Кинопремьеры недели (28 сентября — 5 октября): прелюдия к «Бегущему по лезвию 2049»
Уходящая кинонеделя стала одной из самых скупых на интересные премьеры — не оказалось ни одного фильма, стоящего для похода в кинотеатр. Но за неудачей следует успех, поэтому наступающий уик-энд преподносит как минимум одну многообещающую премьеру. Вместо того, чтобы описывать унылые проекты, вышедшие в прокат 28 сентября, предлагаем вам обратить взор на кинопремьеры следующей недели — они заслуживают этого больше.
В четверг 5 октября в отечественном кинопрокате стартует продолжение культового научно-фантастического фильма Ридли Скотта (Ridley Scott) «Бегущий по лезвию». Он был выпущен в 1982 году и оказал неоценимое влияние как на кинематограф, так и на ряд фантастических направлений в целом. Поэтому, мы пойдем на следующую уловку: вместо того, чтобы выбрасывать часть жизни на обзор спорных новинок, выбор рубрики пал на признанное кинематографическое произведение, которое, если вы не смотрели, необходимо посмотреть, а если вы с ним познакомились, значит, пришел час углубить это знакомство.
«Бегущий по лезвию» (1982) — 8.2 IMDb
Происхождение
Западная школа фантастики, как литературная, так и кинематографическая, в отличие от советской, тяготеет к изображению темного будущего. В силу исторических причин, которые определяли мировосприятие, обе школы пошли двумя противоположными путями: одна писала о светлом мире будущего, где отсутствовали войны, другая описывала остросюжетные приключения, включая военные конфликты.
Каждая проецировала на свое видение будущего собственный политический строй: коммунизм для советской фантастики обязывал авторов изображать созидательный труд, взаимоотношения людей и всякого рода открытия. Запад описывал капиталистическое будущего, неотъемлемая часть которого — расширенные рамки свободы, всевозможные корпорации, коалиции, федерации и империи, а также, вытекающие из всего этого, войны.
Между созидательным и деструктивным характером произведений интерес публики почти всегда вызовет второе, гарантирующее остросюжетность и динамизм, если не просто влечение к запретному. Такая фантастика превосходно подходила для американского кинематографа, ценившего действие и эффектность (впрочем, так оно продолжается до сих пор).
Плод
Великий американский фантаст Филип К. Дик обладал удивительным умом, генерирующим невероятное количество идей и сюжетов. Неудивительно, что всю свою жизнь он страдал от параноидальных мыслей различной тяжести и тематики. Благодаря болезненному рассудку творчество Филипа Дика обрело уникальный параноидальный налет, являющийся самостоятельным достижением среди всей мировой литературы.
Научно-фантастический роман «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» был написан во второй половине творчества писателя, когда его ум уже начал испытывать сомнение в окружающей реальности. Главный твист романа берет начало именно из мыслей Дика о том, какова его истинная природа.
Несмотря на то, что «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» стал классикой жанра, экранизация Ридли Скотта превзошла оригинал. Во многом эта стало причиной непрофессионализма режиссера — Скотт так и не прочитал роман, потому экранизировал собственное, незамыленное авторским восприятием видение мира будущего. Во много это и сделало «Бегущего по лезвию» революционным.
Первые сценарии экранизации были посвящены проблемам экологии, поэтому Скотт принял решение переписать их, уделив большее внимание философским и религиозным темам. Визуальное воплощение «Бегущего по лезвию» Скотт видел в духе классических нуарных фильмов 1940-х годов, что было для фантастических блокбастеров того времени чем-то беспрецедентным, граничащим с вызовом всей жанровой системе Голливуда. Скотт был молод и амбициозен, и то, что сейчас разрушает консерватизмом, он тогда возводил.
Эстетика нуара воплотилась в стилистике «Бегущего по лезвию» и образах героев: облаченного в плащ Рика Декарда, героя Харрисона Форда (Harrison Ford), на которого, кстати, пробовали половину голливудских звезд — от Шварценеггера и Иствуда до Николсона и Аль Пачино, классической «femme fatale» Рейчел (Шон Янг (Sean Young)), а также пессимистичном духе мира. Влияние культового «Метрополиса» Фрица Ланга, который, кстати, положил начало американского кинонуару, выразилось в ночном мегаполисе, выполненном в стиле ар-деко.
Визуальный стиль «Бегущего по лезвию» совершил революцию, положив начало киберпанку и став прообразом для сотен фантастических книг и фильмов.
Рождение
Премьеру «Бегущего по лезвию» нельзя назвать удачной: коммерчески фильм ждал провал, а критики разделились во мнении, относительно его художественной ценности. Лишь немногие рассматривали картину как нечто большее, чем просто блокбастер, способное занять достойное место в истории кинематографа.
Во многом вина на столь прохладном принятии фильма лежит на киностудии: «Бегущий по лезвию» продвигался как приключенческий боевик, а открытый финал продюсеры заменили традиционным хеппи-эндом. Критики недоумевали над медленным ходом повествования, совсем неподходящим для жанра, видя в этом упущение постановщика. Все это вызывало у Скотта неприятие, поэтому последующие годы он продолжал совершенствовать свое детище.
Спустя 10 лет была представлена режиссерская версия «Бегущего по лезвию», в которой место хеппи-энда заняла открытая концовка, а также была добавлена важная для понимания сцена. Подросшее в хронометраже и смысловой нагрузке произведение понравилось критикам значительно больше, в чем можно усматривать скорее готовность общества к фильму, которое еще не созрело к нему в 1982 году.
Реинкарнация
Меньше чем через 7 дней выйдет «Бегущий по лезвию 2049», в котором Форд возвращается в роли Декарта, а Скотт лишь в качестве продюсера. Компанию им составят Райан Гослинг (Rayan Gosling), Джаред Лето (Jared Leto) и Денни Вильнёв (Denis Villeneuve), постановщик «Прибытия», а также прекрасных «Пленниц» и «Пожаров». Будет ли это Мессия или Антихрист мы сможем узнать уже 5 октября, и, что символично, многое будет зависеть от Скотта, который очевидно занял позицию продюсера не без мыслей о продюсерах его оригинала, помешавших такому рождению «Бегущего по лезвию», которое хотел его создатель.
На что пойти в кино
Оно (7.9 IMDb) — неожиданно удачная и нетипичная экранизация Стивена Кинга. Прекрасная синематография, живая атмосфера 80-х и переосмысление Пеннивайза.
Kingsman: Золотое кольцо (7.3 IMDb) — сиквел успешного комедийного боевика про обычного парня, из которого делают шпиона-джентльмена. Во второй герой уже состоятельный агент, но это не мешает авторам расширять мифологию, знакомя зрителей с американским аналогом Kinsgman.
мама! (7.0 IMDb) — один из самых, если не самый главный фильм года. Аронофски все еще претенциозен, но в умении играть с аллегориями и метафорами ему не откажешь. Описывать события «мамы!» неблагодарное дело: видя происходящее на экране, испытываешь чуть ли не культурный шок, но анализируя фильм погодя ловишь себя на мысли, что он чересчур прост. В любом случае — must see.