Верующие люди любят использовать фразу: «Величайшая уловка дьявола состоит в том, чтобы убедить вас, что он не существует». Впервые ее произнес основоположник символизма Шарль Бодлер в 1869 году. Если проводить аналогию с игровой индустрией, то можно смело утверждать: величайшая уловка разработчиков состоит в том, что они убедили игроков, что игры в «раннем доступе» — это не полноценный релиз. А потому обвинять их в том, что они стремятся продать по полной цене часто откровенно сырой продукт, обещая все доделать «потом», — это, мол, некорректно. Надо же понимать: «это другое».
Но действительно ли это другое? Давайте разбираться.
Ранний доступ в геймдеве стал нормой. Обещания разработчиков, что они непременно сделают продукт, но сейчас им очень нужны ваши деньги, звучат чаще, чем лозунг «в этой игре есть что-то для каждого» при обзорах. Изначальная идея, как и все подобные, несла в себе исключительно благо: помочь небольшим инди-командам с финансированием, продавая недоделанный продукт здесь и сейчас. Но в итоге эти же сами команды очень быстро стали злоупотреблять доверием игроков. Игры, получив стартовые высокие продажи, остаются в статусе «раннего доступа» годами. Некоторые уже перешагнули десятилетие разработки. Мало того, опыт инди-студий очень понравился и обеспеченным компаниям: они с радостью переняли его у «младших братьев и сестер».
Казалось бы, идея раннего доступа — это шаг к большей открытости и интерактивности в разработке игр. Часто разработчики как бонус сообщали о своей готовности к обсуждениям вместе с сообществом, чтобы «создать игру мечты». И такие примеры действительно есть, очень удачные, успешные! Взять хотя бы Baldur's Gate 3 от студии Larian. На релизе геймеры получили лучшую игру 2023 года, установившую абсолютный рекорд по количеству собранных наград.
Но зачастую «ранний доступ» становится скрытым способом продажи недоделанных продуктов под видом обещания будущих обновлений. На первый взгляд, это заманчиво — игроки могут внести свой вклад в развитие проекта и получить уникальный опыт в числе первых. Многие помнят времена начала и середины нулевых, когда издатели начали монетизировать возможность стать участником бета-тестирования какой-нибудь игры (чаще всего это касалось жанра MMORPG), выставляя таких тестировщиков за свои же деньги как элиту среди геймеров. Отделы маркетинга знали свою работу и выполняли ее великолепно: студии получали орду тестировщиков, которые еще и сами заплатили за то, за что штатные работники получают немалые зарплаты.
Прогресс в геймдеве не стоял на месте, а идея платных бета-тестов постепенно эволюционировала в то, что сейчас и называется «ранним доступом».
Реальность часто оказывается не такой радужной, как обещания разработчиков. Проблема раннего доступа в игровой индустрии становится всё более очевидной, особенно когда смотришь на примеры игр, которые остаются в этом состоянии много лет без перспектив полноценного релиза.
За яркими примерами далеко ходить не надо. Star Citizen — легендарная «разводка» геймеров на деньги, которая вот уже 13 лет не выходит из статуса «раннего доступа» к альфа-версии, но при этом заработала на «пожертвованиях» 775 миллионов долларов. Зачем Крису Робертсу вообще выпускать эту игру в релиз? Любой сыгравший в нее вам скажет: продукт откровенно сырой. За эти годы игра так и не стала цельной, а предлагает вам лишь набор каких-то интерактивных модулей, да еще и разного жанра (напомню: в производстве находится в том числе и шутер от первого лица в мире SС).
С каждым годом студия Cloud Imperium Games обещает, что релиз всё ближе и ближе. Но вот уже чертова дюжина лет прошла, а о дате выхода — ни слова. Да хотя бы о смене статуса с «ранней альфы» хоть что-нибудь внятное сказали, но нет.
