те или иные аспекты своих умений. Благодаря этому один и тот же лидер может быть «прокачан» абсолютно по-разному и иметь «синергию» с разными родами войск. Это очень важное изменение, которое углубило игровую механику Total War: Arena.
Разумеется, на самом деле изменений куда больше. Создатели игры провели полный ребаланс всех юнитов, добавили новые виды войск (боевых псов, например), перекроили древо технологий, что-то добавили, а что-то убрали... Короче говоря, игра хоть не и поменялась кардинальным образом, но определенно изменилась во многих своих деталях.
В то время как в своей основе игра имеет вполне типичное F2P-ядро, механика проведения боев по-настоящему уникальна. Как уже было отмечено выше, сражения происходят между 2 командами из 10 игроков. У каждого игрока под контролем 3 отряда. Какие это будут отряды — решать игроку. Уже на первых порах можно укомплектовать свою армию разными родами войск.
Это и конница, и лучники, и мечники, и копейщики, и метатели дротиков. Позже добавляются и другие типы юнитов, такие как боевые псы, осадные орудия и даже слоны. У каждого рода войск есть свои преимущества и недостатки, при этом баланс в игре устроен в угоду истории, а не модной концепции «камень-ножницы-бумага». Благодаря этому бои в Total War: Arena ощущаются естественно и реалистично.
По умолчанию Total War: Arena вообще не предусматривает какого-то общего командования. Никто не запрещает одному из членов команды ускакать на резвой коннице в закат или отсиживаться весь раунд по кустам, чтобы не потерять бойцов в кровопролитных сражениях. Однако в таком случае команда будет в меньшинстве, если противники выступят единым фронтом, а потому скорее всего проиграет.
Проигранный без активного участия не принесет сколько-нибудь весомой награды. Именно поэтому каждый участник боя в Arena заинтересован как минимум в двух вещах. Во-первых, нужно выиграть сражение, а для этого нужно помогать товарищам, используя преимущества своих воинов. Во-вторых, нужно как можно эффективнее руководить войсками, чтобы получить хорошую награду за бой.
Так или иначе все сводится к тому, чтобы быть активным и эффективным. Сражения в Total War: Arena — это уникальный опыт взаимодействия с командой. Все 10 человек работают на достижение одной цели. Особенно классно играть с голосовой связью в компании друзей, потому что можно проводить такие лихие наскоки и обходные маневры, что просто голова идет кругом!
Принимая участие в сражениях, армия игрока набирает опыт. Его можно вложить в исследование различных улучшений — более качественного оружия и обмундирования. Набрав достаточное количество опыта и изучив критически-важные технологии, отряд можно развить до следующего уровня. Но для этого также необходимо развить самого полководца.
Он тоже набирает уровни, которые открывают доступ к двум дополнительным способностям командира. Первая у него есть по умолчанию, а еще две появляются на 3 и 5 уровнях. Дальнейшая «прокачка» позволяет нанимать высокоуровневые отряды. Именно так раньше была устроена система развития в Total War: Arena, но Wargaming вместе с Creative Assembly придумали, как ее можно расширить.
Так в игре появились ветки развития полководцев, благодаря которым можно улучшить каждое из доступных умений. При этом разработчики специально сделали так, чтобы умения можно было развивать как бы выборочно. Например, если «скилл» увеличивает защиту и урон в бою, то в ветке его развития всегда можно сосредоточиться на чем-то одном. Это позволяет сделать командира и его армию более специализированной.
Исследование новых юнитов устроено схожим образом. Изначально доступны только базовые виды войск, но позже армию можно развить во что-то более специализированное, заменив одни юниты другими. Чем дальше, тем больше вариантов. К тому же можно улучшать снаряжение у каждого отдельно взятого отряда. Правда, на все и сразу времени не хватит, так что так и так придется выбирать.
Как правило, именно модель монетизации условно-бесплатных игр становится «камнем преткновения». Игра может быть сколь угодно классной, но если разработчики жадничают, то она едва ли сможет стать популярной. Поэтому влияние доната на экономику Total War: Arena следует рассмотреть отдельно. Но, немного забегая вперед, можно выдохнуть: все хорошо.
Итак, в игре есть валюта, которую можно купить за реальные деньги. Это золото. На текущий момент за него можно приобрести так называемые премиум-юниты. В технологическом древе каждой фракции они вынесены наверх. Концепция тут та же самая, что и в «Танках»: премиум-юниты не являются самыми сильными в игре, но они достаточно хороши в бою.
Тем не менее, главное их преимущество вовсе не в боевых показателях. Эти «золотые» солдаты умирают так же быстро, как и все остальные, если неумело командовать ими. Дело в том, что премиум-юниты приносят больше очков исследования, а значит ускоряют «прокачку» армии. Это позволяет быстрее нанять войска высокого уровня, однако и это преимуществом назвать трудно.
А все потому, что в Arena есть очень хитрая система подбора, которая, если верить разработчикам, чуть ли не нейросети использует, чтобы балансировать матчи. Таким образом, можно «задонатить» и быстро добраться до высоких уровней, но и играть придется с другими опытными игроками. Короче говоря, победу за деньги никак не купить!
Помимо премиум-юнитов монетизация в игре крутится вокруг подписки. Но тут тоже все традиционно: премиум-статус не дает преимущества в сражениях, лишь ускоряет набор серебра и очков исследования. И это ни разу не убирает необходимость хорошо сражаться, просто делает развитие в игре немного более быстрым.
Игра выглядит примерно так, как Total War: Rome 2, и это можно назвать как хорошей новостью, так и не очень. С одной стороны, картинка в целом приятная, не перегруженная деталями и ненужными пост-эффектами. Все происходящее на поле отлично просматривается, да и вблизи можно заметить, что каждый юнит ведет себя почти как живой человек, что окупает многое.
С другой стороны, второй «Рим» — это игра 2013 года, и даже он местами смотрится получше. Особенно это заметно по части сглаживания и общей четкости графики. Такое ощущение, что Total War: Arena рендерит изображение не в том разрешении, которое выставлено в настройках, а в меньшем, после чего «растягивает» итоговую картинку.
Впрочем, разработчиков понять можно: они делают бесплатную игру, рассчитанную на самую широкую аудиторию. Поэтому она должна приемлемо работать даже на слабом «железе». По этой части у Arena проблем нет никаких. Она отлично работает, выдавая стабильную частоту кадров, не вылетает и не вешает систему. Видно, что над оптимизацией игры было проделано много работы.
Уже сейчас Total War: Arena можно назвать многообещающим проектом. Самое главное его преимущество — это уникальная боевая механика, которая сталкивает лбами 10 человек, у каждого из которых есть своя небольшая армия. Эта игра заставляет мыслить стратегически и быстро принимать решение, а также координировать свои действия с большой командой.
В этом смысле Arena вообще уникальна, ведь прямых аналогов у этой игры попросту не существует. Основные части серии Total War ориентированы на одиночную игру, а в сегменте F2P сплошь и рядом военная техника и шутеры. Но преимущество совместного проекта Creative Assembly и Wargaming.net можно быстро сойти на нет, если оно не будет закреплено регулярным выходом обновлений!