История игр об Индиане Джонсе: от ATARI 2600 до AAA-возвращения в 2025 году
Индиана Джонс — имя, которое генерирует воспоминания о пыльных древних руинах, опасных ловушках и неистовом желании разгадать очередную загадку истории. Но не только фильмы сделали Инди иконой культуры: с 1982 года искатель приключений завоевывает и мир видеоигр. От простых пиксельных головоломок на Atari до современных высокобюджетных проектов — каждое его виртуальное приключение становится испытанием для геймеров. Эта статья о том, как бесстрашный археолог покорил экраны компьютеров и консолей, и что делает его таким вечным в мире игр.
Indiana Jones: Raiders of the Lost Ark (1982)
Платформа: Atari 2600
Первая игра про Индиану Джонса на Atari 2600 была настоящей авантюрой в игровой индустрии. И хотя сегодня графика Indiana Jones: Raiders of the Lost Ark вызывает лишь ностальгическую улыбку, в 1982 году это было волнующее открытие. Игрокам предлагалось управлять неуклюжей пиксельной версией Инди, пытаясь найти Ковчег завета. Задача усложнялась тем, что управление было столь же таинственным, как и артефакты, за которыми гнался герой.
Игрок должен был использовать два джойстика одновременно: один для управления движением, а другой — для использования предметов. Это стало кошмаром для многих геймеров, но само наличие таких механик делало игру революционной для своего времени. Она задала тренд на создание игр по известным фильмам, что стало одним из ключевых направлений индустрии на десятилетия вперед.
Indiana Jones and the Temple of Doom (1985)
Платформы: аркадные автоматы, NES, ZX Spectrum, Commodore 64, Amiga, Atari ST
Indiana Jones and the Temple of Doom («Храм судьбы») вывела Индиану в мир аркадных автоматов, где он впервые стал звездой публики, которая стояла в очередях, чтобы опробовать игру. Звуковое сопровождение, включающее настоящие аудиофрагменты из фильма, шокировало геймеров 80-х, привыкших к простым «пик-покам» и примитивным музыкальным трекам. Геймплей включал в себя побег на вагонетках, спасение детей и драки с культистами.
Особое внимание было уделено спуску в шахты, что стало центральной частью игры. Однако сложность и громоздкость управления могли заставить современного игрока поседеть. Но для своего времени это была настоящая находка, и игра оказалась важной вехой в аркадной истории, положив начало дальнейшим экспериментам с экшен-платформерами.
Какой формат игр про Индиану Джонса вы хотели бы видеть в будущем?
Indiana Jones and the Last Crusade (1989)
Платформы: MS-DOS, Amiga, Atari ST, ZX Spectrum, NES, Game Boy
Когда Lucasfilm Games (ныне LucasArts) выпустила Indiana Jones and the Last Crusade, многие ожидали стандартного экшена, но разработчики пошли дальше, предложив две совершенно разные игры. Первая версия была классическим квестом, где в центре стояли головоломки и сюжет. Что делало игру особенной, так это вариативность прохождения: каждую загадку можно было решить несколькими способами. Это был прорыв в геймдизайне конца 80-х, ведь редко где игрокам предоставлялась подобная свобода выбора.
Вторая версия, аркадная, была больше ориентирована на экшен, но проигрывала в глубине квесту. Тем не менее, аркадная игра получила свою долю поклонников благодаря динамичности и неплохой для того времени графике. «Последний крестовый поход» стал отправной точкой для многих будущих игр с нелинейным прохождением.
Indiana Jones and the Fate of Atlantis (1992)
Платформы: MS-DOS, Amiga, Macintosh
Indiana Jones and the Fate of Atlantis по праву считается вершиной квестов о Джонсе. LucasArts, уже набравшая обороты после успеха квестов Monkey Island, выпустила настоящий шедевр. В игре появились три разные линии прохождения: умный Инди, где акцент делался на сложные головоломки; боевой Инди, в котором игрок решал проблемы кулаками; и командный режим, где помогала София Хэпгуд, напарница Инди.
