Во времена более зелёной травы комедии умели смешить без «сортирных тем» и «звенящей пошлости». Юмор был честным, сюжеты — безумными, а герои становились народными любимцами. Зритель не боялся смеяться над острыми шутками, а сценаристы попасть под пресс «культуры отмены». Мы погрузились в те опасные по нынешним меркам времена и выбрали для вас пятнадцать лучших старых комедий, которые до сих пор работают мощнее любого антидепрессанта.
В центре истории — Тед Страйкер (Роберт Хейз, Robert Hays), бывший военный пилот, страдающий аэрофобией после гибели товарищей на войне. Стремясь вернуть возлюбленную-стюардессу Элейн (Джули Хагерти, Julie Hagert) он поднимается на борт самолёта с ней, однако судьба-злодейка сажает его в кресло пилота. Теперь от Теда зависит сможет ли самолёт благополучно приземлиться. Компанию ему составляют абсолютно невозмутимый доктор Рамек (роль, закрепившая за Лесли Нильсеном (Leslie Nielsen) амплуа «короля пародии») и бестолковые наземные службы.
Революционная пародийная комедия, являющаяся покадровым комедийным ремейком драмы «Нулевой час!» (1957), установившая новый стандарт жанра. ZAZ (братья Цукеры, Zucker br. и Джим Абрахамс, Jim Abrahams) создали произведение с плотностью около трёх шуток в минуту и абсурдом, как неотъемлемой частью происходящего. Фильм проложил дорогу «Голому пистолету» (The Naked Gun: from the Files of Police Squad!) и «Горячим головам» (Hot Shots!), а его не стареющий абсурд обеспечил место в списках самых смешных комедий всех времён.
Данная тройка фильмов — золотой стандарт французской buddy-комедии, построенной на легендарном дуэте Пьера Ришара (Pierre-Richard) и Жерара Депардьё (Gerard Depardieu). Постановщик сталкивает рассеянного, катастрофически невезучего и по-детски наивного Франсуа Пиньона/Перрена (Ришар) с циничным, прагматичным персонажем Депардьё, неизбежно создающим хаос.
В «Невезучих» детектив Камю использует «зеркальный» метод поиска пропавшей дочери миллионера, беря в напарники невезучего бухгалтера. В «Папашах» журналист и учитель, считающие себя отцами сбежавшего подростка, отправляются на его поиски. В «Беглецах» бывший грабитель становится заложником горе-бандита и вынужден бежать с ним и его немой дочерью от полиции. Юмор строится на столкновении противоположностей — невротичного хаоса и попыток контроля, — порождая каскад абсурдных недоразумений и искромётных диалогов.
Трилогия демонстрирует вершину сценарного мастерства Франсиса Вебера (Francis Veber), который создал «часовой механизм, где каждый эффект работает в должный момент». Юмор рождается не из гэгов, а из словесных перепалок и беспрецедентной химии между актёрами, сочетая фарс, комедию положений и лирическую теплоту без вульгарности. Эти комедии стали абсолютной классикой и хитами видеопроката, показов на ТВ в СССР/СНГ. На Западе они были «просто успешны», но не имели такого уникального и долгосрочного культового статуса и цитирования, как у нас.
Троица безумных учёных-парапсихологов — Питер Венкман (Билл Мюррей, Bill Murray), Рэй Стэнц (Дэн Эйкройд, Dan Aykroyd) и Игон Спенглер (Гарольд Рэмис, Harold Ramis) — открывает в Нью-Йорке бизнес по устранению паранормальных явлений, к которому вскоре присоединяется Уинстон Зеддмор (Эрни Хадсон, Earnest Hudson).
В первом фильме команда, вооружённая протонными ранцами, противостоит шумерскому божеству Гозеру Разрушителю, чьё появление угрожает существованию города. Во второй части охотники, утратившие общественное доверие после событий первого фильма, вновь объединяются для спасения Нью-Йорка от зловещего духа Виго Карпатского и реки розовой эктоплазмы, питающейся негативными эмоциями горожан.
