К сожалению, технология виртуальной реальности все еще не произвела революции в игровой индустрии. Проекты, выходящие на различных устройствах, либо примитивны, либо заточены под какую-то конкретную модель, что сильно уменьшает потенциальную аудиторию. Тем не менее PlayStation VR 2 — очки для одноименной консоли — все еще способны предложить интригующий опыт, который невозможно получить иначе (если, конечно, вы не обладатель мощного PC и очков для него). Мы решили собрать ТОП-15 крутых проектов, с которыми стоит ознакомиться, если вы хотите окунуться в виртуальную реальность на PlayStation в 2025.
Важное уточнение: множество других топов в интернете предлагают проекты просто на основе оценок пользователей, а авторы совершенно не задумываются, что далеко не все из таких «избранных» хитов переведены на русский язык. Это накладывает вполне логичное ограничение, когда вы купите рекомендованную игру и ничего в ней не поймете. В VR-проектах крайне важен контекст, так как никаких явных подсказок или указателей в 3D-мире не будет. Мы решили пойти иным путем и выбрали только то, с чем не возникнет неожиданных проблем ни в качестве, ни в понимании происходящего. Места в топе распределены по усмотрению автора и могут не совпадать с вашим мнением. Добро пожаловать в виртуальный мир!
Начнем мы с классики. Даже те, кто никогда не надевал очки виртуальной реальности, знают, что такое Beat Saber. Разбивать кубики в такт популярных треков кажется простым, но за тривиальной механикой скрывается внушительная глубина. И по сей день Beat Saber остаётся одной из самых популярных и выверенных VR-игр: точные хитбоксы, читаемость, высокий потолок мастерства, отсутствие укачиваний.
Музыкальные паки поддерживают интерес, но основа геймплея не менялась годами, получая лишь надстройки над базой. Игра идеальна как фитнес-активность и быстрый ритм-драйв, зато плохо раскрывается тем, кому хочется явной прогрессии. Визуальный стиль минималистичный, но чёткий. Главная претензия — зависимость от DLC: базовые треки быстро надоедают, а общая стоимость со всеми расширениями может отпугнуть. Тем не менее это один из столпов VR. Увы, но недавно разработчики закончили поддержку проекта. Это значит, что новых обновлений ждать не стоит. Однако надо быть полным профаном в мире интерактивных развлечений, чтобы купить себе PlayStation VR 2 и не опробовать Beat Saber.
Необычный ритм-экшен, где требуется бить по барабанам, чтобы заставить драккар плыть быстрее. Музыка преимущественно в жанре «металл», удары тяжёлые и тактильные. Игра ощущается уникально, но механика на протяжении прохождения одна и та же: если стиль не зайдёт, контент покажется однообразным. Для любителей ритма — идеальная смесь музыки и физики. К тому же это немного иной темп, чем в Beat Saber. Перед началом разработчики предупреждают, что придется попотеть — и это истинная правда. Ragnarock легко заменяет легкий фитнес для верхней части тела, жаль только, что не для всего.
Synth Riders — ритм-игра, выступающая полной альтернативой Beat Saber или Ragnarock: больше движения корпусом, акробатики и «скольжения» по мелодии. Треки запоминаются, особенно электронные композиции. Конечно же, присутствуют DLC с популярными хитами. Уровни довольно разнообразные, но визуальный стиль местами слишком кислотный и может перегружать восприятие. Это отличный VR-тренажер для всего тела и танцевальный аттракцион, который подойдет для легкого и веселого досуга с друзьями.
Hitman: World of Assassination — хит сама по себе, однако в формате виртуальной реальности симулятор убийцы приобретает совершенно новую глубину. VR превращает миссии Hitman в более физический стелс, где геймер сам хватает предметы, прячется и готовит точные удары в самый подходящий момент.
