Курс молодого бойца. Репортаж со встречи клуба настольных игр

В этот раз мы в качестве эксперимента решили написать статью, косвенно касающуюся темы компьютерных игр. Что такое настольные игры, кто в них играет, как приобщиться к этой культуре и почему с этим нельзя медлить?

Конец октября, субботний день. На улице знакомая уральцам «серость» переходного, осенне-зимнего периода: серый асфальт, безрадостные людские лица, тусклое небо. Сознание само переключается на более приятную тему — ближайший сеанс в настольные игры.

«Да, сейчас термин довольно размыт», — вспоминается разговор с администратором группы клуба настольных игр «Теория и практика» Антоном Степановым. — «есть пати-игры для больших компаний. Они носят больше развлекательный характер, где люди получают удовольствие от общения друг с другом: это и «Мафия», и «Активити», и «Алиас». Есть игры на реакцию: «Дженга», «Башня», «Бамбалео», — в них ты стараешься сходить так, чтобы ничего не разрушилось. В играх американской школы большую роль играет сюжет, повествующий о выживании. Он развивается через броски кубиков и сопутствующие им расчётливые действия («Ужас Аркхема», «Манчкин»)».

«В европейских аналогах, наоборот, есть небольшие партии с малым влиянием показателей кубиков. Часто всё это подаётся через экономические механики («Колонизаторы», «Каркассон», «Энергосеть»). В кооперативных играх нужно сражаться для достижения общей цели: здесь важны слаженные командные действия, заранее просчитанные, обговорённые. А в играх с предателем, наоборот, есть кто-то со своими интересами, что нагоняет интригу и создаёт недоверие («Мафия», «Звёздный Крейсер „Галактика“). Наконец, филлеры — лёгкие игрушки от пяти до тридцати минут: часто карточные, в них думать много не надо».

Неудивительно, что движение в последние годы приобрело такую популярность: помимо крупных городов, таких как Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург есть активность в Красноярске, Новосибирске, Новоуральске. Каждый может найти себе забаву по вкусу и для нужного графика, тем более, по словам Антона география «настолок» — вся Россия.

Тем временем, я, кажется, подошёл к нужному зданию в центре Екатеринбурга. В таком местоположении есть как плюс — недалеко идти от метро, так и большой минус: центр — постоянная стройка. Немногие предприятия здесь закрепляются окончательно, но магазину «Теория игр» это удалось: уже три года как он продает настольные игры, а встречи проводятся второй год.

В игре «Паровая планета» карточки дирижаблей выступают перевозчиками и складами для ресурсов. Фишки же понадобятся для закрепления территорий

Застройка не покидает меня и внутри помещения. Признаюсь, в суматохе ремонта я еле нахожу нужную комнату с табличкой «Теория игр»: всюду сверление, разбросанные на полу инструменты, стройматериалы и прочий хаос. Однако попав в небольшую — на десять-пятнадцать человек — комнату клуба, я чувствую небольшой прилив сил и уют.

Стены ярко-салатового цвета, завешанные плакатами игр, отлично отражают солнечный свет. Всё выглядит простенько, без изысков, отчего я вспоминаю слова собеседника про то, что организовать встречу очень просто: «В России роль „Вконтакта“ самая существенная. Это удобный механизм для организации клубного движения, почти все им пользуются в отличие от Фейсбука, Одноклассников и прочих социальных сетей (там активность стремится к нулю). В созданной теме напишите, во что хотите играть и разошлите приглашения друзьям (или в известные группы города — примечание автора). Если проблема с помещением — договоритесь с начинающими кафе, которым нужно заявить о себе. Стоит обязательно придерживаться следующих правил: до и после встречи не пить спиртное, не ругаться матом, ничего не ломать. И, главное, гейм-мастер (организатор игры) всегда прав».

Андрей выглядит угрюмо, когда слушает русский рок и сидит одновременно за планшетом и компьютером. В разговоре с ним я узнаю, что по выходным частенько приходят две компании и сидят за двумя разными столами.

