Эта игра наиболее обожаемая из всей серии Меча и Магии. Давно обросшая мемами на тему: «Астрологи провозгласили неделю/месяц чего угодно». Первая версия которой вышла ещё в 1999 году под авторством программиста Джона Ван Канегема и красивыми музыкальными композициями Пола Ромеро под ныне почившими 3DO и New World Computing. Heroes of Might and Magic III. В России известной под именем Герои Меча и Магии 3, издательством и переводом на русский язык которых занималась компания Бука.
По настоящее время любима многими игроками, имеет свои сообщества. Особенно в русскоязычной среде. Авторы основных модификаций: HD-мода, WoG и HoTA — россияне. По ней проводятся сетевые турниры. Официально можно приобрести версию Complete со всеми тремя изданиями в одном: The Restoration of Erathia, Armageddon's Blade и The Shadow Death в Epic Games Store, GOG или прямо у Ubisoft, которые сейчас владеют правами на серию и кроме оригинала предлагают также своё официальное HD переиздание. Переиздание — ужасная халтура. Не стоит внимания и траты денег.
На сегодняшний день играть лучше с модификациями, исправляющими и улучшающими геймплейные и технические недостатки оригинальной игры. И они полностью бесплатны. Не вижу смысла играть в оригинал как он есть, только если у вас не старый компьютер под Windows 98 или XP и такой же старый «квадратный» монитор. Скачать рекомендую сборку от ZoTaC, ссылку на которую здесь дать не могу ввиду нарушения авторских прав или, иначе говоря, пиратства. Но опишу её содержание, чтобы читатель по описанию сам её нашёл, потому что все модификации по отдельности не нашёл. Ну и самому всё собирать не нужно, если можно найти готовую сборку. В сети могут попасться варианты сборок разной свежести. О наиболее поздних релизах можно ориентироваться по версиям содержащихся модификаций. Вот для примера особенности релиза, прочитав которые станет понятна мотивация выбора в пользу сборки:
Компоненты сборки желательно обновлять. Так версия HD-мода и плагина SoD_SP в вышеприведённой сборке уже устарели. Ставить все подряд плагины не рекомендуется. Не только во избежание конфликтов, но и вообще, желательно сперва осведомиться что каждый из них меняет в игре. В этой сборке подключены наиболее полезные и не нарушающие баланса. Но в папке с игрой «..\_HD3_Data\Packs» есть ещё ряд других плагинов.
Предшественником серии Героев Меча и Магии можно назвать игру от того же разработчика Джона Ван Канегема под названием King's Bounty. Игровой процесс схожий, но более расширенный. Жанрово определяемый как «пошаговая стратегия с элементами RPG». Основные объекты здесь герои и города. Героями ходим по карте, водим войска, собираем ресурсы, сражаемся. Города отстраиваем, пополняем армию и магические способности. Магия в игре обычно очень важна (за исключением некоторых сценариев, где её нарочно убрали), поэтому стоит развивать её не меньше чем армию. Сюжет в игре не особо важен, но в текстовых вставках игры местами может проскакивать важная игровая информация о ключевых для данного сценария объектах на карте, например. Для кампаний между картами сценариев повествование подаётся анимационными вставками с текстом и его озвучкой. Подробнее об игре можно прочесть в файле HEROES3.HLP. (Так он выглядит в вышеприведённой сборке. В оригинале старые файлы справки, которые по-умолчанию в последних версиях Windows не поддерживаются. Из-за чего не работает справка также в редакторе карт и кампаний. Как ставить поддержку — отдельная тема, но если она больше ни для чего не нужна, то лучше воспользоваться вышеприведённой игровой сборкой от ZoTaC). Но лучше скачать FizMiG с официальной группы Вконтакте для описания всех игровых аспектов, насколько возможно. Информации в нём больше, актуальнее и точнее, чем в официальном руководстве в папке с игрой. Например, о горячих клавишах, которые в HD-моде с плагинами могут отличаться и их там в целом намного больше. А интерфейс немного изменён ради удобства. Там же можно ознакомиться с сюжетом мира «Героев» и всех официальных кампаний третьих, включая Хроники Героев и неофициального дополнения «Рог Бездны» (Horn of The Abyss) в отдельном файле FiZMiG_Campaign.
Возрождения Эрафии — The Restoration of Erathia (RoE). Первый релиз игры в 1999 году.
Клинок Армагеддона — Armageddon's Blade (AB). Дополнение добавляет новых героев, артефакт Клинок Армагеддона и новую фракцию — город элементалистов Сопряжение. И набор новых карт с кампаниями для игры с ними.
Дыхание смерти — The Shadow of Death (SoD). Второе дополнение опять добавляет новых артефактов и собирать из них наборы, усиливающие их совместное ношение на одном герое. Меняет некоторые правила игры. Рвы городов после постройки замка не только останавливают юнитов, но и наносят урон. Убрали город Сопряжение.
Полное Собрание — Complete. Последнее издание содержит все три предыдущие кампании и карты, запускаемые в одной игре. Стоит отметить, у всех трёх типов кампаний и карт, относящихся к каждому из трёх изданий сохранились игровые свои правила, которые были в игре изначально. Потому и в редакторе при создании карты тоже три типа карт на выбор со своими особенностями и ограничениями. Кроме того что город Сопряжение опять вернули и теперь он стал доступен для выбора в картах SoD.
