Новая история, новые миры для исследования, новые друзья и враги — все это интриговало и фанатов серии, и рядовых геймеров. Это стоило того, чтобы 600 лет провести в криосне, однако пробуждение не будет легким. Во всех смыслах.
Хотя бы потому, что Mass Effect: Andromeda — это не совсем игра от BioWare.
Вернее, не от тех BioWare, которых многие из нас любят и ценят за отличную трилогию о бравом капитане Шепарде. Студию покинуло много людей, производство переместилось из Эдмонтона в Монреаль, произошла смена движка, а команда подверглась прогрессивному европейскому квотированию.
О том, что получилось в результате этой замысловатой комбинации из трех пальцев, и написана эта статья.
Концовка оригинальной трилогии до сих пор является предметом горячих споров в среде фанатов. Возможно, поэтому ребята из BioWare решили как можно сильнее отдалиться от нее и перенесли действие новой игры в другую галактику.
Незадолго до того, как Шепард принял последнее решение в Mass Effect 3, по направлению к галактике Андромеды вылетело несколько огромных кораблей-ковчегов. Все это — так называемая Инициатива «Андромеда», масштабная кампания по заселению новых миров на случай, если Млечный путь окажется уничтожен Жнецами.
Волею судеб главный герой становится первопроходцем — единственным и неповторимым мастером на все руки. На его плечи ложится множество обязанностей, начиная с исследования потенциально пригодных для заселения миров и заканчивая бытовым отстрелом агрессивной живности и инопланетян, не пожелавших пойти на контакт.
Разумеется, все не так просто, и каждый из «золотых миров» оказывается нашпигован древними постройками роботов-реликтов, а колонисты постоянно подвергаются нападениям фанатичных представителей расы кеттов. Однако на этом сюжет достигает дна.
Не в том смысле, что он становится плохим. Нет, просто глубина истории Mass Effect: Andromeda ни в какое сравнение не идет даже с третьей частью серии, которую даже фанаты жалуют постольку-поскольку.
История в «Андромеде» местами занятная, местами занудная, но уж точно не претендующая ни на что, кроме одноразового приключения по затертым до дыр штампам и клише.
Это справедливо и по отношению к главному антагонисту — архонту кеттов. Он со своими подопечными на протяжении всей игры будет досаждать первопроходцу, но так и не проявит сколько-нибудь проработанной мотивации к этому. Он просто злой, и потому творит злодейство, как-то так.
Именно это больше всего печалит: Mass Effect: Andromeda является до ужаса рядовой игрой в плане истории и не терпит сравнения со своими предшественницами. Характеры персонажей угадываются даже не по первым строчкам диалогов, а по первому взгляду на их внешность. Образы гротескные и практически не развиваются, а попытка докопаться до подноготной биографии напарников практически всегда заводит в тупик.
Положению BioWare при разработке Mass Effect: Andromeda можно было позавидовать. Этих людей не тяготили старые сюжетные линии, а возможность ввести новые расы могла в значительной степени повлиять на общее восприятие истории.
На протяжении игры они сами не один раз делают отсылки к известным первооткрывателям и проводят параллели между их приключениями и, собственно, игрой. Но раскрыть все стороны жизни исследователя галактики, к сожалению, не получилось.
И в большей мере это сказалось именно на сюжете. Первые живые существа, с которыми столкнется первопроходец оказываются чрезвычайно агрессивными, из-за чего элемент налаживания контакта уходит на второй план.
Спускаясь на очередную планету, первопроходец не увидит на самом деле ничего из ряда вон выходящего. Вот пустынная планета, вот ледяной ад, а вот здесь теплые тропики.
Разве это ждали фанаты, раз за разом пересматривая многообещающие трейлеры? В Mass Effect: Andromeda нет ни одной действительно уникальной планеты, и это — серьезное упущение со стороны разработчиков.
Тот факт, что главный герой является в некотором роде исследователем, не мог не сказаться на геймплее Mass Effect: Andromeda. По ходу прохождения можно побывать на самых разных планетах и вдоволь набегаться по самым разным местам. Как и утверждали разработчики, в игре нет открытого мира, привычного по многим AAA-проектам, но есть набор локаций.