Дилогия по праву стала культурным феноменом 80-х благодаря смелому жанровому миксу — комедии, фантастики и хоррора, сведённых в безупречный баланс. Её успех держится на контрасте между саркастичным равнодушием Венкмана и увлечённым занудством Рэя и Игона, что создаёт особую, ни на что не похожую комедийную химию. Креативный дизайн гаджетов (протонные ранцы, ловушки) и запоминающиеся монстры (Слаймер, Зефирный человек) определили визуальный стиль франшизы. А песня Who you gonna call? популярна до сих пор.
Какой из этих фильмов имеет самый узнаваемый и любимый саундтрек/главную тему?
Пройти опросТрилогия следует за приключениями Акселя Фоули (Эдди Мёрфи, Eddie Murphy) — детройтского детектива, чья уличная смекалка и дерзость постоянно сталкивают его с полицией Беверли-Хиллз. В первом фильме он расследует убийство друга, во втором раскрывает международную преступную сеть, в третьей распутывает схему фальшивомонетчиков. Каждое расследование превращается в комедийное шоу благодаря виртуозным импровизациям героя и его способности обходить бюрократию элитного департамента.
Трилогия стала определяющей для жанра buddy-cop и закрепила статус Мёрфи как комедийной звезды 80-х. Актёр на пике формы создал образ харизматичного аутсайдера, чьи импровизированные диалоги и неуёмная энергия доминируют в каждой сцене. Фильмы установили эталон баланса между напряжённым экшеном и чистой комедией, вдохновив «Смертельное оружие» (Lethal Weapon) и последующие жанровые хиты. А саундтрек Харольда Фальтермайера (Harold Faltermeyer), особенно тема Axel F, стал культовым элементом поп-культуры 80-х. Несмотря на спад к третьей части, первые два фильма остаются образцовыми комедийными боевиками.
«Назад в будущее» — это не просто фантастика, это эталонное приключенческое кино, пропитанное теплом и юмором. Химия между нервным, обаятельным Марти (Майкл Джей Фокс, Michael Fox) и гениальным, жестикулирующим Доком (Кристофер Ллойд, Christopher Lloyd) — это сердце успеха. Их взаимодействие стало одной из самых культовых дружб в истории кино.
В первой части Марти по ошибке попадает из 1985 года в 1955-й, где случайно вмешивается в знакомство своих родителей. Чтобы не исчезнуть из реальности, он должен успеть свести их и найти способ вернуться в своё время. Во второй части Док и Марти отправляются в 2015 год, чтобы предотвратить катастрофу, которая случится с их детьми, но по возвращении обнаруживают, что их настоящее изменилось в худшую сторону из-за вмешательства старого Биффа. В третьей части Марти вынужден прыгнуть в 1885 год (Дикий Запад), чтобы спасти застрявшего там Дока и вернуть DeLorean, сталкиваясь с предками Биффа и опасностями эпохи ковбоев.
Сценарий Боба Гейла (Bob Gale) виртуозно сплетает сложную научно-фантастическую концепцию (путешествия во времени) с лёгкой комедией положений и семейными ценностями. Все сюжетные линии, предсказания и парадоксы логически замыкаются.
Инспектор Кевин Чань Какхёй (Джеки Чан, Jackie Chan) — честный, но неуклюжий гонконгский полицейский. Его жизнь — непрерывный каскад экстремальных погонь, опасных миссий и попыток наладить отношения с вечно недовольной девушкой Мэй (Мэгги Чун, Maggie Cheung).
В первом фильме он ловит крупного наркобарона, однако в отместку его подставляют и обвиняют в убийстве коллеги — история завершается головокружительной схваткой в торговом центре. Во второй части, пониженный в должности за своё «слишком героическое» поведение, Кевин сталкивается с террористами, шантажирующими город взрывами, и одновременно старается избежать мести освобождённого мафиози.
Для многих зрителей в странах бывшего СССР это было первое знакомство с гонконгскими боевиками, и они до сих пор пользуются огромной любовью и цитируемостью, превышающей их нишевую популярность на Западе. А Какхёй стал архетипом «суперкопа» — смешного, обаятельного, но безупречно честного героя, чья находчивость и упорство всегда берут верх.
