Что, если вы — всего лишь слизняк в пищевой цепочке постапокалиптической пустоши? Или мелкий клерк в тоталитарной машине, для которой вы — расходный материал? Или просто человек, пытающийся пережить ночь в лесу, где сама тьма хочет вас забрать?
Есть игры, которые отказывают нам в сладкой фантазии о всемогуществе. Вместо этого они предлагают опыт беспомощности. И, как это ни парадоксально, в этом опыте — особая, горькая правда и неожиданная сила.
В этой статье мы разберёмся, почему игры, где вы — никто, — не ошибка дизайна, а намеренный художественный выбор. Как через хрупкость слизняка в Rain World, бюрократический ад Papers, Please и всепоглощающий ужас Darkwood мы можем узнать о себе и мире нечто, что никогда не расскажет история очередного «спасителя вселенной».
Данная статья содержит спойлеры сути игр и немного о геймплее.
Если вы хотите ощутить данные игры на своем опыте — я не рекомендую читать данную статью.
Данная статья не несет в себе информацию о полном геймплее игр, а также статья не посвящена пересказу игр, данная статья посвящена жанру и концепции, а также разбору некоторых примеров, где их используют. Данная статья содержит спойлеры сути игр и немного о геймплее.
Если вы хотите ощутить данные игры на своем опыте — я не рекомендую читать данную статью.
Данная статья не несет в себе информацию о полном геймплее игр, а также статья не посвящена пересказу игр, данная статья посвящена жанру и концепции, а также разбору некоторых примеров, где данные концепции используют.
Данная игра знакомит нас с миром от лица крохотного и уязвимого существа, своеобразный «слизне-кот».
В данном мире нашего персонажа пытается убить абсолютно всё, от ящер и растений до гигантских хищных птиц и дождей.
Особенности мира:
В данной игре персонажу нужно каждый день искать еду и возвращаться в убежище, чтобы пережить смертельный дождь. В игре это называется «цикл» — и каждый цикл приносит новые опасности.
Игрок не раз в игре увидит дождь, убивающий большинство существ, что попадут под него, не один раз игроку придётся искать убежище и укрыться днём от дождя и затопления помещения.
Игра показывает нам геймплей со стороны мелкого хрупкого существа, которых обычно в других играх мы убиваем и не задумываемся, каково было бы играть за них.
Данная игра ознакомит нас с событиями данного мира, происходящими где-то на территории Польши.
По сюжету на территории Польши начался аномальный рост лесов, в которых на постоянной основе не редко пропадают люди.
Нам предстоит сыграть за обычного человека, пытающегося выжить еще один день, нам предстоит укрываться в нашем жилище, баррикадируя его и стараясь не выдать себя под звуки орд мутантов (так полагаемо пропавших людей в лесу) в постоянно меняющемся лесу вместе с его обитателями и странностями в условиях дефицита ресурсов и вынуждением употреблять незаконные вещества.
Это одна из тех игр, где ты можешь не увидеть настоящего рассвета, а лишь то же самое напряжение, что и ночью.
Данная игра расскажет нам о мире тоталитарного государства, в котором игрок лишь одна из пешек государства, в лице которого они лишь расходный материал.
Игрок в данной игре играет за обычного пограничника, нам предстоит решать судьбы людей путем наших решений.
Beholder — это игра, действия которой происходят на земле безымянного тоталитарного государства в условиях войны.
Мы играем за нового управляющего общественного желища.
Приезжая на свою службу с семьей, наша задача — заселять номера и принимать новых гостей, живущих здесь на постоянной основе или в поисках временного желища.
Помимо этого, каждый раз в стране выходят все более и более абсурдные законы, которые мы обязаны соблюдать, обыскивая желища наших гостей в поисках запрещенных предметов, с помощью которых мы способны выселить нашего не подобающего гостя телесными наказаниями под стражу или же, манипулируя, получая взятку для обеспечения своей же личной семьи.
Здесь нет сюжета в привычном смысле. Есть только чёрно-белая, безмолвная пустошь, полная смертельных ловушек и враждебных существ. Вы — безликий мальчик, и ваша цель неясна с первых секунд. Среда сама по себе выступает главным антагонистом: вас могут раздавить, утопить, проткнуть или сбросить с высоты.
Даже встреча с другими — например, с гигантским пауком или дикими детьми в лесном лагере — это не диалог, а угроза для жизни. Вы не покоряете этот мир. Вы существуете в нём как временное препятствие, которое среда пытается устранить. Limbo — это опыт чистого, беспримесного выживания, где вы не герой, а фон для безличного и беспрерывного ужаса.
Данная игра представляет из себя бессюжетную песочницу про мир постапокалипсиса эпидемии массового заражения.
Эта игра показывает биологический постапокалипсис (если по-простому — зомби-апокалипсис), то, каким бы он был в реальной жизни за обычного человека без прирождённых навыков убийства, паркура и выживания, игроку предстоит самому всё изучать или же выбрать профессию себе с нужными навыками.
Вы — не солдат, не правительство, не герой, который побежит в окопы врага с армией.
Вы — простая группа людей, пытающаяся выжить в кошмарной войне на истощение, живя под артиллерийскими обстрелами и гулком выстрелов снайпера вдалеке.
В данной игре вы проживаете каждый день раз за разом в надежде прожить ночь на вылазке, чтоб вас никто не ограбил, а один из ваших персонажей не умер.
Порой игры, в которых мы не являемся очередным избранником пророчества, героем, который всех спасет, — мы можем узнать куда больше о глубине мира и переживаниях его персонажей.
Если вы захотите попробовать себя в роли пограничника, управляющего общежитием или же вовсе уязвимого, хрупкого слизне-котика, — все данные игры доступны на территории СНГ, и каждый может их попробовать лично.
При написании статьи я опирался на свой личный опыт, играя в эти игры, нежели на данные в интернете, также в данной статье я просто хотел рассказать о самой концепции подобных игр.
Я бы был очень рад, если вы не поленитесь оценить статью и её недочёты, это очень мотивирует писать статьи дальше, а также улучшать их, опираясь на прошлые ошибки, которые вы помогли заметить.
Спасибо, что прочли статью до конца!
Заметил небольшие недочёты
Картинки лучше под заголовком ставить, а не перед (чтоб было разграничение материала) и можно было бы чуть лучшего качества их найти
Как то мало информации по каждой игре. Можно было бы более подробнее разобрать концепцию This War of Mine и порассуждать на тему что войны обычно показываются какими то классными, благородными, а на деле это кровь, слёзы и очень много разрушенных судеб и искалеченных душ