Хроники Героев. Дополнения, выходившие отдельными играми, хоть по сути это просто кампании для версии SoD. Всего аж восемь штук. И все про варвара Тарнума, внезапно ставшего бессмертным за грехи своего прошлого.
Во имя Богов — In The Wake of Gods (WoG). Началась с неудовлетворения некоторыми увлечёнными картостроителями ограниченных возможностей в стандартных редакторах карт и кампаний. Им хотелось внести свои более глубокие изменения в игру. В результате это дело вылилось в появления собственного инструментария ERM, а после в создание модифицированной игры. Добавляет новые возможности, объекты, анимации. Свои кампании и свой тип карт с редакторами. Разрабатываемая ещё в начале нулевых (начали в 2001, закончили в 2006), уже много лет как заброшена и обновлений не ожидается. Основной разработчик давно утратил к ней интерес. Последняя версия 3.58f.
Рог Бездны — Horn of The Abyss (HoTA). Начала создаваться уже после заброшенной WoG другой командой, не имеющей никакого отношения к предыдущему. Если та модификация носила более экспериментаторский характер, изучая возможности игры и вносимых в неё изменений, довольно сильно меняя правила игры. То в HoTa более серьёзный подход к сохранению баланса. Они уже немало параметров изменили в оригинальной игре, но также добавили пару новых фракций городов со своими героями и скоро планируют добавить ещё один. Опять же добавлена своя кампания и редакторы.
Обе модификации ставятся только на оригинальные игры Дыхание Смерти — The Shadows of Death (SoD) или Полное Собрание — Complete. Можно на сборку от ZoTaC. Оба дополнения имеют свои особенности игровых правил и типы карт, обозначиваемых соответствующими значками при выборе сценариев. Так же как у официальных изданий, только в отличие от них, эти несовместимы между собой и не могут все вместе работать под одним изданием Complete. Поэтому ставить их надо на отдельные копии оригинальных «Героев». Надо отметить, дополнение HoTa не изменяет оригинальных файлов игры и полностью поддерживается HD-модом, в отличие от WoG, после установки которой оригинал может стать неиграбельным и HD-модом поддерживается частично — читайте инструкцию внизу главной страницы HD-мода.
ERA — механики выросли из WoG. Местами добавили, местами отменили. Но убрали кампании и карты, которые были в WoG и нынче не поддерживаются. Если есть желание играть в старые кампании и карты, то придётся ставить WoG версию 3.58f (смотрите первый абзац) и вообще играть по-старому. Современные модификации им не поддерживаются. Можно попробовать тонкую настройку HD-мода, рекомендуемую самим автором внизу главной страницы. Сам не настраивал — поэтому за работоспособность не отвечу.
Master of Puppets — ещё один неофициальный мод, основанный на WoG. Контента в нём пока мало, но по заявлениям модеров, предназначен он для случайных карт.
VCMI — движок для HoMM 3 с открытым исходным кодом. Целью этого проекта объявляется создание и добавление модификаций в виде любых объектов в игре без конфликтов между собой и в неограниченном количестве. Разрабатывается под разные платформы. Для ПК: Windows, Linux, MacOS. Для мобильных платформ: Android, iOS. Уже имеет несколько модификаций, подключаемых опционально.
Heroes of Might and Magic 3: The Succession Wars — глубокая модификация Heroes of Might and Magic II, с добавлением собственного контента, на движке третьих.
Heroes III Assist — удобный игровой калькулятор.
Всё перечисленные неофициальные дополнения не нарушают авторских прав и не работают без оригинальных файлов HoMM 3 SoD или Complete. ERA, VCMI, HoTA и Master of Puppets удобно ставить и обновлять через Heroes Launcher.
С ограниченными функциями можно играть в браузере по адресу: https://herowo.game/
При разработке очередного официального дополнения Armageddon's Blade, разработчики планировали ввести новую фракцию Кузница (в оригинале Forge). Уже сформировавшая к тому времени фанбаза, увидев концепты завозмущалась. «Какие ещё киборги во вселенной меча и магии, вы в своём уме?» Поэтому фракцию пришлось отменить и вместо неё по-быстрому заделать дисбалансный город Сопряжение на основе нейтральных прежде существ элементалов: огня, воды, земли и воздуха. Подробнее о проекте в специальном интервью.
В 2025 году мы все увидим на отечественном рынке настольную игру Heroes of Might & Magic III: The Board Game. Средства на её производство собирались на Кикстартере. Игра выйдет сразу с дополнениями: Rampart, Fortress, Battlefield и Inferno. Изначально авторы не хотели делать варианты игры в русской локализации. Возможно, вследствие политических событий настоящего времени. В новостях пишут что с производителем настольной игры — польской компанией Archon Studio уже заключён и оплачен контракт на русскую версию, но в дело вмешался правообладатель в лице Ubisoft и заявил об отмене русской версии. Разбирательства продолжаются. Поставки настольной игры в Россию запланированы на второй квартал 2025 года. С английской версией можно ознакомиться на официальном сайте. Много фотографий в процессе игры.