За 6 шесть лет вокруг творчества студии Supergiant Games сложилось большое и дружное сообщество. Предыдущие игры от этих ребят стали хитами, и такая же судьба уготована Pyre.
Вообще Supergiant можно похвалить заочно: далеко не каждая команда может создать себе такое громкое имя, выпустив всего 2 игры.
Игра рассказывает о странном измерении Downside, куда из внешнего мира изгоняют преступников и вообще всех, кто не вписывается в цивилизованное общество. Это искаженный странными формами край ярких образов и опасных демонов, такой кислотный ад для всех «плохишей».
Выживать в этом месте трудно, и покинуть его просто так нельзя. Единственный способ сделать это — достичь «просветления», выполняя таинственные Обряды.
Главный герой — Читатель. Один из немногих, кто может читать священные писания и по звездам определять местоположение следующего Обряда. По счастливой случайности его спасают от неминуемой гибели трое изгнанников и предлагают возглавить их на пути к свободе.
Собственно, это и есть весь сюжет в широком смысле этого слова — изящный и лаконичный как притча. Но дьявол кроется в деталях.
Весь игровой процесс Pyre можно условно разделить на две большие составляющие. Первая из них — это путешествие по игровому миру. Группа изгнанников перемещается на повозке, движимой силой прирученных импов, постоянно делая выбор.
Это может быть выбор из двух-трех маршрутов, выбор занятия в свободную минутку (сбор ресурсов, тренировка перед следующим испытанием и так далее), выбор в текстовом диалоге с одним из изгнанников.
Pyre не является RPG в обычном понимании, но по духу это чистый и незамутненный ролевой опыт. Практически на каждом шагу игра предлагает варианты, которые ведут к разным последствиям и даже могут повлиять на концовку. В этом плане игра похожа на Banner Saga.
Впрочем, гораздо чаще все эти «мелкие» решения сделаны только для того, чтобы повеселить игрока.
Например, один из спутников может попросить у игрока мнение касательно его усов. И, что характерно, он их сбреет, если получит соответствующий отклик.
Каждый переход неизбежно заканчивается подготовкой к Обряду — религиозному таинству, целью которого является захват некой Небесной сферы.
Свобода это объект вожделения множества групп изгнанников, так что в каждом Обряде участвуют 2 команды. Задача всегда одна и та же: нужно захватить сферу и донести ее до вражеской метки, таким образом доказывая свое праведное рвение высшим силам.
Все это дело оформлено в виде очень динамичной игры, которая напоминает странную модификацию американского регби. Участники Обряда с помощью своих аур атакуют друг друга и постоянно перехватывают сферу, а затем пытаются не потерять ее, делая пасы и перепрыгивая ауры оппонентов.
Также каждый персонаж может ненадолго ускоряться, чтобы быстро преодолеть опасный участок карты. А если противник находится слишком далеко или обладает большей аурой, то можно ударить его взрывной волной, чтобы временно вывести его с поля.
Выбор участников для следующего Обряда — это точь-в-точь подбор команды из какой-нибудь FIFA. Каждый из изгнанников имеет свои уникальные параметры.
Одни обладают большой аурой, но не могут быстро передвигаться, а другие, наоборот, легко завладевают сферой, но едва ли могут отнять ее без риска вылететь на «скамейку запасных». Есть и промежуточные «универсалы», которые полезны во многих случаях, но не годятся для выполнения экстремальных задач.
Одновременно можно управлять только одним членом команды. Благодаря этому Обряды в Pyre имеют большую тактическую глубину: правильное расположение тут играет не меньшую роль, чем ловкость рук при лавировании между оппонентами.
А самое интересное в том, что поражение в Обряде не влечет за собой поражение в игре. Вне зависимости от итогов таинства, путешествие продолжается, при этом игру все равно можно пройти, хоть и с не самым лучшим результатом.
На начальном этапе игрок имеет только 3 персонажей, но уже через пару часов их становится вдвое больше. Всего их больше двух десятков, и это внушает уважение, ведь каждый персонаж по-своему уникален.
Дело в том, что Pyre — это не только путешествия и Обряды. Это еще и в некотором роде визуальная новелла. В профиле каждого члена группы есть сводка со всей известной информацией. Многие диалоги дают новые сведения о том или ином изгнаннике, постепенно образуя его биографию и психологический портрет. Выбор того или иного варианта ответа может помочь сблизиться с сопартийцем или же вызвать его отстранение.
Благодаря этому здешние персонажи воспринимаются не просто как «болванки» для Обрядов, а как живые личности со своими проблемами, не самым веселым прошлым и полностью мотивированным настоящим.
В конце-концов, только Читатель в лице игрока решает, кто будет проводить Обряды и таким образом набирать просветление. Этот выбор имеет не только моральную сторону, но и практическую: освобожденные изгнанники возносятся на небеса и покидают группу.
Как и другие проекты Supergiant Games, Pyre имеет великолепный визуальный стиль. Каждый фон, каждый персонаж, каждый спрайт, каждая анимация — это маленькое произведение искусства.
В некотором роде Pyre выглядит даже более эффектно, чем Transistor благодаря какому-то неуловимому шарму. Разработчикам удалось создать мир, непохожий ни на один другой, это уж точно!
Музыку для игры писал великолепный Даррен Корб (Darren Korb), которого многие помнят и любят по работе над саундтреком Transistor и Bastion. Свою работу он вновь выполнил на очень высоком уровне. К слову, это один из немногих случаев, когда OST можно купить даже отдельно от игры — он хорош сам по себе.
О возможности поиграть в сюжетную кампанию Pyre в компании с другом остается только мечтать, но зато можно попробовать себя в мастерстве Обрядов против другого игрока. Тут все как в «сингле»: две команды, сфера и куча динамичного экшена.
Локальный мультиплеер позволяет играть за одним компьютером. Оба участника могут подобрать себе команду, имея доступ к полному ростеру персонажей, а затем попробовать себя в мастерстве Обрядов. Конечно, это лишь маленький бонус к главному контенту игры, но он тоже довольно приятный.
Pyre — это очень знаковая игра. Она пленяет качеством своего исполнения и необычным миром, при этом являясь довольно многогранной с точки зрения игрового процесса.
Безусловно, игра линейна: игрок не может выбирать последовательность выполнения Обрядов, весь выбор происходит между ними и определяет по большей части только развитие отношений с персонажами, коих немало. Но для игры за 419 рублей это уже большое достижение!
Единственное, что можно поставить в упрек разработчикам, это отсутствие русского перевода на выходе. В Pyre много текста, и без знания языка игра теряет половину своей прелести. К счастью, локализацию обещают завезти в одном из первых обновлений.