Такой подход делал каждое прохождение уникальным, а сюжет, связанный с Атлантидой и мистическими артефактами, насыщенным атмосферой приключений. Игра стала одной из самых успешных в жанре point-and-click, и многие фанаты считают её лучшей среди всех игр о Джонсе.
Indiana Jones and the Infernal Machine (1999)
Платформы: PC, Nintendo 64, Game Boy Color
90-е стали временем перехода от двумерных к трёхмерным играм, и Indiana Jones and the Infernal Machine оказалась первой попыткой перенести Инди в полноценное 3D. Вдохновляясь успехом Tomb Raider, компания LucasArts предложила свой взгляд на приключения в 3D-мире. В игре Джонс сражается с советскими агентами и отправляется на поиски Вавилонской башни.
Новая трёхмерная графика принесла с собой множество нововведений: более сложные головоломки, акробатические трюки и масштабные уровни. Однако управление оказалось далеко от идеала, что усложняло игровой процесс, особенно на консолях. Тем не менее, Infernal Machine стала важной вехой для игр об Индиане, открыв путь для трёхмерных приключений в будущем.
Indiana Jones and the Emperor's Tomb (2003)
Платформы: PC, PlayStation 2, Xbox
Спустя четыре года после Infernal Machine вышла Indiana Jones and the Emperor's Tomb, которая продемонстрировала значительный прогресс в развитии серии. Игра акцентировала внимание на боевой системе, добавив рукопашные бои и возможность использовать окружение для победы над врагами. Погружение в мифологию Востока и поиск артефакта «Сердце Дракона» привнесли свежий глоток в сюжет.
Улучшенная система прыжков и акробатических трюков позволила игрокам почувствовать себя настоящими героями фильма. Также игра запомнилась не только своей экшен-ориентированной механикой, но и атмосферой, которая передавала дух фильмов об Индиане Джонсе.
LEGO Indiana Jones (2008, 2009)
Платформы: PC, PlayStation 2, PlayStation 3, PSP, Wii, Nintendo DS, Xbox 360
Серия игр LEGO успела завоевать мир к моменту выхода LEGO Indiana Jones, и этот проект стал одним из самых успешных в линейке. Игра охватывала три первых фильма о Джонсе, пересказывая их в юмористическом и ярком стиле LEGO. Это была не просто адаптация — разработчики с любовью воссоздали самые знаковые сцены, добавив фирменный юмор, который делал даже напряженные моменты комичными.
Головоломки и платформинг сделали игру увлекательной для всех возрастов, а кооперативный режим позволил играть вместе с друзьями и семьей. Продолжение, выпущенное в 2009 году, включало сюжет «Королевство хрустального черепа», хоть и не смогло повторить успех первой части.
Indiana Jones and the Great Circle (2025)
Платформы: PC, Xbox Series X/S
Ожидание нового проекта про Индиану Джонса подогревается с каждым днем, ведь MachineGames и Bethesda обещают сделать Indiana Jones and the Great Circle одной из самых масштабных игр десятилетия. Проект расскажет историю, происходящую между событиями «В поисках утраченного ковчега» (Raiders of the Lost Ark) и «Последнего крестового похода» (Indiana Jones and the Last Crusade), где Инди отправляется на поиски древнего артефакта.
Масштабные локации, детализированные миры и множество головоломок обещают сделать игру настоящим событием для фанатов. Руководство Тодда Говарда (Todd Howard) внушает оптимизм — Bethesda известна своей внимательностью к деталям и проработанными сюжетами. Надеемся, что Great Circle станет эталоном для всех последующих игр в жанре экшен-адвенчур и подарит Индиане вторую молодость на игровых экранах.
Какой период игр об Индиане Джонсе вы считаете самым удачным?
***
Прошло несколько десятилетий, и Индиана Джонс остаётся с нами — таким же дерзким, харизматичным и неунывающим искателем приключений. За эти годы его игры прошли путь от скромных экспериментов до ожидаемых блокбастеров, но суть всегда оставалась неизменной: дух авантюризма и жажда тайн. Как и все великие герои, Индиана успел стать частью культуры, и с каждой новой игрой, будь то пиксельный экшен или грандиозное приключение, он вновь напоминает нам, что настоящие сокровища — это путешествия.