Обзор Persona 5 — персона грата

Ждать Persona 5 пришлось долгих девять лет. Ах, если бы Atlus не начала разработку неоднозначной Catherine и не тратила время на фансервисные спин-офф... Но в нашем случае лучше поздно, чем никогда, потому как такую игру можно ждать и десять, и пятнадцать лет.

Персональный путеводитель

Всех, кто не любит аниме, просим удалиться. Persona 5 является образцовым переносом «японских мультиков» на рельсы интерактивных развлечений. Приготовьтесь, что происходящее заставит лицо скривиться в недоумении и моргать от жжения в глазах. Диалоги тоже могут быть похожи на переливание из пустого в порожнее ради очередного выскакивающего портрета на четверть экрана. Если же отторжения нет, то милости просим во вселенную Shin Megami Tensei. А знакомым с ней и с серией Persona в частности вообще ничего объяснять не нужно. Они и так все прекрасно знают.

Им нужно рассказать о предыстории. На ОЯШа подал в суд некто влиятельный за то, что тот встрял в перепалку между ним и некой девушкой. Как результат — административное «изгнание» под опекой ворчливого пожилого владельца кафе. Собственно, в этом кафе и придется жить. Но сначала хорошенько прибраться, потому что поселили почти что в чулане. А дальше начинается школьная жизнь в новой школе, новые Social Links и борьба с редисками при помощи персон, вездесущего Игоря и кошака Морганы, главного символа Persona 5. В этот раз разработчики сделали более сильный упор на социальные темы, так что катаклизмов ждать не приходится. Но и масштаб у борьбы с гадами будет неслабый, мы обещаем.

Предыдущий абзац оказался не понят подавляющим большинством наших читателей, а значит будет полезно рассказать о «персоне» в принципе. В играх этой серии приходится играть за практически безликого и малоразговорчивого обычного японского школьника, который в один прекрасный момент и каждый раз получает скрытую внутри него силу «Персоны» — духа из параллельного мира. С его помощью герой сражается с другими похожими духами за правое дело или просто потому, что сунул свой нос куда не следовало, а уже затем понял, что за правое дело.

Но и жизнью школьника жить нужно, а значит ходить на уроки, сдавать экзамены, проводить досуг в кафе или в кино и всякое прочее. Само собой, нужно заводить друзей. В этой серии вся обыденность принимает форму мало-мальски интерактивной визуальной новеллы с тонной диалогов и скромным игровым миром, под завязку наполненным событиями, интересными местами и персонажами. То есть контентом. Вся идея Persona зиждется на связи социальных взаимоотношений (Social Links) и вашей силы в бою с персоной. Определенные персонажи дают бонусы к развитию определенного вида персон, а качества персонажа влияют на возможность управлять ими. Жестокий рыцарь «не лезет в покебол»? У вас кишка тонка, попробуйте выдержать какие-нибудь нагрузки. Например, принять экспериментальный препарат. Дева считает вас черствым? Поработайте флористом в цветочном магазине, и она изменит свое мнение.

Мой любимый покемон

В общем, вы поняли. Это всегда было и будет интересно. Простая, но в нужной мере глубокая пошаговая боевая система играет только на руку. Тут что-то вроде Final Fantasy до времен ATB с ярко выраженным уклоном в слабости врагов — они «теряют сознание», если получат по лбу чем-то обидным. В Persona 5 после удачно подобранной способности даруется возможность второго хода. Можно еще раз обидеть или передать ход сопартийцу, если у вас хорошие отношения, и подобрать слабость к другому врагу. Как только всем дали на орехи, можно переходить к переговорам и еще одному интересному нововведению.

Получить сильную персону не удастся без грамотно подобранных слов в ее адрес. Например, суккубе явно нужно говорить, какая она прекрасная и как трудно было с ней справиться, рыцарю — какой вы благородный, служанке — добрые слова. После одного-второго диалога вы поймете систему. Но что, во имя Богини, нужно говорить демону, сидящему на унитазе? Он еще и тужится, когда заклинание читает. Или куча грязи с шапкой, напоминающей, извините, пенис? А шут его знает, проще навалять как следует или выменять их жизнь на что-то ценное. Чаще всего упертые враги — это сюжетные боссы и мини-боссы.

