Как стратегии в духе Civilization через геймплей позволяют лучше понять историю

Игры, которые основаны на реальных событиях, выходят реже, чем исторические фильмы или книги. Причина понятна: при таком подходе разработчики вынуждены отказаться от интересных геймплейных механик, вроде использования магии или битв с драконами. Между тем, в начале февраля 2025 года нас ждут сразу два проекта, которые связаны с историей — Kingdom Come: Deliverance 2 и Sid Meier's Civilization 7. Причём стратегии могут передать особенности эпох не только внешне, но и через геймплей. Именно этой теме посвящена наша статья.

История и видеоигры

Скажем сразу: изучать события прошлого нужно по научной литературе и документальным фильмам. Разобраться во всех процессах только по романам и художественному кино невозможно. Но их задача другая — вызвать интерес к истории и наполнить сухие цифры и факты яркими красками. В этом плане видеоигры ничуть не хуже.

Например, ранние части серии Assassin's Creed прекрасно передавали дух давно ушедших эпох. Архитектура построек, костюмы, разговоры случайных прохожих, оружие — каждый элемент проекта соответствует своему времени. Эти игры предлагают прогуляться по улочкам революционного Парижа, побывать в Италии эпохи Возрождения или принять участие в войне за независимость США. В итоге получился полноценный исторический сериал, с поправкой на теории заговора, внеземные цивилизации и мифологию. Ещё более достоверной получилась Kingdom Come: Deliverance, которая показывает мирную и военную жизнь средневековой Чехии. Ещё хочется отметить квест Valiant Hearts: The Great War, который посвящён печальным судьбам солдат Первой Мировой.

Несмотря на простенький внешний вид, Valiant Hearts: The Great War оказалась одной из самых серьёзных игр про Первую мировую войну

Но эти игры в состоянии показать лишь декорации, аутентичное оружие и выдающихся личностей прошлого. Продемонстрировать тонкости исторических процессов смогли только стратегии.

Другие статьи на околоисторические темы

  1. Реальная Red Dead Redemption. Как появился, а затем исчез Дикий Запад в Америке
  2. Почему начало 20 века — отличный выбор эпохи для Mafia: The Old Country
  3. 30 лет рунету — краткая история российского интернета

Civilization

Во всех номерных частях серии Civilization нам показывали, что становление государства, которое пройдет испытание временем, связано и с культурными, и с военными достижениями. Ограничиться одной веткой развития практически невозможно — нужно найти тонкую грань между ними, чтобы не отстать от соседей и не быть раздавленным хищными конкурентами. Так происходило и в реальной истории. Сугубо милитаристские режимы быстро рушились, а страны, которые занимались только культурным развитием и пренебрегали защитой границ, были уязвимы перед внешним вторжением.

Если глобальные исторические процессы в Civilization показаны хорошо, то сражения здесь условные. Красочные битвы стоит искать в других стратегиях, например, серии Total War

При этом каждая часть раскрывала тонкости развития человечества по-разному. Например, в пятой «Цивилизации» уделили особое значение религиозному влиянию на страны. С ним сталкивались средневековые монархи, когда их амбиции пересекались с интересами Церкви. А после выхода дополнения Gathering Storm к шестой части появились стихийные бедствия. Они вносили элемент непредсказуемости в развитие вашей империи, когда любые планы рушились из-за внезапного наводнения или засухи. Игрокам приходилось подстраиваться под новые реалии и менять тактику, словно правителям государств, которых застал врасплох природный катаклизм.

Играете в глобальные стратегии?

Результаты

Total War

До выхода Total War: Warhammer серия глобальных стратегий от Creative Assembly была посвящена исключительно реальной истории. Но, в отличие от Civilization, каждая часть связана с конкретной эпохой.

Так, в Rome: Total War демонстрировалось, почему Рим воевал с соседями, пока не захватил всё Средиземноморье. Как бы далеко ни отодвигалась граница от Вечного города, всегда оставались варвары, которые устраивали набеги, убивали людей и разоряли города. Во время ответных действий подавлялось сопротивление враждебных племён, а их территория включалась в состав империи. Но на новых границах уже ждали другие агрессивные народы, и всё начиналось заново. В точно такой же ситуации оказывался игрок, если он решал возглавить одну из римских семей.

Игры серии Total War сочетают глобальные пошаговый режим и сражения в реальном времени

В свою очередь, дополнения Barbarian Invasion и Attila показали причины гибели Рима как государства. Если вы возьмёте управление над Западной частью империи, то можете и не надеяться на завоевание земель соседей. С пустой казной, слабой армией и недовольным населением в собственных провинциях вам предстоит отражать полчища вражеских племён, которые будут волнами обрушиваться на ваши границы. По мнению многих историков, к пятому веку у Рима просто не было шансов выстоять, и вы почувствуете это лично.

