Много Mario не бывает! В прошлом году Nintendo выпустила целую пачку проектов, посвященных усатому водопроводчику. Здесь вам и высокооцененная Super Mario Bros. Wonder, и полнометражная картина «Братья Супер Марио в кино» (The Super Mario Bros. Movie), и ремейк культовой Super Mario RPG, которую фанаты долгое время выпрашивали у Nintendo. На первые два проекта мы уже сделали подробные обзоры, и поэтому настал черед самой необычной игры про Марио.
Super Mario RPG разработала студия Square, которая хорошо знакома фанатам Final Fantasy. Оригинальная версия вышла 27 лет назад на консоли SNES. Игра получила высокие оценки критиков и стала фундаментом для дальнейших сюжетных приключений Марио и его друзей. Как минимум культовые Paper Mario и Mario & Luigi созданы по геймдизайнерским лекалам ролевой игры Square. Мы познакомились с оригиналом и прошли ремейк, чтобы сравнить обе игры и ответить на волнующий многих игроков вопрос: стоит ли играть в ремейк Super Mario RPG в 2024 году?
За пресс-копию игры для обзора благодарим компанию «Ачивка».
Первое, что приходит на ум, когда слышишь про очередную игру в серии Mario, — платформер, в котором усатый водопроводчик бежит спасать принцессу, попутно растаптывая гумба, поедая грибы и пиная раковины в противников. Второе — десяток спортивных игр Nintendo, Super Smash Bros, Kart и уйма разнообразных пати-проектов. Но вот что точно не ожидаешь, так это полноценную ролевую игру с диалогами, системами и интерактивным открытым миром.
Super Mario RPG создана по лекалам классических частей Final Fantasy 1-7, где история стояла на первом месте. Сейчас в это сложно поверить, но в 1996 году вышла игра про Марио, в которой сценарий был основой игрового процесса. Сюжет стартует по классической схеме: усатый водопроводчик бежит спасать принцессу Пич из замка Боузера. Внезапно с небес падает живой меч по имени Экзор, который мощным ударом раскалывает грибное королевство на островки, а исполняющую желания Звездную дорогу — на семь осколков. В замке, куда приземлился меч, появляется злобный король Смити, который намерен захватить мир Марио при помощи роботов-приспешников.
Сюжет Super Mario RPG до боли похож на седьмую Final Fantasy. Схожих моментов настолько много, что закралась мысль, а не является ли ролевая игра про Марио прародительницей одной из лучших JRPG в истории? Загибайте пальцы. Главному герою предстоит помириться со старыми врагами, чтобы заручиться их поддержкой в битве с более опасным злодеем, который стремится уничтожить весь мир. Марио случайно встретит персонажа Мэллоу, который долгое время будет думать, что он стандартный «простак», но на самом деле чуть ли не самый важный для сюжета персонаж, и его истинное происхождение сыграет ключевую роль в истории. Вдобавок он лечит союзников в битвах, что еще сильнее намекает на Айрис из FF7. В Грибном королевстве есть загадочная энергия, которая исполняет желания местных жителей. Если она исчезнет, то всему миру придет конец. Явный намек на энергию Мако.
А еще сцена с переодеванием, огромное развлекательное заведение, спасение принцессы из лап плохого персонажа, который пытается на ней жениться, путешествия по альтернативным измерениям, получение власти обманным методом, посещение вулкана, масштабное сражение в финале всей истории. И это лишь малая часть из всех схожих черт с Final Fantasy 7. Конечно, в Super Mario RPG более веселая и добрая история, в которой нет места жестокости и чрезмерной драмы, но даже в таком виде она получилась не менее занимательной, чем в других JRPG.
Как вы относитесь к жанру JRPG?
Пройти опросИгровой процесс Super Mario RPG делится на две основные части: приключения с платформенными вставками и пошаговые сражения. В отличии от классических японских ролевых игр, вам не нужно постоянно убивать монстров, чтобы поскорее заработать новый уровень. Наоборот, Super Mario RPG постоянно подкидывает платформенные головоломки, которые дают возможность избегать столкновений с противниками. Вдобавок здесь нет случайных сражений (как в упомянутой Final Fantasy), и вы всегда видите всех монстров на локации.