Приведенные выше примеры дизайна не самые лучшие. Persona славится дизайном духов, и пятая часть — не исключение. Тут вам и пираты, и сама обычная мифология, и японская мифология, и просто выдумки авторов. Как вам сердцеедка, окутанная шипами, на одном из которых висит воздыхатель с коробкой конфет вместо лица? И так постоянно. Само собой, есть не только прокачка, но и функция скрещивания двух персон в одну. По какой-то причине в этот раз рассмотреть своих «покемонов» труднее, чем обычно — они то стоят под неудобным углом камеры, то прикрыты частью интерфейса.

Не так уж это и страшно, учитывая, что сам интерфейс просто чумовой. Росчерки красного с черным плюс цветастые иконки задают тон всей игре в целом под аккомпанемент качественных анимационных роликов. Сама же игра выглядит неплохо, но лишь как привет от PlayStation 3 — слабая анимация, мутные текстуры... Если бы не работа дизайнеров, то Persona 5 нечего было бы ловить в 2017 году. К частью, обще впечатление получается исключительно позитивным за счет их труда.

Светлые души

Каждая локация сделана с любовью, в едином стиле, соответствует определенной теме и выверена вручную, а по геометрии напоминает серию Dark Souls с ее короткими путями и безопасными местами для сохранения. Проходить все глубже в сердце очередного логова очень приятно, и постоянно в голове возникает вопрос: «А что предложат дальше?» Куда фантазия Atlus заведет на этот раз? Но сломя голову бежать не получится, рано или поздно кончатся все запасы полезных предметов. Приходится возвращаться в реальный мир.

Но часы не стоят на месте, дни идут, близится конец месяца и последний срок выполнения задания. Как-то нужно распределять время — на работу, на прокачку, на досуг и социальные связи, не забывая при этом возвращаться к благородной борьбе с тьмой. Тайм-менеджмент важен, невнимательных ждет полнейшее фиаско и возвращение на целую неделю назад. Шанс зазеваться велик, ведь с каждым сезоном появляется все больше вариантов, особенно когда игра добавит сверху случайно генерируемые уровни. Особой надобности изучать их нет, как и желания, но если вам по какой-то неведомой причине пятьдесят часов на прохождение сюжета покажутся недостаточными, то всегда есть вариант потеряться в коридорах с головой.

Саундрек — шикарный. Дикая смесь из джаза, поп-музыки, фанка, суола и лаунж-мотивов. Танцевать хочется постоянно.

И все бы хорошо, можно переходить к «10/10, тысяча мурашек», но Persona 5 — японская игра, и проблемы ее, по древней традиции самураев, проблемами вовсе не считаются. Неотесанным гайдзинам придется терпеть местами кривое управление с прилипающим к каждому углу персонажем и миллисекундой анимацией передвижения, уследить за которой тяжело. Стоять на мест тут вообще противопоказано, так что если вас кто-то отвлек не в безопасной комнате, то велик риск попасть в невыгодное положение и остаться без здоровья, лечащих склянок и хорошего настроения, даже когда якобы рядом нет врагов. Они всегда есть, как суслик, просто прячутся за пределами мини-карты. Иногда вообще может прийти информация о том, что вам позарез нужен дополнительный день для какой-нибудь важной операции. И все, плакал ваш велиполепный «тайм-менеджмент». Не сохранялись в каждой точке отдельно? Будьте добры отправиться на неделю назад и проходить все заново.

Персона грата

Привыкание занимает длительное время, но это лишь ложка дегтя по сравнению со всеми положительными эмоциями. К слову, разработчики все же постаралась как-то сделать свою игру удобнее. Например, есть функция автоматического подбора нужной способности в зависимости от врага. Но это все лирика и пустые разговоры, следующие предложения будут по-настоящему важны. Persona 5 — лучшая игра в огромной франшизе Megami Tensei, одна из лучших японских ролевых игр. И серьезный претендент на звание игры года. Но только если вы в теме.

+2
Сюжет
9.0
Управление
7.0
Звук и музыка
10
Геймплей
10
Графика
9.0
9.0 / 10
Приготовьтесь потратить на Persona 5 все свое свободное время.
Плюсы
— Шикарный стиль;
— Такой же саундтрек;
— Безумно затягивающий игровой процесс;
— Море разливное из контента.
Минусы
— Местами кривое управление;
— Некоторые неудобства из-за аутентичного геймдизайна.
Комментарии 6