Как часто выходят градостроительные симуляторы? Событие это довольно редкое, а если говорить о градостроительстве на других планетах, так и вообще эксклюзивное. Недавно вышедшая Planetbase как раз принадлежит к немногочисленной плеяде игр, которые сочетают строительство города, а точнее базы, с заботой о колонистах и необходимостью добывать различные ресурсы. И все это на другой планете.
Игра является инди-проектом и вышла на позапрошлой неделе в Steam. Необычный сеттинг и неплохие скриншоты обеспечили ей довольно пристальное внимание сообщества, так что и мы не могли пройти мимо данного проекта. В этом обзоре вы узнаете о преимуществах и недостатках Planetbase.
Если говорить в целом, Planetbase сочетает в себе наработки предшественниц и похожих игр, но, также, вносит новые идеи в жанр. Перед началом игры нам предлагают выбрать любую точку на трехмерной модели планеты — соответствующий тип местности генерируется автоматически, впрочем, тут без особых изысков. Всего доступно три планеты, начать игру сначала можно только на самой простой, а затем уже переходить к сложным.
Во время обучения все выглядит довольно интригующее — мы видим команду из 7 колонистов и пары роботов, которые должны развернуть передовую базу и перейти к полному самообеспечению, а потом можно будет заняться и развитием. Начать строительство базы можно в любой доступной точке, но делать это лучше поближе к базовому кораблю — тогда на постройку первоначального лагеря уйдет минимум времени.
С визуальной точки зрения все выглядит как в лучших фантастических рассказах — белоснежные прозрачные купола, в которых теплится жизнь, развертываются на поверхности планеты с суровым климатом и недостатком кислорода. Игрок даже может заглянуть за ширму и посмотреть, как живут колонисты, чем они занимаются и о чем думают.
Однако разочаровывает механизм постройки куполов — все они соединяются длинными коридорами, на которые уходят ресурсы. С точки зрения элементарной логики это глупо, ведь можно соединять все напрямую или с минимальными по размеру шлюзами, а с точки зрения игрового процесса существенно снижается возможность для размещения самих зданий. В ряде случаев, коридоры отъедают полезное пространство у куполов, что неприемлемо.
В дальнейшем мы не будем разбирать, насколько реалистичен такой подход с куполами из металла и пластика, поскольку в суровых условиях обитания, да еще и при постоянной метеоритной угрозе, эти конструкции выглядят хлипкими и ненадежными. Вероятно, разработчики их выбрали из-за относительной простоты разворачивания и поддерживания — все-таки лететь к черту на кулички, взяв с собой горнодобывающее оборудование и цемент, не получится.
Расстраивает и то, что перед нами всегда будет один тип местности, только разукрашенный разными текстурами. Будь то ледяная или песчаная планеты, мы увидим горы и равнины, и… все. Никаких озер и ледников, каньонов и ущелий — примитивизм во всей красе.
В Planetbase удачно заимствуются некоторые идеи из ранних The Sims, например, необходимо следить за состоянием колонистов. Оценивать его можно сразу по шести пунктам — здоровье, запас кислорода, утомление, настроение, сытость и количество воды в организме. Как и в The Sims, ухудшение одного из этих параметров ведет к ухудшению деятельности колониста, а некоторые и вовсе являются критическими, вроде «запаса кислорода» или «сытости», не говоря уже о «здоровье». Снижение их до нуля ведет к немедленной смерти.
Для удовлетворения потребностей колонистов нужно не только строить новые, просторные помещения для приема пищи или сна, но и ставить места для спортивного отдыха, а также бары. В целом же, жизнь колонии протекает весьма скучно — работа, еда, сон, отдых и снова работа. В виду сеттинга, в Planetbase не предусмотрены какие-то особенные события, например, спортивные игры или музыкальные концерты, да и основных ресурсов, не считая компонентов еды, всего три — металл, биопластик и запчасти.
Особое внимание «мэру» придется уделить наличию электричества, воды и воздуха. Каждый из этих ресурсов является критическим для колонии и его пропадание даже на незначительное время приведет к критическим последствиям — в самые неудачные моменты у меня вымирала вся колония, в других случаях она лишалась 30-50 % жителей.
При планировании базы стоит учитывать, что каждое здание имеет несколько уровней — они растут в ширину и высоту, предоставляют больше места для разворачивания производства, но требуют больше ресурсов для постройки и поддержки.
Если же говорить об игровом процессе, то Planetbase не такая простая игра, как может показаться на первый взгляд из абзацев выше. В отдельной статье мы еще поговорим о том, как необходимо развивать базу, что бы выжить, а в рамках данного обзора отметим, что разработчикам однозначно удалось передать все сложности в обустройстве комфортной жизни на другой планете.
Да, конечно, здесь все довольно-таки примитивно и игроку нет нужды выстраивать сложные защитные и производственные цепи, заниматься микроменеджментом и регулировать вопросы численности. Многие объекты и работы выполняются на автомате, управление действиями колонистов сведено к минимуму.
При всем при этом, геймплей весьма сложен для освоения. Даже такая простая задача, как постройка базы, которая не вымрет к следующему утру, будет непростой. Если это удастся, расслабляться не стоит — проблемы только начинаются. В Planetbase начальнику колонии придется как следует считать расход ресурсов и предугадывать проблемы, а не решать их после появления.
В этом и заключается главная сложность — большая часть негативных событий возникает случайно, например, нехватка энергии может быть вызвана недостаточным количеством солнца, либо не вовремя вышедшей из строя турбиной ветрогенератора. Порой случаются и чрезвычайные ситуации, например, песчаная буря или солнечный ветер. Они несут большую угрозу для колонистов и техники, находящихся снаружи.
Подготовиться к этому невозможно и первые попытки построить колонию будут бесплодными именно из-за таких случайных событий, однако одно можно сказать точно — развитие базы происходит совершенно не так, как представляется вам сейчас или во время прохождения обучения.
При этом в Planetbase есть и примитивные ошибки. Система сохранений, например, крайне плохо реализована. Во время игры невозможно загрузить сохранение — приходится выходить и загружаться через главное меню, как будто сами разработчики играли всего раз. Сохранения с разных баз свалены в одну кучу, автосейвы же выполняются раз в полчаса и не производятся при начале новой игры. Зато в меню нашлось место для авторов игры, а также пункта с настройками.
В жанре бизнеса и строительства давно не было такой сложной игры как Planetbase. Если вы считали, что хорошо разбираетесь в этом жанре, то обязательно попробуйте Planetbase, поскольку она способна бросить вам вызов. Однако нащупать правильную концепцию развития, подобрать ключ к продвижению вперед — это длительный процесс, который потребует ни одного и ни двух откатов к предыдущему сохранению.
Если же вы не любите сложные игры или данный жанр, то Planetbase лучше обойти стороной, поскольку ничего захватывающего вы в ней не найдете, а разочаровываться не стоит. Тем более что игра пока не переведена на русский язык, а сроки появления локализации не уточняются.