Желаете еще пример? Пожалуйста: «выживалка» Valheim от студии Iron Gate. Игра появилась не так давно, в 2021 году, в формате «ранний доступ». На момент выхода мы услышали историю о том, как пять талантливых людей собрались и соорудили шедевр! Игра, безусловно, стала хитом и феноменом игровой индустрии, продавшись тиражом в несколько миллионов копий. Но, казалось бы, вы получили ожидаемое и нужное финансирование, доделывайте игру и выпускайте ее в полноценный релиз!
Но что-то явно пошло не так. Следите за логикой: если пять человек с минимальным финансированием сделали такую классную игру, но не до конца, смогли собрать десятки, если не сотни миллионов долларов, то куда же делись эти деньги, которые должны были быть потрачены на завершение игры? За прошедшие четыре года Valheim в плане развития не получила даже 20% контента от того, который был доступен сразу в раннем доступе. А ведь команда заверяла, что займется расширением штата и ускорит развитие продукта. Так где же это все?
Такие примеры являются лишь вершиной айсберга проблемы раннего доступа в игровой индустрии. Разработчик, выпуская сырой продукт, уже хочет ваши деньги, и чаще всего его полную стоимость. Сейчас же! В обмен на обещания доделать игру потом, если… хватит собранных денег! Но чаще мы видим не счастливую историю, как в случае с BG3, радостным Свеном Винке и охапкой наград The Game Award, а либо запустение, либо вообще закрытие проектов. Разработчики могут столкнуться с техническими проблемами, финансовыми затруднениями, проблемами в команде разработки или изменениями в концепции игры — все это может привести и приводит к задержкам и отсрочкам в выходе в полноценный релиз.
Но для игроков эти объяснения звучат как нелепые оправдания, и вместо обещанного качественного продукта они видят незаконченную, забагованную и просто неудовлетворительную игру. Мысль простая: а на что вы вообще рассчитывали, когда приступали к созданию вашей игры? У вас же был план ее развития, вы составляли финансовую смету, да? Да ведь? Вы же не могли делать ставку только на то, что вам на альфа-версии наивные геймеры насыпят несколько мешков золотых монет?
А когда мы читаем очередную новость о том, что вот эта игра никогда не выйдет из раннего доступа, потому что закрывается, и деньги игрокам никто не вернет, приходит осознание: «немамонты» никуда не денутся. И ты сам стал одним из этих чудесных представителей.
Проблема раннего доступа в игровой индустрии несет в себе риски как для разработчиков, так и для игроков. Разочарование, потеря доверия к разработчикам и финансовые убытки — это лишь часть последствий, которые могут возникнуть при длительном нахождении игры в этом сомнительном статусе. Успешные исключения, когда игры изначально планируют выйти в открытом доступе в рамках этой модели, подчеркивают важность честности и открытости со стороны разработчиков.
Ранний доступ может стать мощным инструментом совместной работы разработчиков и сообщества игроков, но только при условии, что он используется ответственно и тщательно планируется. Только в таком случае можно избежать проблем и разочарования, которые часто сопровождают игры, которые застревают вечность в раннем доступе.
Но не всё так печально, как может показаться. К примеру, недавно стало известно, что в Steam стали публиковать предупреждение, если игра в раннем доступе долго не получала обновления. Хоть какая-то защита обычных игроков от возможной ошибки. Но этого откровенно мало. Увы, но мы и дальше будем видеть сырые недоделки в статусе «раннего доступа», которые всеми силами пытаются нас уверить, что это «не релиз», но денег хотят уже сейчас.
Без раннего доступа многие из таких игр пришлось бы ждать по несколько лет, а многие из них вообще не дошли бы до выпуска))))))
Однако многие разработчики явно злоупотребляют этим, причём финансово очень успешные игры не исключение, что одновременно и парадоксально, и логично)))))
У меня вон оплаченная игра из 13-го года, которую обещали выпустить в 14-м, до сих пор не выпущена (зато год назад демку выпустили, всего через десять лет, ура!)))))))