Фэнтезийные ролевые игры — это основной продукт игровой индустрии, своего рода похмелье после дней появления популярнейшей настольной Dungeons & Dragons (Подземелья и Драконы). Какие бы жанры не появлялись из вод игровой индустрии и скрывались бы в них же, какие бы жанры не становились популярными и теряли бы свою популярность (запылённые военные шутеры, это о вас речь), фэнтезийные RPG непоколебимы, словно скалы, — и всё так же популярны.
Жанр фэнтези проник и в поп-культуру — это и «Игра престолов», и «Властелин колец». Более того, даже та одержимость вампирами, которой болел мир ещё несколько лет назад, берёт свою начало из нашей любви к фэнтезийному… И из нашей неутолимой жажды к играм про средневековье, где девушки были прекрасными, а герои были отлиты из железа, и все прожигали своё время за употреблением медовухи и пунша. Кстати, продюсеры «Игры престолов» в своё время пытались выйти на контакт с компанией Bethesda для создания игры, основанной на данной серии. Но Bethesda ответила «Не, парни, у нас тут кое-что своё зреет». Результат? The Elder Scrolls V: Skyrim.
Сегодня Skyrim бок о бок с «Ведьмаком 3: Дикая охота» от CD Projekt RED доминирует среди всех обсуждений ролевых игр. Мы живём в пост-скайримовское время, поэтому к сравнению двух упомянутых игр сегодня не прибегает только ленивый. Мистический главный герой — есть. Фехтование на мечах — есть. Использование устрашающей магии — есть. Крайне неискушенный игрок, на первый взгляд, да и на второй и третий, может принять эти игры за одну и ту же игру. Мы не говорим о том, что одна игра лучше другой (уж мы-то выше этого, не так ли?) — Skyrim и Ведьмак 3 представляют собой великолепные произведения игрового искусства, и если вы ещё не играли ни в один из них, самое время обновить свой Commodore 64 и погрузиться в игру.
Но обе игры по-разному определяют жанр (в играх, по крайней мере)…
А вы помните, когда первый раз ступили на территорию Скайрима? Как у вас сбивалось дыхание и бешено колотилось сердце во время игры вашего воображения? И вы клялись, что настанет тот день, когда вы возьмёте штурмом вон ту удалённую вершину, покрытую снегом, даже если для этого вам придётся два часа прыгать по уступам, совершенно не предназначенным для нордов.
В Нильфгаарде же — наоборот, вы не ощущаете такого простора, несмотря на то, что размеры Нильфгаарда больше размеров Скайрима на 20 процентов. Под этим мы подразумеваем то, что планировка городов выглядит гораздо более реалистичной и узнаваемой. Один из польских коллег однажды сказал, что в мире Ведьмака 3 он ощущает себя как дома — по-видимому, здесь он имеет в виду потрясающие пейзажи, а не деревянные домики и население, одетое в тряпьё. Всё в мире третьего Ведьмака наполнено восхитительной средневековой атмосферой цветного гобелена, начиная от флоры и фауны, и заканчивая крепостями. Что, скорее всего, и делает атмосферу гораздо более живой, если сравнивать с практически полностью изолированными от внешнего мира городами-хабами в Скайриме.
Эти миры дают нам первое представление о том, как разнятся пути раскрытия жанров этими играми — там, где Ведьмак 3 смирно придерживается действительности реального мира, Скайрим предоставляет чисто художественную фантазию.
Можно собрать воедино смысл сюжета обоих игр в паре слов: охота на драконов против охоты на демонов. Добавьте сюда разгорающуюся гражданскую войну, беспощадную армию вторжения и всё готово. Повестование в Skyrim, как и сам сюжет, просты, как в сказке. Это, конечно, далеко не плохо — вы можете исследовать мир сотнями часов перед тем, как возьмётесь за следующий сюжетный квест, и при этом не забудете о том, что происходит.
Ведьмак же играет другой картой — глубокий сюжет и выверенное повествование с вкраплениями псевдовзрослой тематики, всё это берёт своё начало с выхода оригинальной игры в 2007 году. Но, само собой, это ожидаемо, ведь Ведьмак основан на произведениях польского писателя Анджея Сапковского. И всё-таки Ведьмак нарушает негласное правило всех видеоигр — игра забирает у игрока контроль в моменты описательных катсцен. Ух.
Это всё связано с литературными корнями игры, поэтому Ведьмак 3 играется как эпическая фэнтезийная новелла, в то время как Skyrim можно рассматривать как видеоигровую версию Dungeons & Dragons — игрок сам себе и сам для себя создаёт историю.
Так кто же вы? Взгляните в зеркало и скажите мне, кто же вы. Ну, вы либо невероятно привлекательный и угловатый Геральт из Ривии, либо… кто угодно, кого в состоянии произвести на свет ваша фантазия. Хотите быть толстым агронианский вором — вперёд.