Старшеклассник-лоботряс Феррис Бьюллер (Мэттью Бродерик, Matthew Broderick) решает устроить себе идеальный день, симулируя тяжёлый грипп. Он втягивает в авантюру ипохондричного друга Кэмерона Фрая (Алан Рак, Alan Ruck) и подругу Слоун Петерсон (Миа Сара, Mia Sara). Троица отправляется в Чикаго, чтобы прожить один безумно яркий день. Угон раритетного Ferrari, поход в художественную галерею, обед в дорогом ресторане и импровизированный парад с песней Twist and Shout превращают прогулку в настоящий праздник жизни. Тем временем директор школы Эд Руни (Джеффри Джонс, Jeffrey Jones) и завистливая сестра Джини (Дженнифер Грей, Jennifer Grey) отчаянно пытаются вывести Ферриса на чистую воду — безуспешно и комично.
Комедия Джона Хьюза (John Hughes) стала иконой подросткового кино, объединив дерзость, остроумие и лёгкую философию. Феррис в исполнении Бродерика — воплощение харизмы и беззаботного авантюризма, идеальный герой поколения, живущий по принципу «будь собой, даже если весь мир против». Слом четвёртой стены, когда герой напрямую обращается к зрителю, превращает фильм в личный разговор о свободе, молодости и умении наслаждаться моментом.
Классическая дорожная комедия Джона Хьюза о двух людях, которым судьба не оставила выбора, кроме как терпеть друг друга. Успешный, но заносчивый бизнесмен Нил Пейдж (Стив Мартин, Steve Martin) мечтает попасть домой к семье на праздник, однако непогода рушит все планы, и он оказывается в пути вместе с Делом Гриффитом (Джон Кэнди, John Candy) — бесконечно разговорчивым и наивно-добродушным торговцем мелочами. Их путешествие превращается в череду катастроф и комичных несчастий: сгоревшая машина, кража денег, ночёвки в убогих мотелях и постоянные ссоры на грани истерики.
Контраст между педантичным Нилом и хаотичным Делом создаёт основу для бесконечного потока конфликтов и шуток. Мартин и Кэнди демонстрируют редкое актёрское взаимопонимание: один — воплощение сухого сарказма и раздражения, другой — тепла и простодушия, которое неизбежно обезоруживает. Хьюз виртуозно соединяет грубый фарс с подлинной человечностью, превращая простую комедию в историю о сочувствии и понимании.
Фильм основан на абсурдной, но очаровательно смелой идее секретного генетического эксперимента: близнецы, разлучённые при рождении, оказываются полной противоположностью друг другу. Джулиус Бенедикт (Арнольд Шварценеггер, Arnold Schwarzenegger) — двухметровый идеал физического и интеллектуального совершенства, выросший в изоляции. Его брат Винсент «Винни» Бенедикт (Дэнни ДеВито, Danny DeVito) — низкорослый, ехидный мошенник, воспитанный в приюте.
Узнав о существовании брата, Джулиус отправляется на его поиски, и их встреча запускает цепь нелепых, но трогательных событий. Погрязший в долгах Винсент сразу втягивает наивного идеалиста в авантюру с краденым прототипом двигателя, и за ними тут же увязывается мафия. В погонях, ссорах и попытках найти биологическую мать братья постепенно становятся настоящей семьёй.
Гениальность фильма — в химии между Шварценеггером и ДеВито: их контраст по внешности, темпераменту и манере игры превращает каждую сцену в эталон комедийного дуэта. Режиссёр Айван Райтман (Ivan Reitman), создатель «Охотников за привидениями», тонко уравновешивает фарс и сердечность, создавая комедию, где абсурд соседствует с искренностью. А в странах бывшего СССР фильм стал по-настоящему культовым: его регулярно пересматривали на видеокассетах, цитировали и ассоциировали с «тёплым» западным кино конца 80-х. «Близнецы» закрепили успех Шварценеггера в комедийном амплуа и задали моду на неожиданные звёздные дуэты в buddy-комедиях грядущего десятилетия.