На каждой из них разбросано множество мест для изучения. Большую часть из них первопроходец посещает по ходу выполнения сюжетных заданий, но и после них на каждой планете есть, чем заняться: выполнить «побочки», зачистить вражеские базы, собрать полезные ресурсы.
Возвращаясь на свой корабль, главный герой может обсудить с другими членами команды разные насущные вопросы, исследовать новые технологии и развлечь себя крафтом.
Andromeda напоминает прошлую игру BioWare — Dragon Age: Inquisition, и для кого-то это будет недостатком, ведь вся опциональная «мишура» довольно быстро приедается, а уже через двадцать часов проходится чуть ли не через силу.
Все дело в неровной концентрации условно «интересных» и «скучных» фрагментов геймплея. Там, где современные AAA с открытым миром стараются строго порционировать обе составляющие, Mass Effect: Andromeda предлагает игроку разобраться с этой проблемой самостоятельно. Делать это будет далеко не каждый.
Сражения происходят в игре довольно часто, и тогда приходится иметь дело с обновленной боевой системой. В основе своей она имеет все те же механики, поступательно развитие которых можно было наблюдать в оригинальной трилогии.
BioWare решили развить «боевку» в сторону повышения динамики и снижения тактической составляющей. Персонажи могут прыгать на довольно большую высоту и совершать быстрые скачки по всем направлениям, так что теперь менять позицию в бою стало гораздо проще.
Эти изменения открыли большой простор для любителей ближнего боя: дробовики и пистолеты-пулеметы стали гораздо эффективнее.
Вместе с этим пострадала тактическая часть. Если раньше, на высоких уровнях сложности, каждый бой был своеобразным испытанием на логику, то теперь сражения превратились в «кашу» из беспорядочной стрельбы и постоянной смены позиций. Игра не может наказать за плохую тактику, из-за чего значительно теряет в глубине.
Персонажи теперь сами «прилипают» к укрытиям, для этого больше не нужно нажимать кнопку. Идея неплохая, но реализация, опять же, подкачала: в бою далеко не всегда можно однозначно определить, за чем персонаж может спрятаться, а зачем — нет. Да и сама игра то и дело устраивает «подставы», когда прямо во время стрельбы персонаж немного смещается к укрытию, уводя прицел в сторону.
К боевой системе Mass Effect: Andromeda придется некоторое время привыкать, чтобы в конечном итоге забыть про напряженные перестрелки и просто получать удовольствие от динамичного действа.
Одной из главных особенностей оригинальной трилогии была уникальная сюжетная вариативность, позволяющая игроку влиять на многие этапы развития сюжета. Игры были по большому счету камерными, на локациях развивались отдельные истории, и именно за счет этого и достигалась нелинейность.
Выбор игрокам мог определить как финал истории и ее определенных отрезков, так и судьбы персонажей и целых миров. Также важные сюжетные выборы переходилт из одной игры серии в другую, формируя уникальный сюжет.
В Mass Effect: Andromeda со всем этим... Попроще. Есть единая сюжетная линия, и свернуть с нее не выйдет. Самое большее, на что может повлиять главный герой — это принять или не принять нового члена группы, одобрить или оспорить высказывание напарника. Из-за увеличившегося масштаба разработчики не рискнули создавать несколько линий и сконцентрировались на одной.
Аналогично и с диалогами. Они теперь имеют сугубо развлекательное и повествовательное значение, практически не влияя на развитие сюжета.
Возможно их стало даже больше, чем раньше, но условная ценность каждого отдельно взятого диалога снизилась на порядок. Нередко персонажи вообще «треплются» ни о чем, как офисные сотрудники в курилке во время перерыва.
То, что BioWare называли абсолютно новой диалоговой системой, оказалось калькой с Fallout 4. Персонаж теперь не выбирает между ответами «отступника» и «героя», а отвечает в соответствии с четырьмя основными линиями поведения: эмоциональной, рассудительной, профессиональной и непринужденной. Варианты ответов, ведущие к развитию романтических отношений помечаются «сердечком». Вот так все просто, да.
Зато куда богаче стала система развития персонажа. Теперь игрок не привязан к одному-единственному классу, и может развивать способности сразу во всех ветках. Правда единовременно использовать можно только три.
