Как стратегии в духе Civilization через геймплей позволяют лучше понять историю
Игры, которые основаны на реальных событиях, выходят реже, чем исторические фильмы или книги. Причина понятна: при таком подходе разработчики вынуждены отказаться от интересных геймплейных механик, вроде использования магии или битв с драконами. Между тем, в начале февраля 2025 года нас ждут сразу два проекта, которые связаны с историей — Kingdom Come: Deliverance 2 и Sid Meier's Civilization 7. Причём стратегии могут передать особенности эпох не только внешне, но и через геймплей. Именно этой теме посвящена наша статья.
История и видеоигры
Скажем сразу: изучать события прошлого нужно по научной литературе и документальным фильмам. Разобраться во всех процессах только по романам и художественному кино невозможно. Но их задача другая — вызвать интерес к истории и наполнить сухие цифры и факты яркими красками. В этом плане видеоигры ничуть не хуже.
Например, ранние части серии Assassin's Creed прекрасно передавали дух давно ушедших эпох. Архитектура построек, костюмы, разговоры случайных прохожих, оружие — каждый элемент проекта соответствует своему времени. Эти игры предлагают прогуляться по улочкам революционного Парижа, побывать в Италии эпохи Возрождения или принять участие в войне за независимость США. В итоге получился полноценный исторический сериал, с поправкой на теории заговора, внеземные цивилизации и мифологию. Ещё более достоверной получилась Kingdom Come: Deliverance, которая показывает мирную и военную жизнь средневековой Чехии. Ещё хочется отметить квест Valiant Hearts: The Great War, который посвящён печальным судьбам солдат Первой Мировой.
Но эти игры в состоянии показать лишь декорации, аутентичное оружие и выдающихся личностей прошлого. Продемонстрировать тонкости исторических процессов смогли только стратегии.
Другие статьи на околоисторические темы
Civilization
Во всех номерных частях серии Civilization нам показывали, что становление государства, которое пройдет испытание временем, связано и с культурными, и с военными достижениями. Ограничиться одной веткой развития практически невозможно — нужно найти тонкую грань между ними, чтобы не отстать от соседей и не быть раздавленным хищными конкурентами. Так происходило и в реальной истории. Сугубо милитаристские режимы быстро рушились, а страны, которые занимались только культурным развитием и пренебрегали защитой границ, были уязвимы перед внешним вторжением.
При этом каждая часть раскрывала тонкости развития человечества по-разному. Например, в пятой «Цивилизации» уделили особое значение религиозному влиянию на страны. С ним сталкивались средневековые монархи, когда их амбиции пересекались с интересами Церкви. А после выхода дополнения Gathering Storm к шестой части появились стихийные бедствия. Они вносили элемент непредсказуемости в развитие вашей империи, когда любые планы рушились из-за внезапного наводнения или засухи. Игрокам приходилось подстраиваться под новые реалии и менять тактику, словно правителям государств, которых застал врасплох природный катаклизм.
Играете в глобальные стратегии?
Total War
До выхода Total War: Warhammer серия глобальных стратегий от Creative Assembly была посвящена исключительно реальной истории. Но, в отличие от Civilization, каждая часть связана с конкретной эпохой.
Так, в Rome: Total War демонстрировалось, почему Рим воевал с соседями, пока не захватил всё Средиземноморье. Как бы далеко ни отодвигалась граница от Вечного города, всегда оставались варвары, которые устраивали набеги, убивали людей и разоряли города. Во время ответных действий подавлялось сопротивление враждебных племён, а их территория включалась в состав империи. Но на новых границах уже ждали другие агрессивные народы, и всё начиналось заново. В точно такой же ситуации оказывался игрок, если он решал возглавить одну из римских семей.