Прямое продолжение культового телесериала «Полицейский отряд!» (Police Squad!), где лейтенант Фрэнк Дребин (Лесли Нильсен) — патологически неуклюжий, но абсолютно невозмутимый детектив — раскрывает серьёзные преступления, разрушая всё на своём пути.
В первом фильме он расследует заговор с целью покушения на королеву Елизавету II во время её визита в Лос-Анджелес. Во втором борется с преступником, угрожающим взорвать здание и сорвать энергетический саммит. В третьем предотвращает террористический заговор, кульминацией которого становится взрывное шоу на церемонии «Оскар». Все три части представляют непрерывный поток абсурдных визуальных гэгов, неожиданных камео и виртуозных словесных шуток, приправленных закадровым голосом, сообщающим очевидные факты.
Шедевр пародийного жанра от команды ZAZ (создателей «Аэроплана!») возвёл Лесли Нильсена в ранг иконы благодаря его невозмутимой игре на фоне безумного окружения — ключу к архетипу «идиота-героя». Фильмы работают по принципу трёх шуток в минуту, используют многослойный юмор: игру слов, разрушение четвёртой стены и пародий на голливудские клише. Трилогия закрепила успех спуф-комедий и породила бесчисленных последователей: от «Остина Пауэрса» (Austin Powers) до «Очень страшного кино» (Scary Movie), оставаясь нестареющей классикой остроумия.
Остроумная британо-американская комедия о неудачном ограблении, где алмазы становятся поводом для череды предательств, соблазнов и абсурдных смертей. После кражи сокровищ лидер банды Джордж (Том Джорджсон, Tom Georgeson) бросает подельников и прячет всю добычу, а его сообщница Ванда (Джейми Ли Кертис, Jamie Lee Curtis) решает выведать расположение тайника через роман с адвокатом Джорджа — Арчи Личем (Джон Клиз, John Cleese) — чопорным, сексуально подавленным англичанином, неожиданно втянутым в вихрь страстей и обмана.
Фильм блестяще сочетает сатиру, фарс и чёрный юмор, противопоставляя английскую сдержанность американской экспансивности. За внешним хаосом скрывается точная режиссура и филигранный сценарий, превращающий криминальную историю в умную комедию о человеческих слабостях. Фильм вошёл в историю как одна из немногих комедий, принёсших «Оскар» за актёрскую игру (лучшая мужская роль второго плана), подчеркнув высочайший уровень исполнения.
Какую комедию из списка вы чаще всего смотрели всей семьёй?
Пройти опросНаследник африканского трона Аким Джоффер (Эдди Мёрфи) устаёт от роскоши и навязанной ему невесты. Он отправляется в нью-йоркский Куинс, чтобы найти любовь без титулов и дворцов. Вместе с верным, но вечно недовольным спутником Сэмми (Арсенио Холл, Arsenio Hall) он притворяется бедным студентом и устраивается уборщиком в закусочную, где влюбляется в дочь владельца — Лизу (Шэри Хидли, Shari Headley).
Фильм стал классикой благодаря идеальному балансу сатиры, романтики и фарса. Мёрфи и Холл играют сразу множество второстепенных персонажей (от старых парикмахеров до белого еврейского завсегдатая бара), создавая калейдоскоп смешных и запоминающихся образов. Режиссёр Джон Лэндис (John Landis) наполнил картину теплом и насытил её визуально. Постановка плавно переходит от фарса к романтике и обратно к комедии, сохраняя острые сатирические углы.
Картина блестяще высмеивает как высшее общество Замунды с нелепыми традициями, так и американскую классовую систему, эмигрантскую среду и стереотипы. Фильм закрепил за Мёрфи звание главной комедийной звезды поколения, а его влияние ощущается в последующих комедиях о «принце в обычном мире».
