Обзор Old Man's Journey — ностальгическая роуд-гейм для одного
В Old Man’s Journey с первого взгляда угадывается сугубо европейская игра: то, что ее создатели родом из Австрии (студия Broken Rules базируется в Вене) находит отражение в живописной природе локаций, горной и холмистой местности, европейских музыкальных мотивах и даже небольшом элементе головоломок, связанном со стадами пасущихся овечек. Но еще ярче это проявляется за внешним обликом игры.
В центре Old Man’s Journey стоит история симпатичного пожилого мужчины, который, получив письмо с таинственным содержимым, бросается в далекий путь, по дороге наталкиваясь на воспоминания своей жизни. Детище Broken Rules прежде всего не игра, а история, и именно с этой позиции следует рассматривать проект. Повествование превалирует над игровым процессом, который заключается во всего-навсего одной механике — манипуляции ландшафтом. Однако, стоит признать, что это решение предельно органично сочетается с общим созерцательным настроением игры.
Красочные локации, по которым путешествует герой на протяжении полутора часов, построены по принципу каскадной надстройки и естественным образом сменяются. Кликом мыши холмы покладисто поддаются деформации, то расступаясь, то обнажая новые проходы на пути игрока. Визуально локации выглядят великолепно: нарисованные от руки, они полны деталей и выразительных элементов, а саундтрек только увеличивает величественность визуального ряда.
Музыкальное сопровождение Old Man’s Journey стоит отметить отдельно: ее автором является SCNTFC, работавший над саундтреком к инди-игре Oxenfree и шоу Мр. Робот, и в новом проекте ему удалось создать инструментально богатый, разнообразный и, главное, близкий по духу самой игры OST.
Ностальгия путешествия по местам своей молодости, полное грусти и светлого жизнеутверждающего чувства выражается как в звуковом сопровождении, так и в визуальном ряде, и именно тождественность этих элементов делает историю, — во многом банальную и бессобытийную, — особенной. Но сюжет здесь все же не уровня To The Moon или Brothers: A Tale of Two Sons, он во многом зависит от способностей и желания самого игрока прочувствовать и по достоинству оценить себя.
К сожалению, если Old Man’s Journey рассматривать как игру, а не интерактивный рассказ, она вызывает ряд вопросов. Повествование начинает притормаживать к середине игры, и в момент, когда на первый план выходит игра, OMJ теряет львиную долю очарования и существенно провисает. Головоломки становятся утомительными и однообразными, потеря динамики заметно бьет по геймплею, а несовершенство игровой механики лишь подчеркивается в отрыве от истории. Подобно изгибающимся холмам, игра прогибается перед игроком в срединном отрезке, рискуя полностью перекрыть собой мотивацию для дальнейшего прохождения.
Но, несмотря на все недостатки, главная ценность Old Man’s Journey — душа, во многом искупает все остальное. Душа и любовь, с которыми создана игра, выражаются буквально во всем: в том, как бережно герой снимает лямки рюкзака перед привалом, как он задумчиво поднимает бровь, отдаваясь своим воспоминаниям, как многочисленные элементы локаций по-своему реагируют на контакт с курсором. Эта душевность и человечность в дизайне покоряет, принижая до незначительности все остальные недостатки.
Old Man’s Journey получилась неидеальной игрой, но ее положительные черты превалируют над изъянами. На общей картине они даже подчеркивают положительные стороны, так же, как хорошо прожитая жизнь главного героя не омрачается при взгляде на тяжелые утраты и лишения позади. Это — игровое роуд-муви для одного, линчевская «Простая история» с поправкой на европейские корни авторов. Игра не стремится в угоду моде и публике наполнить контент массой всевозможных дизайнерских решений и игровых механик. Она просто рассказывает историю: личную и человечную, при помощи минимума выразительных, но отточенных средств и камерного хронометража.