В свою очередь, дополнения Barbarian Invasion и Attila показали причины гибели Рима как государства. Если вы возьмёте управление над Западной частью империи, то можете и не надеяться на завоевание земель соседей. С пустой казной, слабой армией и недовольным населением в собственных провинциях вам предстоит отражать полчища вражеских племён, которые будут волнами обрушиваться на ваши границы. По мнению многих историков, к пятому веку у Рима просто не было шансов выстоять, и вы почувствуете это лично.
Похожие ситуации показаны и в других частях Total War. Например, в Medieval 2 есть механика Крестовых походов, когда армии сразу нескольких европейских стран действуют сообща против внешнего врага. Причём им может оказаться ваш монарх, если он разгневал Церковь. А во время прохождения Shogun 2 становится ясно, почему Япония во время периода Сэнгоку (15-17 века) не могла объединиться под властью одного правителя — как только один клан возвышался над другими, для всех остальных он становился смертельным врагом.
Стратегии Paradox Interactive
Особую ценность для любителей истории представляют игры студии Paradox Interactive. Так, в трилогии Crusader Kings разработчики показали сложную систему феодальных отношений и невозможность передать полное управление одному человеку, даже если речь идёт о короле или императоре. Игроку приходится соблюдать баланс между вседозволенностью собственных вассалов и желанием самому управлять королевством. Перекос в ту или иную сторону может привести к непредсказуемым последствиям, включая распад страны. Похожая ситуация была и в реальном Средневековье — почти все европейские государства находились в состоянии феодальной раздробленности. А нежелание вассалов находиться в военном положении долгое время делает невозможным существование регулярных армий. К тому же эти войска заметно опустошают казну, поэтому их стоит собирать только на время боевых действий. Впрочем, расширять страну выгоднее путем династических браков и союзных договоров.
В Europa Universalis, действие которой разворачивается в Новое время, даже вести войны с соседями проблематично — масштабная экспансия приведет к созданию коалиции других государств, которые попытаются вас остановить. Поэтому для усиления страны стоит искать иные пути — развивать экономику, налаживать торговые связи и колонизировать страны Нового Света. За океаном игрока ждут свободные земли, доступные ресурсы и туземные империи, война с которыми не повлияет на отношения с Европейскими странами. По крайней мере, пока не будут задеты их интересы.
Серия Hearts of Iron показывает внутреннее устройство государств первой половины двадцатого века и сложные процессы, которые происходили между Мировыми войнами. Игроку очевидно, что нужно готовиться к новому конфликту, однако он столкнётся с неожиданными трудностями. В демократических странах, например, Британии, Франции и США нужно сначала переубедить миролюбивое население и плавно перевести промышленность на военные рельсы, а потом ещё искать повод к началу боевого столкновения с соседями. В Германии подобных проблем нет, ведь люди жаждут реванша за поражение в войне 1914-1918 годов и примут любые, даже самые жестокие решения правительства. А недовольных всегда можно репрессировать. Эти геймплейные особенности частично объясняют странное поведение победительниц Первой мировой в конце 30-х годов и успехи Германии в то время.
Помимо этого, в Hearts of Iron показано, что без поддержки с воздуха победа над серьёзным противником невозможна, а отсутствие полноценных танковых армий не позволит проломить оборону противника. При этом важно обеспечить снабжение войск всем необходимым, а также сосредоточиться на захвате промышленных районов врага и его сырьевых баз. Иначе развитие вашей страны может остановиться, что будет иметь критическое значение в условиях глобальной войны. Во многом необходимость в новых ресурсах, прежде всего, в нефти, толкала Японию на военные конфликты с Китаем, европейскими колониями в Азии, а затем и Соединёнными Штатами.
При желании можно привести больше подобных примеров. Глобальные стратегии позволяют понять, с какими трудностями сталкивались правители государств в разные эпохи и как они справлялись с задачами, которые возникали перед ними. В результате, игрок лучше понимает реальные исторические процессы.
***
А вы проходите стратегии? Будете играть в седьмую «Цивилизацию»? Делитесь мнениями в комментариях!
Ждёте седьмую «Цивилизацию»?