Пошаговые бои довольно простые и не требуют математических вычислений. Нужно лишь вовремя нажимать на кнопку «А» во время нападения противника, чтобы снизить количество входящего урона или полностью от него защититься. В остальном же классическая JRPG-схема: удар, заклинание, использование предметов. Изначально доступен только Марио, но чуть позже откроются еще четыре персонажа. У каждого свой набор навыков и боевых способностей: Пич и Мэллоу лечат союзников, а Боузер и Джино наносят двойной урон.
Несмотря на всю простоту, придуманная для Super Mario RPG боевая система до сих пор активно используется в других ролевых играх — от Paper Mario и Mario & Luigi до South Park: The Stick of Truth и недавней Sea of Stars. Проблема лишь в том, что у перечисленных игр адаптированная под современное поколение геймеров боевая система, а ремейк Super Mario RPG дословно повторяет геймдизайн 1996 года. Все тайминги и временные окна между атакой противника и нажатием кнопки для отражения удара остались огромными. Ошибиться и получить внезапный шлепок под зад практически нереально. Важно понимать, что в версии для SNES такой проблемы нет из-за ограниченного по мощности железа и скромного фреймрейта, а вот на Switch с более мощной технической начинкой и высокой частотой кадров каждая битва кажется сверхлегкой.
Конечно, случаются действительно интересные встречи, где своевременное нажатие кнопок не дает особого преимущества. Например, мы встретили собакоподобных монстров, которые создавали клонов нашей партии, а еще луковицу Бойера, который отключал кнопки на геймпаде, блокируя возможность парирования. Такие сражения заставляют тактически мыслить и правильно подбирать заклинания. В отличии от оригинала, в ремейке появились дополнительные эффекты за своевременное нажатие кнопок, которые добавляют к базовым атакам урон по площади. Чем чаще вы будете вовремя отражать входящие удары, тем быстрее заполните особую шкалу, которая позволит активировать тройной прием с анимированной заставкой. Да, эти новшества не делают сражения более глубокими, но более зрелищными и динамичными очень даже.
Нас приятно удивила система лута, в особенности разнообразный набор оружия. В отличии от большинства известных JRPG, в Super Mario RPG каждый предмет корректно отображается на персонаже, а экипированное оружие всегда предлагает уникальный набор анимаций, способностей и временных окон для атаки. Марио перестанет махать голыми руками и будет пинками «пулять» панцири Купа или настукивать монстрам молотком по голове. Боузер так и вовсе может получить особую перчатку, которая позволит взять в руки Марио и швырнуть в толпу противников, словно ядро.
Каждое найденное оружие дает хорошую прибавку к урону, но требует заново учиться таймингам. Это выводит из зоны комфорта и дает дополнительный стимул тренировать мышечную память. С другой стороны, нас расстроило то, что в любом случае придется расстаться с понравившимся оружием, так как со временем оно станет абсолютно бесполезным, а найденное новое не всегда обладает сочной анимацией или понятными таймингами.
JRPG отличаются от классических ролевых игр своей линейностью, и это ярко выражено в Super Mario RPG. У вас не будет альтернатив в получении редкого оружия и прохождении той или иной ситуации. Прокачки как таковой тоже нет. Вы не сможете настроить своего персонажа по вкусу, а экипированные аксессуары зачастую дают лишь небольшую прибавку к характеристикам или сопротивление определенному типу урона. Конечно, иногда придется целенаправленно подбирать защиту от конкретного противника, а также оружие, которое наносит больше урона по определенному монстру, но подобные ситуации случаются не так часто, как хотелось бы.
Несмотря на имеющиеся недостатки боевой системы и общую линейность событий, Super Mario RPG не скатывается в однообразие. В разработке оригинальной версии участвовал «отец Марио» Сигэру Миямото (Shigeru Miyamoto), который заложил в фундамент JRPG фирменные мини-игры и интересные геймдизайнерские находки. Так, например, запрыгнув на очередную зеленую трубу, мы внезапно очутились на пиратском корабле с призраками. А еще покатались на вагонетках, промчались через водопад за монетами и закидали горе-жениха свадебным тортом. Каждая мини-игра привязана к сюжету и не выглядит чужеродной.
