Обзор Tomb Raider 4-6 Remastered — посредственная классика с косметическими изменениями

Пока мы ждём полноценную новую часть серии Tomb Raider, издатель повторно выпускает ранние приключения Лары Крофт на современных консолях и PC. 14 февраля 2025 года вышел сборник, который включает в себя The Last Revelation, Chronicles и Angel of Darkness. Однако этот ремастер подойдёт далеко не всем. Из нашей рецензии вы узнаете, что собой представляет переиздание классики, и сможете решить, стоит ли вам тратить на него деньги.
В двух словах про первые части серии Tomb Raider
Самая первая Tomb Raider вышла в 1996-м и оказалась настоящей революцией в игровой индустрии. Она определила стандарты для шутеров от третьего лица на долгие годы вперёд и вывела формат приключений на новый уровень. А ещё благодаря ей стало ясно, что девушки могут быть не только дамами в беде, но и главными героинями в видеоиграх. Чтобы превратить популярность мисс Крофт в коммерческий успех, издатель Eidos Interactive поручил разработчикам из Core Design выпускать новые части каждый год.
Те игры серии, которые выходили в 90-х и начале нулевых, представляли собой наборы дополнительных уровней с точечными нововведениями. Если поначалу этот подход работал, то со временем фанаты начали терять интерес к Ларе. Это можно заметить по падающим продажам. The Last Revelation и Chronicles, четвёртая и пятая части серии, даже на момент выхода казались устаревшими. Было очевидно, что пора что-то менять.
Работа над перезапуском Tomb Raider заняла три года, но игра всё равно осталась незаконченной. Критические баги, которые присутствовали в Angel of Darkness, просто не давали пройти её до конца. Также можно отметить неудобное управление, которое смотрелось особенно плохо на фоне актуальных тогда Splinter Cell и Max Payne. В итоге «Ангела тьмы» ждал коммерческий провал. После этого работу над серией передали Crystal Dynamics, авторам Legacy of Kain.
В состав сборника Tomb Raider 4-6 Remastered входят три последние части, над которыми работали Core Design. Именно они получили самые низкие оценки от прессы и разочаровали многих игроков.
Какими бывают переиздания классики
На сегодняшний день есть много способов перевыпустить классические игры на современном железе. Например, можно оставить графику такой же, какой она была 20 лет назад. Именно так поступили авторы Duke Nukem 3D: 20th Anniversary World Tour. Есть другой вариант — улучшить картинку, но сохранить геймплей неизменным. Подобные ремастеры в ноябре прошлого года получили первые две части серии Warcraft. Некоторые издатели идут дальше и выпускают полноценные ремейки, которые воспринимаются как современные игры. Яркие примеры — Final Fantasy 7, Mafia: Definitive Edition и Resident Evil 2.
Разработчики из Aspyr выбрали второй вариант — немного поправили графику и управление, но оставили геймплей таким же, как и 25 лет назад.
Какую части серии Tomb Raider из сборника ремастеров вы проходили в оригинале?
Tomb Raider: The Last Revelation
«Последнее откровение» встречает нас подробным обучением, где объясняются все аспекты игры. По умолчанию здесь используется так называемое танковое управление, как в ранних частях серии Resident Evil. Героиня идёт не туда, куда направлена камера, а по направлению собственного взгляда. Клавиши движения, которые обычно отвечают за перемещение в сторону, разворачивают её тело влево или вправо.
На словах звучит просто, но на деле привыкнуть к такой раскладке трудно. Первые пару часов вы наверняка будете тыкаться в стены и срываться вниз с уступов. Даже простое акробатическое движение с преодолением пропасти при помощи верёвки может вызвать серьёзные проблемы. Важно, чтобы Лара смотрела точно на канат, иначе девушка будет прыгать в другую сторону.
Ситуацию усугубляет камера. Она может неожиданно сменить своё расположение, или вовсе выбрать такой ракурс, из-за которого Лару просто не будет видно. Более того, когда вы пытаетесь понять, что делать дальше и осматриваете уровень, камера вдруг начинает двигаться сама, чтобы принять позицию по умолчанию.