Из-за того, что Геральт является персонажем, которого игрок сменить не в состоянии, он, естественно, является более сильным в данном случае (например, вне зависимости от вашего выбора в игре, вы практически всегда сможете угадать его реакцию на ту или иную ситуацию, основываясь на первоисточнике). Skyrim же позволяет вам создать уникальную личность для вашего дикостриженного полуголого данмерского фрика. Игра предоставляет две стороны исследования фэнтезийного мира: мирное разматывание вращающегося эпичного веретена или полный уход в захватывающий эскапизм.
Так что Skyrim предоставляет возможность исполнения желание игрока, ведь вы — это история. Ведьмак 3 же больше сосредоточен на рассказе о похождениях легендарного героя.
Обе игры дают игроку одни из самых проработанных геймплеев, которые только можно увидеть на этой стороне Мундуса. Есть и ухаживания, и выбор, и сражения за правое дело (в зависимости от того, какое дело вы считаете правым). И, несмотря на это, боевым системам в обеих играх чего-то не достаёт.
В Skyrim ваше снаряжение может показаться вам слегка громоздким — если, конечно, вы не используете только «Фус Ро Да» для пугания горных козлов. Ладно, управление не такое уж неуклюжее по сравнению со чем угодно из, например, «Assassins's Creed: Brotherhood», но и не такое плавное, как в «Batman: Arkham Asylum». И это ни разу не говорит о том, что Ведьмак 3 проявляет себя здесь лучше. Управление не такое точное, каким оно старается выглядеть (нам чаще удавалось рубить воздух, чем врагов, и умирали мы гораздо больше именно в Ведьмаке из-за удивительного воздухорубания).
Показ заданий квеста в Skyrim выглядит совершенно неуместно, депрессивно-длинные списки заданий, которые вы никогда не выполните полностью. Только взгляните на ужасающие возможности крафта в каждой игре. Это никак не останавливает игрока от сбора любых вещей, которые только попали в поле зрения, в надежде на то, что игроку понадобиться именно вот эта краденая тарелка для спасения мира (нет, не понадобиться). Но то, что делает игру игрой — это те выборы, что вы осуществляете по мере прохождения. Skyrim сфокусирован на создании такого героя, каким вы всегда хотели быть (даже если у вас двойка по математике в школе). Третий Ведьмак же, наоборот, сконцентрирован вокруг формирования истории в то время, которое вы не проводите за игрой в Гвинт в таверне.
И это подводит нас к самому большому различию в подаче жанра играми — там, где одна из игр предоставляет свободу, другая, подобно лазерному лучу, сфокусирована на выборе. Выслушайте нас, если вы не согласны, так как в данный момент вы, скорее всего, закатываете глаза с мыслями «но ведь обе игры предоставляют и свободу, и выбор». Здесь есть едва различимая разница.
В Skyrim игроком движет свобода, Ведьмак 3 же основан на выборе. Конечно, и в Skyrim есть место выбору — сам персонаж, диалоги, гильдии, убивать ли всех неиграбельных персонажей в округе или нет, но основа игры именно в возможности идти куда угодно и делать что угодно, в чём крайне умело поможет коммьюнити мододелов. Свобода — это именно то, что даёт возможность провести в этой песочнице 500 часов — и продолжить проводить время в ней и после. Так как основной пор в Ведьмаке 3 делается на повествование, акцент смещается в сторону выбора — как бы вы хотели, чтобы развивалась история Геральта, а также как бы вы хотели, чтобы менялся мир вокруг вас.
Фэнтези всегда было посвящено созданию, исследованию и открытию новых миров — а также уходом в них. И хотя обе игры достаточно похожи в своей фэнтезийной стилистике, их подача геймплея, повествования и сеттинга — различна. Это даёт игроку игроку крайне различные возможности создания мира и прокладывания в нём своего пути таким способом, какой не сможет предоставить ни одна из других форм искусства.
Ладно, давайте представим, что колониальные войска приставили заострённый меч к вашему горло и сказали, что вы можете сыграть только в одну из игр: нужно выбрать лучшую. И это затруднительно. И Skyrim, и Ведьмак дают почувствовать себя в центре фантастических приключений, которые очаровывают и захватывают.
Но Skyrim — это игра, посвящённая исследованию фэнтезийного мира таким способом, какой может предоставить только игра. И она полностью охватывает этот способ — от создания своего собственного персонажа до написания своей собственной истории — такой огромный опыт не может предоставить ни одно литературное произведение (а другие игры просто не могут сравниться с ним).
Так выпьем же за это — кто-нибудь составит компанию за кружкой медовухи?
Лучшая RPG: Skyrim или Witcher 3?
Пройти опрос
Что, простите?
Ведьмак 3 — это мир, нарисованный вокруг сюжетного персонажа.
Если автор поверхностно подошел к миру и его проработке в TES , не надо писать ,что все как в сказке. Одна история о Королеве Потеме чего стоит , не говоря уже о Конкордате белого золота или Кризисе Обливиона