Действие дилогии Rome разворачивалось в Европе, Северной Африке и Ближнем Востоке. Захватить Индию в основных играх серии вы не могли при всём желании

Похожие ситуации показаны и в других частях Total War. Например, в Medieval 2 есть механика Крестовых походов, когда армии сразу нескольких европейских стран действуют сообща против внешнего врага. Причём им может оказаться ваш монарх, если он разгневал Церковь. А во время прохождения Shogun 2 становится ясно, почему Япония во время периода Сэнгоку (15-17 века) не могла объединиться под властью одного правителя — как только один клан возвышался над другими, для всех остальных он становился смертельным врагом.

Shogun 2 оказалась не таким масштабным как Empire: Total War, предыдущая игра серии. Однако «Сёгун» справлялся со своей задачей — демонстрировал реалии Средневековой Японии

Стратегии Paradox Interactive

Особую ценность для любителей истории представляют игры студии Paradox Interactive. Так, в трилогии Crusader Kings разработчики показали сложную систему феодальных отношений и невозможность передать полное управление одному человеку, даже если речь идёт о короле или императоре. Игроку приходится соблюдать баланс между вседозволенностью собственных вассалов и желанием самому управлять королевством. Перекос в ту или иную сторону может привести к непредсказуемым последствиям, включая распад страны. Похожая ситуация была и в реальном Средневековье — почти все европейские государства находились в состоянии феодальной раздробленности. А нежелание вассалов находиться в военном положении долгое время делает невозможным существование регулярных армий. К тому же эти войска заметно опустошают казну, поэтому их стоит собирать только на время боевых действий. Впрочем, расширять страну выгоднее путем династических браков и союзных договоров.

В Crusader Kings нужно учитывать действительно много параметров, которые связаны с местными князьями. Игру даже в шутку называют «The Sims для мальчиков»

В Europa Universalis, действие которой разворачивается в Новое время, даже вести войны с соседями проблематично — масштабная экспансия приведет к созданию коалиции других государств, которые попытаются вас остановить. Поэтому для усиления страны стоит искать иные пути — развивать экономику, налаживать торговые связи и колонизировать страны Нового Света. За океаном игрока ждут свободные земли, доступные ресурсы и туземные империи, война с которыми не повлияет на отношения с Европейскими странами. По крайней мере, пока не будут задеты их интересы.

Серия Hearts of Iron показывает внутреннее устройство государств первой половины двадцатого века и сложные процессы, которые происходили между Мировыми войнами. Игроку очевидно, что нужно готовиться к новому конфликту, однако он столкнётся с неожиданными трудностями. В демократических странах, например, Британии, Франции и США нужно сначала переубедить миролюбивое население и плавно перевести промышленность на военные рельсы, а потом ещё искать повод к началу боевого столкновения с соседями. В Германии подобных проблем нет, ведь люди жаждут реванша за поражение в войне 1914-1918 годов и примут любые, даже самые жестокие решения правительства. А недовольных всегда можно репрессировать. Эти геймплейные особенности частично объясняют странное поведение победительниц Первой мировой в конце 30-х годов и успехи Германии в то время.

Hearts of Iron впечатляет масштабом, ведь её карта охватывает весь земной шар

Помимо этого, в Hearts of Iron показано, что без поддержки с воздуха победа над серьёзным противником невозможна, а отсутствие полноценных танковых армий не позволит проломить оборону противника. При этом важно обеспечить снабжение войск всем необходимым, а также сосредоточиться на захвате промышленных районов врага и его сырьевых баз. Иначе развитие вашей страны может остановиться, что будет иметь критическое значение в условиях глобальной войны. Во многом необходимость в новых ресурсах, прежде всего, в нефти, толкала Японию на военные конфликты с Китаем, европейскими колониями в Азии, а затем и Соединёнными Штатами.

Сражения в Hearts of Iron не такие условные как в Civilization — вам нужно учитывать массу параметров. Ошибка в снабжении или недостаток артиллерии могут привести к поражению даже при численном перевесе

При желании можно привести больше подобных примеров. Глобальные стратегии позволяют понять, с какими трудностями сталкивались правители государств в разные эпохи и как они справлялись с задачами, которые возникали перед ними. В результате, игрок лучше понимает реальные исторические процессы.

***

А вы проходите стратегии? Будете играть в седьмую «Цивилизацию»? Делитесь мнениями в комментариях!

Ждёте седьмую «Цивилизацию»?

Результаты
+1
Комментарии 4