Также BioWare уделили много внимания экипировке. Броня разделена на четыре слота — шлем, нагрудник, поножи и наручи, а каждый предмет снаряжения можно создать, используя найденные на планетах ресурсы.
Сетевую составляющую вполне можно считать самостоятельной игрой, которая хоть и практически не изменилась со времен Mass Effect 3, но при этом до сих пор интересна при наличии хорошей компании.
В мультиплеере Mass Effect: Andromeda участвует команда из четырех человек. Она высаживается на одну из нескольких карт и сдерживает 7 волн противников.
Чтобы заставить участников игры двигаться, а не сидеть на одной из «нычек», периодически игра выдает задания: отключить четыре устройства в разных точках карты, убить четырех «офицеров» противника и так далее.
Как и раньше, имеется широчайший выбор вооружения из всех частей серии, а также богатый набор классов, каждый из которых обладает своим набором способностей и алгоритмом «прокачки». Это играет действительно важную роль, ведь прохождение заданий на высоких рейтингах требует большой выдержки и слаженности у всех команды. Ну и, разумеется, хорошего снаряжения.
Последнее можно получить, покупая специальные «бустеры» со случайными улучшениями. Это могут быть и классы бойцов, и оружие с разнообразными «примочками», и полезные расходуемые предметы.
Мультиплеер аддитивен и наверняка будет интересен тем, кому нравятся бои. А при наличии товарищей на связи он вполне может стать одним из главных поводов к покупке игры.
Mass Effect: Andromeda стала первой игрой серии, которая прошла через болезненный этап смены движка. Но все трудности, связанные с этим, окупает графика, которую выдает Frostbite от DICE.
Графика в игре очень хорошая. Это касается и отдельных составляющих вроде текстур и спецэффектов, и картинки в целом. Как и Battlefield 1, игра от BioWare выдает великолепные пейзажи, которые немного скрашивают тот факт, что действительно необычных миров в игре нет.
Единственное, что портит графику Mass Effect: Andromeda — это посредственные анимации персонажей, особенно лицевые. И неважно, кто их делал — мальчик, девочка или трансгомосоциалист, важно то, что они местами даже уступают тому, что было в самой первой части серии.
В значительной степени именно слабое анимирование разрушает восприятие игры и выставляет и без того не самых проработанных персонажей совсем уж деревянными дуболомами.
Тут не то что «романсить», с ними даже говорить не всегда. Отчасти спасает опция, позволяющая надеть на персонажей шлемы, тогда огрехи лицевой анимации заметны не так сильно.
Звуковое оформление выполнено на традиционно высоком для AAA-проектов уровне. Mass Effect: Andromeda звучит приятно, а наличие хорошей аудио-системы может добавить к оценке игры еще один балл.
Но нет ничего такого, что позволяет назвать озвучку выдающейся. Актеры стараются, но из-за отсутствия изначально ярких образов прослушивание диалогов не вызывает сильных эмоцией.
Впрочем, в игре есть моменты, которые позволяют актерам озвучки раскрыться, и тогда становится даже немного обидно, что такой большой потенциал оказался погребен под посредственной реализацией.
Саундтрек игры включает в себя много композиций в SciFi-тематике. Разработчики смогли соблюсти необходимое разнообразие, так что в Mass Effect: Andromeda нашлось место и спокойным трекам, и настоящему эпику. Однако слушать саундтрек отдельно от игры станут разве что самые ярые фанаты серии.
Разработчикам иногда тоже хочется все бросить и начать историю с чистого листа, и в случае Mass Effect: Andromeda это не самое плохое решение. Вот только планка оригинала от этого никуда не денется, и именно с этим у новой игры BioWare самые большие проблемы.
И это, к слову, не стало большим сюрпризом. За последние годы студия лишилась множества хороших сотрудников, а проект создавался на новом движке, чтобы соответствовать требуемому техническому уровню. Это отчасти признают и сами девелоперы, когда просят не сравнивать «Андромеду» с оригинальной трилогией.
Но не сравнивать нельзя, ведь разработчики сами поставили себе высокую планку, назвав свою игру Mass Effect. А зря, ведь при других обстоятельствах проект мог выйти куда более удачным.