На прошлой неделе Sony объявила, что прекращает производство Blu-ray дисков для записи. Фанаты PlayStation сразу же напряглись. Неужели это и есть тот самый конец физического медиа? Пока паниковать рано: речь конкретно о носителях информации для записи, поэтому фильмов и игр на дисках анонс не касается. Тем не менее тенденция всё равно не самая позитивная. Давайте разбираться, к чему следует готовиться, если вы любите покупать игры на физических носителях.
Для обладателей игровых PC, которые лет десять уже не встречали игры на дисках, а также для более молодых людей, выросших в условиях массовой диджитализации, концепция физической игры может казаться чем-то странным и архаичным. Нужно идти в магазин и покупать новый релиз или заказывать доставку домой? Зачем? В чём удобство? Но преимуществ у такого формата хватает.
Так, игры на дисках позволяют неплохо сэкономить, особенно в регионах с низкими доходами. Одно дело, когда ты сам вынужден покупать новую игру за 70 евро, а совсем другое, когда её можно приобрести, пройти, а затем продать за 80% оригинальной стоимости.
Физическим медиа проще простого делиться с друзьями, поэтому некоторые игроки продолжают покупать свежие релизы в складчину. Цифровыми играми тоже реально делиться, но процесс менее интуитивный.
Диски — незаменимая вещь, если у вас медленный интернет или проблемы со связью. Сегодня размеры игр легко достигают отметки в 100 Гб, а то и больше: качать такой объём информации — чрезвычайно долгая процедура в условиях плохого интернета. И нет, патчи первого дня далеко не обязательны к установке, но об этом чуть ниже.
Физические копии — важный инструмент презервации игр. Увы, довольно часто релизы различной степени важности навсегда пропадают из онлайн-магазинов. Например, в марте прошлого года в Японии стала недоступна цифровая версия Teenage Mutant Ninja Turtles: The Cowabunga Collection.
Диски — самый надёжный способ хранить и расширять коллекцию игр для устаревших консолей. В 2021 году Sony планировала закрыть магазины PS3 и Vita, но из-за негативной реакции геймеров отменила своё решение. Однако компания вполне может вернуться к изначальному плану в любой момент. Ну а потом подобная судьба будет ждать магазин PS4.
Вы покупаете игры на консолях в цифре или на физических носителях?
Пройти опросНекоторые геймеры возразят, что вышеупомянутые плюсы не имеют значения, так как игры на дисках выходят неполные и нуждаются в обновлениях. Действительно, если вы играете на консолях Xbox, то почти все новые релизы приходится докачивать из сети. К счастью, в случае с PlayStation и Nintendo Switch большая часть одиночных игр целиком записана на физические носители, поэтому играть можно и без подключения к сети, установив проект прямо с диска.
Согласно статистике сайта Doesitplay.org, который ведёт группа энтузиастов, тестирующих физические игры, почти 70% дисков PlayStation 5 не нуждаются в подключении к сети и содержат полные версии игр. Конечно, патчи первого дня улучшают немало вещей, но в условиях отсутствия стабильной связи можно обойтись и без них.
Кстати, многие версии 1.00 дисковых игр обладают архивной ценностью для истории: некоторые устаревшие билды отличаются настолько от более новых, что их любопытно изучать чисто ради всех отличий. Хороший пример — дисковая версия ремейка Silent Hill 2. Билд на физическом носителе датируется аж апрелем 2024 года, тогда как официально игра вышла в октябре. Если установить его без подключения к сети, то вы получите версию, которая ощутимо отличается от релизной. Причём необязательно в худшую сторону: в определённых катсценах другие ракурсы, освещение и визуальные эффекты, из-за чего они выглядят даже в чём-то интереснее финальных.
Собственно, по тем же причинам, по которым многие геймеры предпочитают физические копии игр: большие корпорации, по типу той же Microsoft, потенциально хотели бы полностью отказаться от классического формата. Таким образом можно будет не переживать из-за продаж подержанных копий игр: сегодня издатели ничего не получают с транзакций, связанных с покупкой и приобретением б/у-дисков.
Ну и если физические консольные игры навсегда исчезнут, то покупать новинки геймеры будут вынуждены лишь в одном месте — в единственном официальном цифровом магазине, установленном на консоли.
Неоспоримый факт, что цифра вытесняет традиционные медиа, но тут важно понимать, что доля дисков по-прежнему настолько существенная, что речь идёт о миллиардах долларов прибыли.
Согласно статистике, только в Европе в первой половине 2024 года почти 25% всех новых игр PlayStation всё ещё продавались в физическом виде. В случае же с Nintendo Switch данный показатель был значительно выше — 65%. А в Японии Final Fantasy 7 Rebirth разошлась тиражом более четверти миллиона физических копий в первые дни продаж.
Если вы активно покупаете диски для консолей PlayStation, то наверняка переживаете, получится ли делать это и дальше, когда выйдет условная PS6. Однозначного ответа, разумеется, ни у кого пока нет, но можно попытаться выстроить приблизительный прогноз.
Многие эксперты индустрии считают, что PlayStation 6 выйдет где-то в 2027 году. Через пару лет рынок физического медиа наверняка ещё больше уменьшится в размерах, однако полностью никуда не пропадёт. Соответственно, маловероятно, что Sony с концами откажется от дискового формата и той прибыли, которую он приносит. Скорее всего, нас ждёт повторение истории с PlayStation 5 Pro: к будущей консоли наверняка можно будет подключать дисковод, но вряд ли он будет продаваться по умолчанию с ней. К слову, тот факт, что анонсированная недавно Nintendo Switch 2 поддерживает картриджи, — важный показатель, что японские компании пока не готовы с головой прыгать в цифру.