К счастью, этот момент можно обойти, если включить в настройках современное управление. Благодаря ему в ремастерах появился стандартный вид от третьего лица, а направление движения главной героини вы будете задавать мышкой или стиком геймпада, как в последних частях Tomb Raider.
Стрельба по современным меркам реализована архаично. Вместо чёткого прицеливания мы должны навести взгляд главной героини на противника и открыть по нему огонь. При этом Лара будет целиться сама. Вам нужно лишь вовремя отпрыгивать в сторону, чтобы избежать вражеской атаки.
Графика действительно стала лучше. Нажатием одной клавиши можно увидеть изначальную картинку игры, которая вышла во времена первой PlayStation, чтобы ощутить разницу.
Что касается самой The Last Revelation, то это классическое приключение в духе первой части. После небольшого пролога в Камбодже, где мы играем за совсем юную мисс Крофт, действие переносится в Египет, где и развернутся основные события. Там нам предстоит столкнуться с древними богами и предотвратить конец света.
На наш взгляд, прохождение получилось затянутым. Интересные моменты или динамичные перестрелки встречаются редко, большую часть времени мы ползаем по руинам и решаем головоломки. Между тем, The Last Revelation — лучшее, что есть в этом сборнике.
Tomb Raider: Chronicles
Последняя часть серии, которая базировалась на механике первой Tomb Raider, представляет собой набор никак не связанных друг с другом уровней. Это обусловлено сюжетом — после исчезновения Лары в Египте её друзья собрались почтить память Расхитительницы гробниц и вспоминают приключения мисс Крофт, о которых мы ещё не знали. Вас ждёт четыре уровня — Италия, российская подводная лодка, Ирландия и штаб-квартира фон Кроя в Нью-Йорке.
Правда, больших отличий от The Last Revelation вы не найдёте. Разработчики явно делали ставку на фансервис: например, показали Лару в красивом вечернем платье, обтягивающем кожаном костюме и военной форме. Но из-за посредственной графики сегодня такие наряды мало кого впечатлят.
К плюсам «Последнего откровения» и «Хроник» можно отнести особое олдскульное очарование, которым пропитаны обе игры. Если у вас была первая PlayStation или Sega Saturn, то чувство ностальгии гарантировано.

Tomb Raider: Angel of Darkness
В «Ангеле тьмы» Лара оказалась более медленной и неповоротливой, чем в ранних частях серии. К тому же в геймплее появились сомнительные нововведения, например, шкала выносливости и странные RPG-элементы. После физической активности, такой, как взлом двери ломиком, Лара станет сильнее и научится выполнять действия, которые ранее были ей недоступны. По своей сути, это не прокачка, а просто замаскированные скрипты.

Перечислять недостатки Angel of Darkness можно долго — серый, угрюмый город и канализации в качестве основного места действия, банальный сюжет, плохо написанные диалоги, отвратительно работающий стелс, проблемы с искусственным интеллектом, неудачный дизайн, из-за которого интерактивные предметы не выделяются на фоне окружения. В определённый момент мы начинаем играть не за Лару, а за её напарника Кёртиса Трента. В теории это решение должно было внести разнообразие в геймплей, но на практике только раздражает, ведь персонаж получился неинтересным.
В сети можно найти подробные описания о том, какой планировалась шестая Tomb Raider. На бумаге идеи Core Design звучат интересно, но в итоге мы получили худшую игру серии. Разработчики переиздания вернули часть вырезанного контента, от работающих магазинов до спецумений Кёртиса, а также исправили некоторые баги. Однако это мало влияет не картину в целом. На фоне других ремастеров «Ангел тьмы» выглядит чужеродно. Даже хорошо, что издатель в своё время отказался от дальнейшего развития этой концепции.
Каким могло быть переиздание Tomb Raider
Несмотря на улучшенную графику и современное управление, игры из этого сборника воспринимаются как гости из далёкого прошлого. На наш взгляд, The Last Revelation, Chronicles и, особенно, Angel of Darkness нужен не ремастер, а полноценный ремейк. Любопытно, что такой проект уже выходил. В 2007-м самую первую часть серии переиздали на движке актуальной тогда Legend. Получилась отличная игра, которая ощущалась современной, но при этом точно воссоздавала все уровни и атмосферу приключения из оригинала 1996 года.
Сборник Tomb Raider 4-6 Remastered можно порекомендовать фанатам Лары Крофт и тем, кто хочет лично ознакомиться со всеми её приключениями. Остальные могут смело проходить мимо.
***
А вы планируете перепроходить ранние части Tomb Raider в обновлённом виде? Или они вас не интересуют? Делитесь мнениями в комментариях!
Будете запускать Tomb Raider 4-6 Remastered?