Кристофер Нолан (Christopher Nolan) — один из самых выдающихся режиссёров последних лет. Он выступал в самых разных жанрах — фантастика, история, супергероика, триллер, боевик и даже нео-нуар. При этом практически каждый его фильм оказался высоко оценён критиками и обрёл культовый статус у зрителей. О лучших кинолентах Нолана мы расскажем в этой статье.
На взгляд автора этих строк, один из последних фильмов Кристофера Нолана оказался слабоват. Путешествия во времени — сложная для работы тема, в которой удачно выступили лишь трилогия «Назад в будущее» (Back to the Future) и первые два «Терминатора» (Terminator). «Довод» получился зрелищным, но слишком уж стандартным боевиком. К тому же, вселенная этой киноленты функционирует по странным правилам, которые толком не были объяснены.
Сюжет некоторых фильмов подаётся в «хронологическом беспорядке», когда нам сначала показывают конец истории, потом середину, и только затем — начало. В таком стиле сняты ранние киноленты Квентина Тарантино (Quentin Tarantino) и «Мементо» Кристофера Нолана. Режиссёр попытался передать состояние главного героя, который забывает то, что было несколько минут назад. Отдельные сцены здесь воспринимаются как части интересного пазла, который удаётся сложить лишь к финалу.
К середине нулевых интерес к супергероике начал набирать обороты. По комиксам Marvel выходили фильмы про Человека-паука и Людей Икс, а Нолан занялся реабилитацией Бэтмена после провальной киноленты Джоэла Шумахера (Joel Schumacher) 1997 года. Получился зрелищный и реалистичный пересказ истории Брюса Уэйна, который решил бороться с преступностью лично. Сегодня эту киноленту стоит рассматривать как предисловие к грандиозному «Тёмному рыцарю» (The Dark Knight).
Лучшая экранизация комиксов про Бэтмена от мира кино
Пройти опросПоначалу кажется, что перед нами простая история иллюзионистов, которые слишком увлечены своей профессией. Но со временем повествование усложняется, появляются новые сюжетные линии и фантастические элементы. А ближе к концу становится ясно — настоящий фокус проворачивают перед зрителями по другую сторону экрана. При повторном просмотре вы гарантированно заметите новые детали, на которые поначалу не обращали внимания. Но именно они играют важнейшую роль в повествовании.
В этой вольной экранизации комиксов Knightfall и The Dark Knight Returns Нолан поднял тему возвращения отчаявшегося героя и социальных революций. Здесь есть много смелых мыслей, которые заставляют задуматься. К сожалению, далеко не все идеи реализованы в полной мере. «Возрождение легенды» воспринимается как красивое завершение трилогии про Бэтмена, но его нужно смотреть только после первых двух фильмов.
После «Интерстеллара» (Interstellar) Кристофер Нолан решил снять фильм по мотивам истории Второй мировой. Причём он экранизировал не героический эпизод с участием союзников, а весьма неоднозначную операцию по эвакуации британских экспедиционных сил с континента, которая была проведена в мае-июне 1940 года. Здесь нет попыток оправдания или осуждения, лишь демонстрация сложности этой ситуации и судеб конкретных людей. Подобный подход кажется реалистичным и впечатляет до глубины души.
В фильме «Начало» Кристофер Нолан реализовал концепцию, которую не получилось повторить в «Доводе». Он показал необычную вселенную со своими законами, а затем обыграл в её рамках интересную историю. Путешествия по снам других людей кажутся необычными даже по современным меркам. При этом поднимается серьёзный вопрос — не лучше ли выбрать мир счастливых иллюзий, чем суровую и жестокую реальность?
Семь «Оскаров», отличные кассовые сборы, восторженные отзывы критиков — перечислять достоинства экранизации жизни Роберта Оппенгеймера (Robert Oppenheimer) можно долго. Как и в случае с «Дюнкерком», Нолан взялся за реальную историю, но не стал сглаживать углы и утаивать правду, а показал всё как есть. Получился прекрасный срез эпохи и убедительный рассказ о создании атомной бомбы, событии, которое определило дальнейший ход истории 20 века.
После выхода «Интерстеллара» на многих форумах велись споры, насколько реалистичен космос и различные измерения, которые там показаны. Несмотря на некоторые допущения, фильм оказался близок к современным научным представлениям об устройстве вселенной. При этом он остаётся зрелищной и увлекательной фантастикой, которая наполнена глубоким смыслом.
Вольная экранизация графического романа The Long Halloween оказалась намного интереснее первоисточника. На этот раз Нолан показал настоящую драму, в которой есть место падению героя, неоднозначному злодею со своей правдой и размышлениям об устройстве общества. Происходящее приправлено качественным экшеном и прекрасной актёрской игрой. По мнению многих критиков, именно «Тёмный рыцарь» окончательно убедил людей в том, что кино по комиксам может быть интересным.
***
А вам нравятся фильмы Кристофера Нолана? Делитесь мнениями в комментариях!
Любимый фильм Кристофера Нолана
Пройти опрос