Понятное дело, с уменьшением доли рынка игр на дисках будет выходить меньше. Но полностью они вряд ли исчезнут в ближайшие годы, хоть и станут более лимитированными. Большие издатели могут отказаться от собственного производства физических игр и перейти на модель сотрудничества со сторонними компаниями по типу Limited Run Games. Так, LRG выпускают ограниченным тиражом инди-игры на дисках и картриджах, но иногда даже AAA-релизы вроде Doom Eternal для Nintendo Switch или коллекционных изданий Alan Wake 2.
***
У физических копий так много преимуществ, что полный отказ от них неизбежно станет трагедией для немалого числа консольных геймеров. Но даже несмотря на то, что будущее выглядит несколько пессимистично, пока что, как нам кажется, переживать рано.
А что по этому поводу думаете вы? Готовы к потенциальному сценарию, когда с полок магазинов навсегда исчезнут диски и картриджи?
Как вам коллекционные издания игр без дисковых носителей внутри?
Пройти опросНа PS 6 диски будут 100%, а вот за 7 уже сказать не могу. Тут думаю и правда уйдут в цифру. Но опять же тут все зависит от самих пользователей.
Тут дело не в самих дисках и не игровых консолях. Мне так ни того, ни другого не надо. О дисках забыл аж с 2012 года как то они царапались, то сами приводы частенько отказывали. Сейчас вообще в распространении на физических носителях особого смысла нету. Все те преимущества, выгодные потребителю вроде попользовался и перепродал, невыгодны издателям. Невыгодно уже и потребителю с нынешними патчами, обновлениями и дополнениями. Может привести к тому что игры ещё меньше будут принадлежать потребителю чем сейчас. БОльшая часть файлов игры будет на серверах, а не на устройствах пользователей. Работать будет только в онлайне, как последние Diablo и Microsoft Flight Simulator 2024. Платформы вроде закрывшейся недавно Google Stadia, или как сейчас NVIDIA предлагает GeForce Now, могут снова возникнуть уже более успешно. Мотивировать будут бОльшими игровыми возможностями. Играть только по подпискам станут вроде Game Pass и прочих. Так что с одной стороны хорошо, с другой — не очень. Поэтому даже не знаю, хотел бы я чтобы это вошло в нашу жизнь и стало нормой для игроков.
Поэтому крайне важна гражданская инициатива Евросоюза Stop Destroying Videogames, которая предназначена запретить издателям отбирать у пользователей игры
В августе у нее было уже 200к подписей
А толку то, бабло всё равно может победить. В европах сейчас грядёт кризис экономический, оттуда и так бежит всё производство сейчас. Так что ради лишних прибылей и налогов с них, могут и прогнуться под лоббирования продаж только цифровых копий.(хотя и так все понимают, что это, пока цифровой магазин работает, а потом, когда он прикроется, хоть трава не расти).
Зато как бы неудобно было бы признавать, а скачанные установочные пакеты(в том числе и пираток), уже точно никуда с винта не денутся, пока сам их оттуда не удалишь, или сам винт сломается)
Ну и классические игры, никуда ещё долгое время не денутся. Под классикой имею ввиду, работающие без интернетов на машине пользователя. Таких и сейчас 90 из 100 выходят каждый день. А те 10 возможно и станут 40 из 100 не работающих без постоянного подключения к сети с частью ресурсов на сервере. Но, Всё равно, не заменят такие игры офлайновые варианты полностью никогда. А в инди секторе, так ещё очень и очень надолго.
Надеюсь, что и 6я плойка, как и вообще все соносоли, не будут вообще существовать и когда либо выйдут!
На кой этот мошенический сосносольный бизнес нужон потребителю?
Одна платформа, всяко дешевле для потребителя чем покупка сразу двух и более. Да ещё и на каждой платформе покупай чуть ли не одни и те же игры по нескольку раз.
Формат стационарных соносолей в конечном итоге сгинет, он слишком дорог в разработке и раскрутке , и требует драконовских ограничений и коперастических мер преследования потребителя.
Тогда как основой ПК формат и так самый распространённый, и не требует сам себе рекламы. И под него не надо создавать дополнительные костыли, ведь всё и так работает на ПК платформе, что на ней же и разрабатывается. Это максимальное удешевление производства игрового контента.
Зато останется очень надолго формат Стимдека. Ибо он Х86 совместимый и ещё мобильный. Позволяя, даже запускать графониевую 3D YOBA на портативках, как на ПК, и хотя бы в минималках можно играть.
Эволюционно, коснсоли, это тупик игровой индустрии, а без Пк платформы, мир не будет развиваться, он основа цифровизации мира. Останутся ПК, мобильные Стимдек ПК, и смартфоны на своих системах. Остальное как пятая нога собаки, отсохнет за ненадобностью.
Неплохо бы, как рассказываете. Но посмотрите на продажи. С чего основная прибыль идёт. Какова доля консолей и какая у ПК. Издатели традиционно на консольный рынок ориентированы. Уже очень много лет подряд. В последние годы ПК догоняет, но ничто пока не предвещает заката консольного рынка.
Ну единственный + дисков это перепродажа видимо была ну может для коллекционеров а так это большие затраты создателей игр а в цифре затрат нет по сути
Я думаю, что на консолях следующего поколения уже вообще дисков не будет