Время подводить итоги года. Уверен, в вопросе видеоигр редакция и без меня справится отлично. Но конец 2025-го поднес геймерам не только много радости в лице шикарных релизов осени, но и огромную печаль, а также однозначно пессимистичный прогноз на год грядущий — настолько мрачный, что история с дорогими видеокартами из-за майнинг-бума покажется детской забавой.
А вся разница в том, что тогда достаточно было поменять способ добычи первопричины кризиса, что и произошло. Спасения же от кризиса сегодняшнего, который только-только набирает обороты, я пока просто не вижу.
2026 год обещает стать настоящим кошмаром для геймеров по всему миру. Взрывной рост спроса на память со стороны искусственного интеллекта уже парализовал рынок: производственные мощности ведущих компаний — Samsung, SK Hynix и Micron — полностью переориентированы на высокоприбыльную HBM-память для AI-серверов Nvidia и других гигантов.
В результате потребительская DRAM и NAND оказались в остром дефиците. Цены на оперативную память уже выросли в разы, SSD удваиваются в стоимости, а видеокарты и ПК в целом дорожают на 15–30% уже сейчас. Аналитики TrendForce и IDC прогнозируют снижение рынка ПК и смартфонов, называя просто апокалиптические цифры, а нормализация ситуации — не раньше 2028 года, что подтверждают и главные виновники кризиса (о них будет ниже).
Геймеры столкнутся с отсутствием апгрейдов, задержками новинок и завышенными ценами на всё железо. Это не временный скачок — это структурный кризис, где AI буквально пожирает ресурсы гейминга.
Кризис DRAM достиг апогея в конце 2025 года и продолжит усугубляться весь 2026-й. Цены на память уже выросли на 171% год к году, а контрактные поставки удвоились за месяцы. К середине 2026-го комплект DDR5 на 32 ГБ легко превысит цену актуальной видеокарты среднего сегмента.
Причина проста: три главных производителя перенаправили все мощности на HBM для AI-датaцентров. HBM требует в три раза больше wafer-площади на гигабайт, чем обычная DDR5, и приносит в разы больше прибыли. Nvidia и hyperscalers (крупные технологические компании, которые оперируют масштабными центрами обработки данных и предоставляют широкий спектр услуг в сфере облачных вычислений, хранения сведений, других смежных сервисов) вроде OpenAI, Microsoft и Google скупили до 40% глобального производства DRAM на годы вперёд.
По самым оптимистичным (!) прогнозам запасы потребительской памяти иссякнут в первом квартале 2026-го, а новые фабрики заработают когда-то — точно никто не может сказать. TeamGroup и Kingston предупреждают: дефицит усилится, цены продолжат расти ежеквартально на 20–30%. Не осознали? Я повторю: РАЗ В ТРИ МЕСЯЦА цена будет расти на 30%!
Micron даже полностью выходит из потребительского сегмента, сворачивая бренд Crucial, чтобы сосредоточиться на AI. В итоге геймерам придётся мириться с устаревшим железом или платить втридорога за минимальные апгрейды.
Как уже было сказано в начале статьи, верить и надеяться на то, что «все само образуется», в том плане, что кто-то вдруг придумает неожиданную замену DRAM, и все создатели ИИ вдруг радостно перепрыгнут на нее, оставив геймеров в покое, не стоит. Речь идет не о волшебном софте (крипте), а о конкретном физическом предмете.
Рынок DRAM контролируют три гиганта: Samsung (~ 44%), SK Hynix (~ 36%) и Micron (~ 20%), вместе — почти 100%. Они не просто реагируют на спрос — они сознательно ограничивают производство потребительской памяти, фокусируясь на HBM с маржей в 4–5 раз выше.
Так же Samsung на днях об этом заявила прямым текстом, совершенно не стесняясь и не скрываясь. SK Hynix продала всю мощность на 2026-й ещё в 2025-м, Samsung поднимает цены на 30–60% по контрактам, отказывая мелким клиентам.