Управление через специальные контроллеры даёт отличное ощущение рук киллера, хотя иногда точности не хватает. Например, могут возникнуть проблемы с быстрым подбором предметов с пола, что для такого проекта существенная недоработка. Графика уступает лучшим VR-хитам, а анимации NPC заметно упрощены. В целом это логично, ведь игра не разрабатывалась для шлема изначально. Особенно это ощущается во взаимодействии с мирными гражданами, когда они раз за разом старательно игнорируют ваши тычки и пинки. Но сама идея прохождения больших открытых локаций Hitman от первого лица работает отлично, а механики становятся более напряжёнными и личными. Это редкий VR-стелс, в котором ты чувствуешь вес каждого действия.
VR–моды стали привычны для серии Resident Evil. Оба последних проекта — Resident Evil Village и Resident Evil 4 Remake — получили подобные расширения. К сожалению, назвать это полноценными версиями нельзя. Обе игры создавали для совершенно иных паттернов прохождения, поэтому моды унаследовали аналогичный инвентарь и весьма скромный VR-функционал. Во многом здесь такой же подход, что и в Hitman: World of Assassination, но реализация лучше.
Смена перспективы здорово освежила оба хита. Village в VR становится куда страшнее. Дом Димитреску и подземелья — всё выглядит очень детализировано и буквально происходит перед носом. RE4 даёт немного иные ощущения: это динамичный боевик, где стрельба ощущается идеально за счёт ручной перезарядки и двух рук. Village более атмосферная, RE4 более игровая. Отличный способ взглянуть на любимые игры по-новому, но можно было расширить возможности и функционал.
VR-режим GT7 — один из лучших автомобильных опытов на рынке. Физика, кабины машин, скорость — всё выглядит и ощущается невероятно естественно. Камера стабильно удерживает горизонт, отчего игра почти не вызывает укачивания. Минусы — VR доступен не во всех режимах, и интерфейс остаётся консольным, иногда громоздким. Но ощущение «водительского места» настолько точное, что после VR трудно вернуться к обычному формату.
The Dark Pictures: Switchback VR — аттракцион-хоррор на вагонетке от создателей антологии Dark Pictures. Ключевая фишка — система отслеживания морганий: враги атакуют именно тогда, когда игрок закрывает глаза. То есть моргать становится страшно. Игра короткая, графика не блещет, а повторы уровней ради улучшения результата утомляют. Но как «страшная поездка» — работает отлично, особенно в первый раз.
Pistol Whip — ритм-шутер, где игрок стреляет, уворачивается, перепрыгивает препятствия и двигается в такт музыке. Экшен здесь цельный и кинематографичный: каждый уровень похож на боевую сцену из фильма. Минус — чувствуется однообразие, если играть слишком долго: механика отличная, но не особо вариативная. Впрочем, большое количество бесплатных обновлений немного спасает ситуацию.
Ждет ли VR-игры прорыв, или они так и останутся лишь дополнительным развлечением?
Пройти опросХотели бы вы не просто играть в очередную Call of Duty, а самостоятельно поучаствовать в сражениях? Firewall Ultra дает такую возможность. Тактический шутер с упором на мультиплеер считается одним из лучших опытов мультиплеерных баталий в формате VR. Командные перестрелки требуют координации, а Sense-контроллеры дают хорошую точность прицеливания. На старте игра страдала от перегруженности серверов, нестабильной производительности и малочисленного контента. Сейчас стало лучше, но в сравнении с крупными мультиплеерными шутерами проект всё равно узкоспециализированный. Когда всё работает, то ощущается круто, однако найти еще трех друзей с очками — задача со звездочкой. Играть без них тоже возможно, весь спектр эмоций вы в любом случае испытаете.
No Man's Sky — одна из главных игр про космос вообще. VR-формат расширяет доступные возможности еще больше. Исследование планет, строительство баз, сражения в космосе и наземный геймплей — всё доступно в полном 3D. Масштаб впечатляет: с кабины звездолёта до поверхности планеты можно перейти без загрузок. Но интерфейс перегружен, управлять инвентарём непросто, а сама игра всё ещё сочетает концепт, придуманный для вида от третьего лица, с VR-модом, который многое оставляет «как есть». Это лучшая VR-песочница, позволяющая примерить на себя костюм астронавта, но не самая дружелюбная для новичков.