«Новичкам непривычно куда-то приходить, играть во что-то незнакомое» — обозначает главную проблему движения настольных игр Андрей. — «Они приходят, но обычно компаниями» — подытоживает собеседник. Хотя я сегодня один, но этот способ мне видится оптимальным для подобных встреч, хотя всё зависит от человека.

Андрей Защепин, угрюмый в жизни, весьма жизнерадостно выглядит на фотографии за столом босса

Мою беседу с со-владельцем магазина прерывает появление в дверях компании из трёх молодых людей, активно что-то обсуждавших перед входом. Из них двое — Юра и Константин — школьные знакомые, одногодки. Юра — с длинными чёрными волосами и грубоватыми чертами лица, слегка небрит — заводила в компании. Увлекается играми и аниме.

Константина в шутку представляют «Простатином»: смысл, конечно, до меня не доходит, но парням весело. Чувствую, тут кроется интересная предыстория. Ему двадцать три года, он ведущий инженер-горняк. Сам он немного скромный, застенчивый, поэтому именно друзья описывают его как наставника по настолкам («наш мастер Йода»). Неудивительно, что он держит в руках большую коробку с экономической игрой «Steam Planet».

С третьим молодым человеком, Володей, Юра и Костя познакомились уже после школы. Ему двадцать шесть лет и он очень увлечён Battlefield: он сдержан, но, бывает, переключается на обсуждение боевых будней.

Парни отлично подходят под обобщённый портрет посетителей клуба и поклонников настольных игр со слов Андрея Защепина: «Многие играют в видеоигры. Больше всего студентов, работающих. Всем за двадцать лет». Такое же описание даёт администратор группы: «Приходят обычно люди от восемнадцати до тридцати восьми лет. Большая часть — мужчины, но если говорить о пати-играх, то подавляющее большинство у нас женщины. С высшим образованием или только получающие. Многие играют на компьютере».

На фото (слева направо): Костя, Володя, Юра

Тем временем Константин АКА «Мастер Йода» достаёт всю атрибутику «Паровой планеты», а я расспрашиваю своих сопартийцев об их первом опыте в настольных играх из девяностых.

«Первая (настольная) игра — примитивная монополия: фишек не было, как и монет. Сидели с калькуляторами: вычитали на них, складывали», — делится своими воспоминаниями Володя. Собеседники одобрительно кивают головой и посмеиваются.

Эта беседа навевает парням тёплые воспоминания об ещё одной забаве детства — «Звезда Африки». В ней нужно было собирать алмазы и избегать клеток с разбойниками.

Хотя с описываемого времени прошло не меньше двадцати лет, миф про то, что настольные игры — дорогое удовольствие сугубо для обеспеченных людей, сохранился. «Это заблуждение, — оппонирует мне Антон Степанов, — связанное с компанией Hasbro и её «Монополией». Выпускаемая игра стоит дорого (прибавьте ещё наценку книжных магазинов, торговых центров и прочих непрофильных магазинов) и наиболее известна среди неосведомлённой публики. Сегодня можно значительно экономить, самостоятельно распечатывая заготовки для игр (tesera.ru) или заказывая «настолки» из Китая, Америки. Не стоит, конечно, забывать и о профильных магазинах».

Разговор о воспоминаниях юности прерывает повышенный тон руководителя: «С... Нет... С кальмарами и грибами!». Юра с Володей хитро смотрят на администратора и тихо посмеиваются.

Тем временем ремонт в соседних комнатах не стихает, выдавая симфонию дрели, вызывающую боль в висках. Не помогает и громко звучащий русский рок: песня явно всем мешает, но никто не решается сделать замечание. Впоследствии Антон Степанов разъяснил, что к администратору никто не решался высказать упрёк, возможно, из-за угрюмого вида Андрея.

Однако партнёры по игре мне попались на редкость позитивные: Володя с глуповатой улыбкой имитирует царящий хаос жужжания дрели («Вж-ж-ж-жж, дрель!»), а Юра, будучи давним посетителем, возможно, выучил репертуар радиостанции наизусть и смешно подпевает, коверкая песни.