Дебютный фильм об Эйсе Вентуре (Джим Керри, Jim Carrey) — единственном в мире детективе по розыску домашних животных. Эксцентричный, в тропической рубашке и с фирменной причёской, Эйс берётся за дело похищенного дельфина-талисмана футбольной команды «Майами Долфинс». Расследование погружает его в мир профессионального спорта и комичных абсурдных ситуаций, включая яростное противостояние с лейтенантом Лоис Эйнхорн (Шон Янг, Sean Young).
Фильм стал культурным феноменом и моментально сделал Керри иконой жанра кино. Его гиперболизированная мимика, безграничная энергия и бессмысленные, но заразительные фразы вроде «Alrighty then!» задали новый стандарт для молодёжных комедий десятилетия. Под руководством Тома Шедьяка (Tom Shadyac) абсурд и кривляния превратились в двигатель сюжета, а фильм, вышедший одновременно с другими хитами Керри — «Маска» (The Mask), «Тупой и ещё тупее» (Dumb & Dumber), — закрепил тренд на безудержный, неполиткорректный юмор 90-х.
Фильм рассказывает историю Дэниела Хилларда (Робин Уильямс, Robin Williams), энергичного, любящего, но безответственного актёра озвучивания, который переживает болезненный развод со своей женой Мирандой (Салли Филд, Sally Field). Судья, сомневающийся в способности Дэниела быть адекватным родителем, сильно ограничивает его встречи с детьми. Отчаявшись, тот решает сделать невозможное — с помощью брата-гримёра превращается в строгую, но добросердечную шотландскую няню Миссис Даутфайр, чтобы тайно устроиться в собственный дом. Балансируя между двумя образами — безалаберного отца и идеальной домработницы, — он попадает в череду комичных и трогательных ситуаций.
Фильм Криса Коламбуса (Joseph Columbus) стал классикой за безупречный баланс юмора и драмы. Робин Уильямс здесь в абсолютной форме: его импровизация и эмоциональная глубина превращают переодевание в настоящее перевоплощение, где за смехом скрывается боль и любовь. «Миссис Даутфайр» — редкий пример семейной комедии, которая одинаково смешит, трогает и заставляет задуматься. Это история о родительской любви, что сильнее обстоятельств, и о том, как далеко человек готов зайти ради своих детей.
Стэнли Ипкисс (Джим Керри), мягкий, застенчивый и невезучий банковский служащий из Эдж-Сити, случайно находит древнюю скандинавскую маску — артефакт, связанный с богом озорства Локи. Надевая её, Стэнли превращается в зелёнолицего, неудержимого супергероя — бесцеремонного, харизматичного и способного нарушать законы физики. Маска позволяет творить хаос: от ограбления банка, чтобы впечатлить певицу Тину Карлайл (дебют Кэмерон Диас, Cameron Diaz), до виртуозных танцевальных номеров. Альтер-эго быстро привлекает внимание гангстеров и полиции, и Стэнли приходится балансировать между робкой личностью и безудержной силой маски.
В итогу мы получили революционную комедию 90-х благодаря идеальному сочетанию талантов. Фильм объединил безумные кривляния Керри с новаторским CGI, позволив движениям и мимике Маски достичь мультяшного, гипертрофированного абсурда, прежде невозможного в живом кино. Фразы вроде «S-s-s-smokin'!» и зелёный облик мгновенно вошли в поп-культуру, а фильм стал трамплином для Диас, сделав её звездой. В отличие от мрачных комиксов, «Маска» сохранила беззаботный, анархический юмор и высокую энергию, доказав, что адаптация комиксов может быть не только экшеном, но и чистой, яркой комедией. Ещё одна икона комедийного жанра 90-х и Керри в частности.
***
Мы собрали лучших из лучших с 1980 и до 1995 года — тех, кто заставлял смеяться миллионы зрителей по всему миру. Но собрать этот ТОП было мучительно тяжело. Мы спорили, вычёркивали, возвращали и снова спорили — и всё ради того, чтобы оставить лишь тех, кто действительно определил эпоху. Согласны? Или мы кого-то упустили? Ждём ваши комментарии!
Это пересмотреть чтоли🙄