Все это напоминает старые скандалы с фиксацией цен в 1998–2002 годах, когда те же компании получили миллиардные штрафы. Сейчас прямых обвинений в картеле нет, но поведение идентичное: инвестиции в сотни миллиардов идут исключительно в AI-память, игнорируя потребителей. OpenAI и Nvidia получают приоритет, а геймеры и обычные ПК-энтузиасты остаются ни с чем. Производители оправдываются «структурными изменениями рынка», но по сути это монополия, где прибыль от AI диктует всё. В 2026-м это приведёт к ещё большему дисбалансу: спрос на DRAM вырастет на 35%, а вслед за этим последует куда больший рост на обычные комплектующие.
А вы все ждете удобного времени, чтобы обновить ваш ПК? Поздравляю: вы дождались железного апокалипсиса! Дефицит GDDR7 напрямую бьёт по видеокартам. Nvidia уже планирует сократить выпуск RTX 50-й серии на 30–40% в первой половине 2026 года из-за нехватки памяти. Модели с 16 ГБ VRAM, вроде RTX 5070 Ti и 5060 Ti, пострадают первыми — их производство урежут. Super-версии вообще уберут до третьего квартала или полностью отменят.
AMD тоже поднимет цены на GPU. Геймеры не увидят мощных апгрейдов: вместо прогресса — стагнация и рост цен на существующие карты на 30% — это самый-самый оптимистичный прогноз!
Что касается консолей: PS6 и следующая Xbox изначально планировались на 2027–2028, о чем было много утечек внутри компаний, но кризис памяти без сомнений сдвинет эти анонсы сильно дальше. Sony и Microsoft просто нет смысла создавать консоли, покупая память втридорога не потому, что ее сложнее стало делать или что-то типа того, нет. А лишь потому, что производители этой памяти отказываются увеличивать производство, но зато с радостью взвинчивают цены в космос.
Создатели консолей выжмут максимум из текущего поколения, особенно с выходом GTA VI в конце 2026-го. Подорожание компонентов сделает новые консоли дороже на (!) 200 долларов в среднем, или компании просто отложат релиз, чтобы избежать убытков, что более вероятно.
Вам было мало пессимизма? Держите еще «радостных» фактов. NAND-память выросла на 246% с начала 2025-го, и SSD удвоятся в цене к середине 2026-го. Контрактные цены уже взлетели в два раза, а производство на 2026-й полностью распродано.
Видеокарты, как уже было сказано, значительно дорожают из-за VRAM. Крупные сборщики ПК — Dell, HP, Lenovo — анонсировали повышения на 20% в среднем с декабря 2025–января 2026.
Даже текущие консоли могут получить (и получат!) ценовой скачок на 10–15%. Память теперь занимает до 20% себестоимости ПК вместо привычных 10%. Новые фабрики Micron и SK Hynix запустятся только во второй половине 2026-го, но приоритет — снова AI.
Геймеры почувствуют это везде: от ноутбуков до готовых сборок. Рекомендация одна — покупайте SSD и RAM сейчас, пока запасы есть по «старым» ценам (на самом деле, их уже нет, но дальше будет только хуже).
Год красной огненной лошади еще не наступил, а лягается уже так, что добавки не надо. Полыхает у геймеров ярче новогоднего салюта. 2026 год станет эпохой стагнации для гейминга: без нормальных апгрейдов, с завышенными ценами на всё и постоянными задержками новинок. Искусственный интеллект не просто конкурирует — он доминирует, поглощая ресурсы, которые раньше шли на потребительский рынок.
Оптимизируйте старое железо, играйте в старые тайтлы, покупайте компоненты заранее. Без радикального расширения фабрик (а оно запланировано только на 2027–2028) кризис затянется. Геймеры всего мира, запасайтесь терпением и деньгами — чёрный год действительно неизбежен, и он ударит сильнее, чем крипто-майнинг или пандемия.
С наступающими праздниками! Ваш адвокат Дьявола.