В целом ремейк дотошно воссоздает все характерные черты кампании с точки зрения содержания. В качестве бонуса добавлены возможности исследовать секреты, которые вы могли пропустить во время прохождения, пройти некоторые челленджи, а также сразиться с более сложными версиями боссов. Такой контент, возможно, будет интересен фанатам, но для большинства этих нововведений мало, чтобы остаться в игре после прохождения основного сюжета.
Super Mario RPG полностью переделали в 3D, но при этом сохранили аутентичность оригинала. Графика очень достойная для проекта на Nintendo Switch. В особенности хочется выделить с нуля созданные ролики, которых не было в оригинале. Они классно срежиссированы и хорошо погружают в сюжет.
Немного обидно, что разработчикам ремейка Super Mario RPG не хватило смелости отойти от устаревшего дизайна локаций и персонажей. После осовремененной Mario + Rabbids Kingdom Battle окружение ощущается слишком примитивным. Миниатюрный Марио нам показался слишком скованным в движениях. Ему явно не хватает плавных анимаций.
Миниатюрные локации были логичным решением для оптимизации игры под SNES, но их по непонятной причине перенесли в ремейк. Каждая смена карты сопровождается затемнением и подгрузкой. Авторы пытались сохранить аутентичность оригинальной игры, но на дворе уже давно не 96 год, да и мощностей Switch с лихвой хватает на отображение больших пространств.
Чем ремейк действительно может похвастаться, так это саундтреком. Музыка Super Mario RPG до сих пор считается одной из лучших в видеоиграх. Обновленные треки стали звучать еще лучше, а некоторые мотивы обрели новые слои инструментов, которые ярче передают настроение сюжетных моментов. Вы можете легко переключиться на оригинальную версию игры из меню, чтобы самостоятельно оценить проделанную композиторами работу.
В первой половине сюжетной истории Super Mario RPG очень плавно работала, без намеков на проблемную оптимизацию. Но ближе к финалу возникли неприятные просадки во внутриигровых меню. Покупать предметы в местных магазинах стало сложнее, да и подлагивания в инвентаре докучали. При переключении между героями также случались просадки. Это довольно странно, учитывая, какие в игре крохотные арены и сюжетные локации. Других проблем со снижением частоты кадров мы не заметили.
Будете проходить Super Mario RPG?
Пройти опрос***
По итогу у нас сложилось двоякое впечатление от Super Mario RPG. С одной стороны, это максимально точный ремейк, который позволяет понять, почему игра стала культовой. Она может похвастаться хорошим сюжетом, приятным юмором, разнообразными мини-играми и потрясающим саундтреком. Ролевая система отлично зайдет фанатам JRPG, а отсылки к предыдущим играм Square порадуют поклонников Final Fantasy.
С другой стороны, ремейку Super Mario RPG не хватает смелости. Пошаговые бои получились очень простыми. На крохотных локациях не развернуться. От постоянных подгрузок карт быстро устаешь. Графику хоть и сделали качественной, но ей не хватает современного дизайна. Если вы не преданный фанат оригинальной Super Mario RPG, то на фоне недавней Sea of Stars игра покажется устаревшей в механиках.
Мы, конечно, рады, что Nintendo прислушивается к фанатам и выкатывает улучшенные версии классических игр, но иногда старым проектам нужно что-то более серьезное, чем косметические улучшения. Так, нам безумно понравилась Metroid Prime Remastered, и мы были рады, что ее улучшили лишь косметически. Оригинальная версия банально не успела состариться. Чего нельзя сказать о ремейке Super Mario RPG. Ей абсолютно точно требовалась смелая рука реставратора, который бы смог осовременить игровой процесс без вреда общему видению авторов оригинала.
В целом достойный проект. Но лучше бы его сразу разрабатывали под следующее поколение Switch. Ну а нехватка дополнительного контента, которую отнесли к минусам игры всегда исправима.
Недавно смотрел мультфильм было очень круто 👍