Ключ к такому философскому отношению к неприятностям выясняется в разговоре с Антоном: «Люди сложного характера, спесивые изначально отсеиваются, потому что у них нет склонности к настольным играм. Часто их даже не заставишь усесться играть. Единственное, бывают упрямые, но в меру»

Пока Константин объясняет правила игры, Володе приходит сообщение от «Кэтрин». Как оказалось, один из героев репортажа недавно стал отцом, а на телефон ему пришёл фотоснимок трёхмесячного ребёнка. Володя немного смущается такому вниманию с моей стороны и говорит довольно скромно, опустив глаза в пол.

Цены на игры от Hasbro и вправду кусаются. Остерегайтесь торговых центров и книжных магазинов, не давайте себя обмануть!

После объяснения правил — во время чего приходит ещё один участник, Тимофей — начинается первый этап игры. Выбирать предстоит из персонажей с разными бонусами: Константин мудро выбирает героя, позволяющего ходить всегда первым, что важно в экономических играх (можно диктовать условия рынка). Каждому игроку выдаётся определённый начальный капитал, который все, кроме Кости, бездарно тратят в аукционе персонажей. Уже в начале следующего раунда закупки добытчиков ресурсов мы от горечи хотели скидывать шапки и втаптывать их в землю. Усугубило всё то, что у меня появилась плохая привычка вступать в аукцион, завышая цену, а затем вовремя отказываться от ставки, отчего мой оппонент сильно разорялся.

Такие моменты всеобщей радости, досады особенно остро чувствуются в настолках, когда все игроки собираются за одним столом. По поводу такой экстра-чувствительности Антон Степанов написал следующее: «Главное отличие настольных игр — живое общение. В таких ситуациях совсем другие ощущения, т.к. подключаются все органы чувств: зрение следит за мимикой и жестами противника, слух воспринимает интонации. Кроме того, подключаются тактильные ощущения».

Насчёт последних: в игре среди реквизита — дирижабль и «танкеры», добывающие минералы, за которые и ведётся экономическая борьба. Фигурки «добывателей» сделаны весьма искусно, детализировано. Они так и просят, чтобы их все пощупали и поэкспериментировали с установкой различных улучшений. Я так увлекаюсь, что во время установки дрели ставлю её сверлом вниз, отчего фигурка танкера падает. Этим я вызываю лёгкую усмешку кудрявого Тимофея, и между нами возникает небольшой спор, как должен цепляться «апгрейд». Я — за аутентичность, а мой собеседник мыслит более прагматично.

Пока мы играем, клуб начинает незаметно наполняться людьми, и в итоге оба стола к четырём часам вечера оказываются заняты. Несмотря на это, поток желающих поиграть не утихает: приходит даже парень, которого вскоре забирают в армию. Мои сопартийцы бурно реагируют на его приход и начинают в шутку подкалывать: «Как же девушки на гражданке будут без тебя?!».

Игра явно не из лёгких: в ней нужно думать на два хода вперёд. Как и какие ресурсы добыть, и каким образом в итоге наиболее выгодно их обменять. В результате под конец игры мы все начинаем жутко «залипать»: задумчивые взгляды Володи, Юры, Кости, Тимофея обращены в сторону от стола. В пользу общей усталости говорит то, что мы забываем про чужие ходы. Ещё больше выматывают напоминающая бор-машину дрель (не утихавшая всё это время) и, к счастью, стихнувшая музыка.

Вместо заключения.

Трёхчасовая партия закончилась. Мы стоим на улице: парни немного уставшие, но всё равно бодрые. Я высушен, как лимон. Вспоминаются слова Антона, администратора группы о том, что важно различать, что вы хотите от настольных игр. Если хотите ненавязчивой беседы, то пати-игры — это ваше решение. Я изначально хотел что-то похардкорнее, хотя это плохо подходило для общения из-за комплексности игры.

Но самое главное, что я узнал в беседе после партии: Володя, Тимофей, Костя и Володя редко берут в игру незнакомых людей. Не знаю, что в этой ситуации мне помогло больше, статус журналиста или природная вежливость с капелькой обаяния. Однако даже в такие закрытые компашки можно попасть, познакомившись со всеми поближе и, возможно, завести новых друзей.

+8
Комментарии 4