31 июля заканчивается сбор подписей европейской инициативы «Прекратите уничтожать игры». Если к тому сроку под ней отметятся миллион граждан стран ЕС, то существует высокий шанс, что Евросоюз примет новый закон по защите прав потребителей. Организаторы движения «Прекратите уничтожать игры» хотят сделать так, чтобы геймеры продолжали сохранять доступ к приобретённым играм, даже если издатели или разработчики вдруг решат полностью остановить поддержку своего продукта. Давайте разберёмся немного подробнее, какие последствия ждут игроков, если инициатива окажется успешной.
Вокруг движения на удивление много неразберихи, так как немалое число людей не до конца понимают его назначение или же слишком вольно интерпретируют ключевой посыл. Поэтому, чтобы не повторить ту же ошибку, лучше просто процитировать краткую выжимку с официального сайта, объясняющую центральную идею инициативы:
Прекратите уничтожать игры» — это движение потребителей, начатое с целью оспорить законность действий издателей, уничтожающих видеоигры, которые они продали покупателям. Все большее количество видеоигр продается фактически как товар, без указания срока годности, но с таким расчетом, чтобы они стали полностью неиграбельными, как только закончится поддержка со стороны издателя. Такая практика является формой запланированного устаревания и не только наносит ущерб покупателям, но и делает сохранение игр фактически невозможным. Кроме того, законность данной практики в значительной степени не проверена во многих странах.
Движение основал ютубер и видеоблогер Росс Скотт (Ross Scott), известный своим YouTube-каналом Accursed Farms. На создание инициативы он решился в апреле прошлого года, когда Ubisoft внезапно закрыла серверы игры The Crew и полностью убрала её из продажи.
Росс Скотт популяризовал «Прекратите уничтожать игры» через свои видеоролики и запустил несколько петиций в Европейский союз, парламент Великобритании и другие структуры в надежде, что крупные страны введут регулирующие законы, которые защитят права геймеров. Из всех петиций реальный шанс на успех пока есть только у европейской гражданской инициативы. Однако если она пройдёт, а затем разработают и примут новый закон, это повлияет на игровую индустрию во всём мире, а не только в ЕС: издателям придётся учитывать будущие европейские регулирующие нормы, чтобы не покидать столь прибыльный рынок.
Сталкивались ли вы с тем, что купленная игра стала недоступной?
Пройти опросСторонников «Прекратите уничтожать игры» не устраивают текущие формулировки во многих лицензионных соглашениях, которые геймер принимает, устанавливая игру. Например, в EULA Ubisoft есть вот такая фраза:
Мы можем отключить серверы и доступ без уведомления, и вы не получите компенсации даже если купили игру.
Похожие строки фигурируют и в соглашениях других компаний, по типу той же Blizzard. Ожидаемо, людей возмущает сам факт, что приобретение игры не даёт никаких гарантий, что вы получили её навсегда, а также то, что нигде не указан «срок годности» товара. Невозможно сказать, будете вы играть ещё год, пять лет или десять. То есть геймер платит за свою копию, однако в любой момент рискует остаться ни с чем после сворачивания поддержки и отключения серверов. Это противоречит самой идее владения, так как покупатель по факту получает не собственность, а лишь лицензию на её использование.
Существование текущей проблемы сложно отрицать. Помимо The Crew, например, были и другие истории, когда игроки теряли полный доступ к своим играм без возможности рефанда: так, после провала продаж Babylon's Fall и отключения серверов геймеры не смогли продолжать играть даже в соло-контент. Ещё можно вспомнить, как Gearbox прекратила поддержку Battleborn, где тоже стал недоступен одиночный контент. И да, никакого рефанда за скины и микротранзакции не последовало.
На текущий момент основные способы сохранения игр — это покупка их на физических носителях или же пиратство. В первом случае проблема в том, что далеко не все проекты работают сразу с диска без дополнительной загрузки, а во втором — незаконность пиратства. Да и вариант с диском не сильно помогает, когда речь идёт об онлайн-проектах.
Участники «Прекратите уничтожать игры» надеются, что удастся создать регуляцию, которая будет обязывать издателей и разработчиков самостоятельно искать способы сбережения своих проектов в играбельном состоянии. Критики движения иногда ошибочно интерпретируют это как нереалистичное требование вечно поддерживать игру, однако речь вовсе не об этом. Опять же, вот прямая цитата с официального сайта:
Мы не против, чтобы издатели прекращали поддержку игры по своему усмотрению. Мы просим, чтобы они реализовали возможность внесения изменений в игру, чтобы она могла продолжать работать на компьютерах игроков без дальнейшей поддержки со стороны компании. Мы согласны с тем, что ожидать от компаний бесконечной поддержки игр нереально, и ни в коем случае не выступаем за это. Кроме того, уже существуют конкретные примеры ответственного подхода издателей к прекращению поддержки онлайн-игр, например:
- Gran Turismo Sport, изданная Sony;
- Knockout City, изданная Velan Studios;
- Mega Man X DiVE, изданная Capcom;
- Scrolls / Caller's Bane, изданная Mojang AB;
- Duelyst, изданная Bandai Namco Entertainment.
Ещё до недавнего времени вероятность того, что европейская гражданская инициатива наберёт необходимое количество голосов, выглядела несколько удручающе. С одной стороны, Россу Скотту и его сторонникам удалось невероятное: титаническими усилиями они за год привлекли почти полмиллиона подписей. Но с другой, к середине 2025 года инициатива так и застопорилась на этой отметке. Напомним: к дедлайну 31 июля нужен миллион.
23 июня Росс Скотт записал видео, в котором по сути признал провал движения. Этот ролик стал поворотным моментом: на тему обратили внимание блогеры-миллионники по типу PewDiePie и MoistCritical, а также сообщества неравнодушных игроков на площадках вроде Reddit. Инициатива «Прекратите уничтожать игры» настолько раскрутилась в геймерском инфополе и продолжает в нём доминировать, что на момент написания этой статьи количество подписей преодолело отметку в 800 000. Если темп удастся сохранить, есть все причины думать, что инициативу ждёт успех.
***
Важность «Прекратите уничтожать игры» сложно переоценить. Если инициатива пройдёт, это станет серьёзной победой потребителей. Игры больше не будут «умирать» после отключения серверов — издателей обяжут предоставлять офлайн-режим или возможность сохранить работоспособность. Покупка игры перестанет быть арендой и превратится в настоящее владение. Да и это позитивно скажется на защите цифрового наследия, чтобы старые игры не исчезали бесследно. Правда, учитывайте, что, по словам того же Росса Скотта, любые будущие регуляции не будут иметь обратной силы и затронут только выходящие проекты.
А что по этому поводу думаете вы? Как оцениваете подобного рода движение? Расскажите в комментариях.
Должны ли геймеры иметь право бессрочно владеть купленной игрой?
Пройти опрос