Moss и Moss: Book 2 — очаровательные сказочные платформеры, где игрок выступает не героем, а наблюдателем-покровителем маленькой мышки Квилл. Геймер управляет окружением, помогает ей в боях и решении головоломок. Важная особенность — перспектива. Благодаря очкам, все происходящее ощущается как небольшие ожившие иллюстрации из книги. Объемные и кукольные. Смотреть надо сверху вниз в формате изометрии. Оба проекта впечатляют вниманием к деталям и живостью героини, которая реагирует на действия игрока. Минус — уровень сложности невысокий, а продолжительность сравнительно скромная. Но душевность и атмосфера у этих игр великолепная.
Alien: Rogue Incursion VR — Сильный VR-хоррор, где тебя преследуют ксеноморфы с адаптивным ИИ. Темнота, вентиляции, скрип металла, чужие, поджидающие за углом, — всё работает на постоянное напряжение. Управление оружием интуитивное, стрельба резкая и бескомпромиссная. Но уровни довольно коридорные, а геймплей не всегда разнообразен — ставка на атмосферу, а не на свободу. Фанатам «Чужого» зайдёт почти гарантированно, остальным придётся терпеть высокий уровень стресса.
Metro Awakening — оригинальная VR-история по вселенной Metro, где упор сделан на атмосферу, интерактивность и выживание. Придется много блуждать по тоннелям, заряжать оружие вручную, следить за фильтром противогаза, светить фонарём и постоянно слышать то, чего не хочется слышать. Атмосфера шикарная, но структура линейная и не предлагает столько свободы, сколько ждут фанаты серии. Перестрелок, как и врагов, немного, зато саспенса хоть отбавляй. Очень плотный хоррор-нарратив, но не экшен-шутер.
The Walking Dead: Saints & Sinners и The Walking Dead: Saints and Sinners — Chapter 2: Retribution — два суровых выживача с превосходной физикой ближнего боя. Обе игры связаны единым миром, поэтому проходить их лучше всего вместе. Зомби нужно удерживать, пробивать, отталкивать, а инвентарь ощущается весомым. Открытые зоны позволяют выбирать маршрут и стиль игры. Вторая часть стала больше, но не всегда лучше: геймплей плотнее, но однообразнее, а оптимизация хромает. Однако обе части остаются лучшими зомби-песочницами в VR и наиболее близки к званию полноценных игр в новом формате.
Эталон визуала для PS VR2: огромные машины, насыщенные виды, реалистичные руки и детально проработанные объекты. Основной упор сделан на скалолазание и использование лука, поэтому именно в этих моментах игра раскрывает себя лучше всего. Структура местами напоминает аттракцион, а не полноценное приключение, но это мелочь в сравнении с тем опытом, который в итоге получаешь.
А еще именно в Horizon: Call of the Mountain разработчики реализовали способ передвижения за счет взмахов рук. Это кажется несущественным, но именно такая маленькая деталь сильно уменьшает тошноту даже у тех, кто страдает от слабого вестибулярного аппарата. Абсолютно всё, что предлагает игра, — классно сделано и ощущается. Несмотря на то, что в нашем топе есть хиты новее, Horizon: Call of the Mountain обязательна к прохождению даже тем, кто не сильно любит вселенную в целом.
***
Список можно было бы продолжить, к тому же многие классные проекты, к сожалению, лишены русского перевода (даже субтитров), но мы решили выбрать те 15, которые точно не оставят равнодушным. Каждая из представленных игр проверена нами лично. Пишите в комментариях другие VR-хиты, которые зацепили вас, будет интересно узнать.
Какая из игр вас заинтересовала?
Пройти опрос