После того, как Джеймс Ганн (James Gunn) выпустил свой фильм про Супермена, в сети разгорелись споры, кто показал героя лучше, он или Зак Снайдер (Zack Snyder). У каждой стороны есть весомые аргументы. В рамках этой статьи мы решили разобраться, какими получились криптонцы у двух разных режиссёров и кто из них оказался ближе к оригинальному образу из комиксов.
Комиксы про Супермена оказались самыми популярными графическими романами в мире. Этот герой, будучи пришельцем с другой планеты, стал одним из главных символов американской культуры. Причём его влияние не ограничилось территорией США, а распространилось на весь мир. Образ Супермена основан на мифических героях, таких как Геракл, которые сочетают огромную физическую силу с незамутнёнными представлениями о добре и справедливости. Изначально он был олицетворением героя, у которого нет и не может быть дурных мыслей или неоднозначных поступков.
Именно такого Супермена можно увидеть в ранних фильмах про него. Об этих кинолентах мы рассказали в отдельной статье.
Читали комиксы про Супермена?
Пройти опросРабота над «Человеком из стали» (Man of Steel) велась после грандиозного успеха «Тёмный рыцаря» (The Dark Knight) Кристофера Нолана (Christopher Nolan). Очевидно, что на его фоне добродушный и невероятно сильный супергерой будет смотреться наивно и даже немного по-детски. Поэтому у сценариста Дэвида Гойера (David Goyer) возникла идея показать более современный взгляд на криптонца. Эта мысль понравилась студийным боссам, поэтому было решено запустить проект в производство. Режиссёром назначили Зака Снайдера, у которого уже был опыт экранизации графических романов.
В первом же фильме мы увидели совсем другого героя, совсем не похожего на образ из предыдущих кинолент или классических комиксов. Например, его схватка с генералом Зодом закончилась неожиданно — злодей погиб. Причём речь не о случайном инциденте — Супермен умышленно свернул шею своему врагу. До этого во время их сражения падали небоскрёбы, взрывались цистерны с горючим и массово гибли мирные люди, но нашего героя подобные мелочи не беспокоили. Даже традиционно жестокий Бэтмен был возмущён подобным раскладом дел.
В «Человеке из стали» уделили много внимания Криптону, настоящим родителям главного героя и самому Зоду. Очевидно, что именно этот технологически продвинутый мир является родным для Супермена, а Земля так и осталась для него недружелюбной чужбиной. Не удивительно, что многие люди воспринимали Кларка Кента именно как пришельца. В фильме одни люди превозносили его как нового бога, а другие воспринимали как безликую угрозу. Были даже сомнения, может ли у него вообще течь кровь. Поэтому та самая сцена с упоминанием Марты, которую раскритиковали журналисты и зрители, была важна для повествования. Бэтмен впервые осознал, что его враг может испытывать человеческие чувства и эмоции.
Однако этот эпизод оказался исключением из правила — Супермен продолжал дистанцироваться от человечества. В детстве, на фоне страха, что все увидят его истинную природу, у него развилась паранойя, которая привела к тому, что пришелец не мог доверять людям. Да, он выбрал сторону землян и бросил вызов последним криптонцам. Однако это не конец, а лишь начало его сложного пути.
В режиссёрской версии «Лиги справедливости» (Zack Snyder's Justice League) нам оставили намёк на то, что в будущем Супермен примкнёт к злодеям и пойдёт против защитников Земли. Также стоит отметить, что убийство генерала Зода не было единичной акцией — в финале «Лиги» обезглавили Степного волка и бросили его голову к ногам Дарксайда. Это действие можно назвать явным устрашением противников.
Таким образом, в фильмах Зака Снайдера мы увидели неоднозначного Супермена, который больше воспринимается как антигерой. Такие персонажи преследуют благие цели, но жестокими методами. Яркий пример — Каратель из комиксов Marvel. И это явное расхождение с изначальным образом Человека из стали, который был в комиксах.
Когда объявили, что новый фильм про Кларка Кента будет снимать Джеймс Ганн, сразу стало ясно — нас ждёт очередная экшен-комедия в духе «Стражей Галактики» (Guardians of the Galaxy). И такому формату жестокий Супермен просто не подойдёт. Здесь гораздо лучше смотрится более классический вариант добродушного героя. Именно такого криптонца мы и увидели.
В новом фильме именно Лекс Лютор не воспринимает его как полноценного человека. Кларк же пытается доказать, что он такой же, как и другие люди. Эта речь явно адресована зрителям. А желание настоящих родителей Супермена, чтобы он правил планетой как диктатор, не укладывается в картину мира Кларка. В итоге он, фактически, отрекается от своих криптонских корней.
Также весьма примечательно интервью, которое Кент даёт своей возлюбленной Лоис Лейн. Она задаёт действительно острые вопросы, суть которых сводится к тому, что Супермен должен соблюдать законы международного права. Иными словами, даже отдельные робкие попытки поставить себя выше других людей здесь критикуются и осуждаются.
Если герой кинолент Зака Снайдера готов убивать равных себе и не обращал внимания на случайные жертвы, то персонаж фильма Джеймса Ганна готов сохранять жизнь даже агрессивным монстрам. Он тратит массу времени и сил, чтобы его действия никому не навредили.
Есть устойчивое выражение — «отец не тот кто родил, а тот кто воспитал». Джонатан Кент, который был в «Человеке из стали» начал ругать своего сына-подростка за то, что он не дал утонуть автобусу с детьми. По словам мужчины, Кларку нельзя показывать свои силы, ведь его конфиденциальность важнее человеческих жизней. Так и формировалась эгоистичная личность, которая ставит свои мелкие интересы выше чужих больших.
В фильме Джеймса Ганна ситуация противоположная. Его приёмный отец говорит, что гордится сыном, который совершает правильные поступки, среди которых спасение людей от верной смерти. Он мотивирует парня двигаться дальше тем же путём.
Кастинг — важная составляющая любого фильма. На взгляд автора этих строк, Генри Кавилл (Henry Cavill), с его правильными чертами лица и подкачанным телом, гораздо больше подходит Супермену, чем Дэвид Коренсвет (David Corenswet). Однако здесь есть важный нюанс.
Кавилл почти всегда отстранён, словно не принимает мир вокруг себя. Это работает на его образ — он долгое время старался скрыть свои силы, что заставило парня эмоционально закрыться от окружающей действительности.
Коренсеврт же бурно реагирует на происходящие события. Его герой ссорится с Лоис Лейн, сильно переживает, когда узнаёт правду о своих родителях, и активно доказывает свою позицию во время спора с Лютором. Зритель не воспринимает его как чужака — Супермен кажется таким же как мы. Разве что более сильным.
Супермен Зака Снайдера ближе к современным произведениям, где привычные штампы из комиксов вывернуты наизнанку. Ярким примером такого подхода можно считать серию игр и комиксов Injustice. Джеймс Ганн же показал более классический образ из ранних графических романов, а также фильмов 70-х и 80-х годов. Казалось бы, именно его должны были принять фанаты. Однако такой герой многим зрителям показался слишком банальным и устаревшим в реалиях 2025 года. А версия Снайдера — интересной и взрослой.
В результате мы получили двух разных криптонцев, каждый из которых рассчитан на свою аудиторию.
***
А какая версия Супермена больше нравится вам? Делитесь мнениями в комментариях!
Какая версия Супермена вам нравится больше?
Пройти опрос