С давних времен подводная жизнь океанов манила людей своей таинственностью и загадочностью. В литературе Жуль Верн и Артур Конан Дойль отправляли своих героев на опасные исследования подводных глубин мировых океанов, описывая подобные экспедиции в столь романтическом тоне, что заставляло нас прилипать к страницам в предчувствиях новых захватывающих открытий. В науке лучшие инженеры мира успешно спроектировали подводную лодку, которая в течение долгого времени позволяет находиться и исследовать морскую глубь. Если же говорить о любимой нами индустрии видеоигр, то если подумать, не так легко вспомнить качественные продукты столь манящей темы подводного мира. К счастью, теперь данный поджанр обрел как минимум одного достойного представителя. И имя ему ABZÛ.
ABZÛ — первая игра студии Giant Squid, которую основал геймдизайнер Мэтт Нава (Matt Nava), получивший всемирную славу благодаря работе над медитативными приключениями Fl0wer и Journey от студии thatgamecompany. Две игры, которые создавались под эгидой Sony Computer Entertainment, откровенно отличались от всего, что видела индустрия раньше. В первой игрок управляет маленьким, белым, червеподобным организмом, который развивается, потребляя другие микроорганизмы. Journey, в свою очередь, подарила незабываемую историю путешествия загадочного существа по песчаной пустыне. Не используя ни одного слова, разработчики с помощью самих лишь визуальных образов и невероятного музыкального сопровождения создали настолько проницательную игру, что ее заслуженно засыпали горами статуэток и награждений.
Но, несмотря на такой оглушительный успех и признание, дальнейшие будущее студии оказалось под большим вопросом. Наконец, после окончания контракта с Sony и последующих проблем, повлекших за собой распад команды, Мэтт Нава, приложивший львиную долю усилий в создании столь прекрасных игр как Fl0wer и Journey, создает собственную студию под названием Giant Squid.
Впрочем, и там было не так сладко. В поисках издателя, который бы мог профинансировать разработку зародившегося концепта ABZÛ, студия терпела многочисленные отказы, по большей части аргументировавшиеся отсутствием экшена в игре о водных приключениях. К счастью, концепт медитативного исследования морских глубин приглянулся гигантам из 505 Games, которые и помогли со средствами для разработки.
В начале ABZÛ вам, без каких либо вступлений или подсказок, дают под управление существо, похожее на аквалангиста. Вам не говорят, куда нужно плыть и что надо делать. Перед вами только открытый для исследования океан, переливающийся буйствами красок благодаря бесчисленным обитателям, что его населяют. Игровой процесс не перегружен каким-либо интерфейсом — весь экран заполнен исключительно океаном, что, безусловно, играет на руку атмосфере расслабления и релаксирования, подобно той, что мы испытываем, заглядываясь в большой аквариум.
Хотя в ABZÛ нет никаких заданий или маркеров цели, заблудиться здесь трудно. Благодаря грамотному дизайну локаций, игрок на подсознательном уровне понимает, куда надо плыть, чтобы продвинуться по сюжету.
Однако спешить здесь совсем не хочется. Куда приятнее исследовать каждый уголок этого дивного подводного мира или же просто понаблюдать за здешними обитателями. Опуститься на дно и наткнутся на негостеприимного краба, угрожающего своими клешнями. Всплыть чуть выше и познакомиться с косяком анчоусов, грациозно собравшегося и танцующего в круге. Посмотреть, как охотится дельфин и, наконец, уцепиться за его плавник, чтобы делать акробатические прыжки из воды.
А еще можно войти в стан медитации и просто наблюдать за подводными обитателями, не отвлекая их от привычного времяпровождения. Во время медитации вы вольны переключать камеру с одного существа на другое, попутно узнавая, как правильно называется вид, к которому принадлежит данный экземпляр.
Жители океанов, будь то акула или медуза, абсолютно безобидны для игрока, а запас кислорода здесь неограничен — все это способствует вдумчивому и неспешному исследованию, которым вы и будете заниматься на протяжении всей игры. Редко встречающиеся головоломки не бросают вызов интеллектуальным способностям игрока. Разработчики постарались максимально избавить игрока от трудностей и подарить настоящее удовольствие от процесса.
А наслаждаться, как вы уже поняли, здесь есть чем. Весь подводный мир живет в полной гармонии, и уже спустя несколько минут после включения ABZÛ вы становитесь частью нее. Океан чувствуется по настоящему живым и иногда трудно поверить, что все это могла создать маленькая инди-студия.
По сюжету, рассказать о котором без спойлеров не получится (я и не собираюсь), вам придется опускаться все глубже и глубже, открывать для себя древние вымершие цивилизации и встречать все новые и новые виды обитателей глуби морской. Но не подумайте, что ABZÛ только лишь расслабляет. В истории игры заложен еще и глубокий философский подтекст, смысл которого каждый поймет для себя сам.
Но главное во всем этом — то, что ABZÛ, несмотря на короткую продолжительность, успевает влюбить игрока в природу и дать понять, насколько важно уважать ее ценность и сосуществовать в гармонии с ней. Одним словом, по ходу игры вы переживете весь спектр эмоций, вплоть до боли утраты, восхищения и трепета.
Все это стало возможным не в последнюю очередь благодаря невероятно красивой визуальной составляющей игры. Графику нельзя назвать реалистичной, но сделана она с невероятным чувством стиля. В мире ABZÛ царит богатая гамма цветов, которая в сочетании с гениальной работой над светом, создает неподдельную атмосферу.
Управление аквалангистом — простое и интуитивное. При этом оно довольно реалистичное и жизненное. Так, чтобы плыть как можно быстрее, вам не нужно судорожно нажимать кнопку, наоборот — надо понять физику движения персонажа в воде и ловить нужные моменты. Научиться этому не сложно, но удовольствие будет еще то.
ABZÛ не была бы такой прекрасной без великолепной музыки Остина Винтори (Austin Wintory), который подарил невероятный саундтрек для Journey. После невнятной работы над Assassin's Creed Syndicate, Остин полностью реабилитировал себя в ABZÛ. Его музыка, исполненная симфоническим оркестром, вовсе не отвлекает от всей красоты игры, а наоборот усиливает ее. Вдохновляющие к исследованию спокойные мотивы, когда надо, меняются нагнетающими атмосферу хоровыми композициями. Вообще, создается впечатление, будто музыка и происходящее на экране создавалось в одночасье, в полной гармонии.
Хотя ABZÛ мне, как игроку, совсем не хочется ругать, но, как журналист, я обязан это сделать. Главным недостатком игры пока что является проблемы с производительностью. Моментами, когда количество объектов на экране увеличивается, игра демонстрирует откровенное слайд-шоу. Впрочем, назвать это халатностью разработчиков язык не поворачивается. Причина скорее в этих самых бесчисленных активных объектах, которых просто не может обработать компьютер средней мощности.
ABZU — запоминающееся подводное приключение, которое в ненавязчивой манере заставляет любить природу и восхищаться ею. Эта игра вряд ли понравится игрокам, которые ценят в играх лишь экшен и напряжение. Напротив, ABZÛ — неспешное медитативное путешествие, максимальное наслаждение от которого получат только терпеливые.