Как реклама Halo 5: Guardians обманула пользователей
Далеко не все игроки остались довольны сюжетом и длительностью Halo 5, но многие также возмутились проведенной PR-кампанией, мол, она никак к игре не относится. Именно этот вопрос и стал темой нашей сегодняшней статьи. Сразу предупреждаем, что текст изобилует спойлерами, затрагиваются нюансы прохождения и обсуждается концовка игры, так что если вы любите узнавать все самостоятельно, то лучше избежать прочтения данного материала.
Еще раз — спойлеры!
В прошедший вторник состоялся релиз самого ожидаемого эксклюзива для консоли Xbox One — Halo 5: Guardians. Игра получила двухлетнюю PR-кампанию, во время которой Microsoft опубликовала кучу роликов и другой информации. Самое главное, что промо-материалы сформировали у фанатов ясный намек — нас ждет противостояние двух спартанцев.
Игра вышла и тут выяснилось, что все рекламные заявления оказались ложью.
Да-да, лозунг «Поймай правду» (Hunt the truth), никак не связан с событиями игры и является не более чем хитрым маркетинговым ходом, направленным на привлечение внимания. Противостояние Мастера Чифа и Командора Локка также оказалось выдумкой рекламщиков — большинство кинематографических трейлеров, которые публиковали пиарщики Microsoft, относятся к какой-то альтернативной истории, никак не связанной с сюжетом Guardians.
Для примера, на обложке Halo 5: Guardians мы видим, как размещенные друг на против друга в нападающей позе Чиф и Локк готовы разорвать друг друга и понимаем, что игра посвящена этим двум персонажам., НО НИЧЕГО ИЗ ЭТОГО НЕ ПРОИСХОДИТ ВООБЩЕ. Они дерутся-то всего около 30 секунд, после чего становятся неразлучными друзьями (хорошо хоть не чпокают друг друга в задницы, от M$ можно чего угодно ожидать).
Теперь же разберем ряд ключевых событий, намеки от разработчиков и трейлеры, впечатления от которых и сформировали ложное представление о том, что происходит в игре, а также посмотрим, как так получилось, что ничего из этого не имеет никакого отношения к событиям Halo 5: Guardians, как будто это и планировалось.
Немного истории
Вернемся в 2013 год и вспомним анонс-трейлер «Halo для Xbox One», показанный во время конференции E3 — одинокий путешественник, долго бродивший по пустыне, находит корабль пришельцев. Вот это видео:
На самом деле, оно никак не относится к тому, что происходит в Halo 5: Guardians, ведь кампания там рассчитана на четырех человек, а игровые локации не содержат ничего, что хоть отдаленно напоминает пустыню.
Хорошо, предположим, это был просто тизер... и это понятно — нам показали затравку, которая смогла привлечь внимание фанатов, а дразнить их Microsoft собиралась еще целых два года. Кроме того, разработка видеоигр сложный процесс и изначальные планы на сюжет могут трансформироваться в прямо противоположные, причем, часто весьма драматическим образом.
Чифо-локковый дуализм
Вернемся в 2015 год, когда Microsoft выпустила кучу трейлеров Halo 5, предназначенных для ТВ и интернета… В них нам тоже показывают Halo, но не Halo 5, в которую вы будете играть на Xbox One на этой неделе.
Наиболее непонятным куском маркетинговой кампании является двухкомпонентный трейлер, показывающий два возможных сценария одной и той же сцены.
Итак, в одной из них Мастер Чиф смотрит на умирающего Локка, в другой Командор готовится убить Джона 117. Обе сцены заканчиваются выстрелом, подразумевающим убийство раннего, а само действо происходит в опустошенном войной городе, причем последние его целые здания — это статуи Мастера Чифа. В небесах можно заметить практически разрушенную Infinity, лучший корабль человечества во вселенной Halo, дрейфующую на медленной скорости, а, возможно, и падающую на планету.
Проблема тут в том, что подобных атмосферных сцен даже близко не происходит в Halo 5. Это разочаровывает.
Вероятно, рекламщики планировали вызвать у игроков ощущение «Я с большим нетерпением жду эту игру, чтобы во всем разобраться», и им это блестяще удалось, да и что можно придумать лучше?
Подумайте сами — заявления в духе «две стороны каждой истории», размещенные на обложке друг против друга в нападающей позе Чиф и Локк, такого рода трейлеры… Вдобавок, решительная музыка и жесткие, бескомпромиссные диалоги, показанные в трейлерах, рисовали жесткую картину.
Нам намекали, что каждый персонаж расскажет свою историю, обоснует свой взгляд на предпосылки и результаты, причем сделает это так умно и метафорически тонко, что происходящее отлично выпишется в окружающую среду, будет звучать естественно. Ну а нам придется искать правду.
Не будем говорить за всех, но складывалось впечатление, что в сюжете Halo 5 происходит что-то большое и… невероятное. Эти спартанцы не просто так устроили встречу с глазу на глаз и можно подумать, что кто-то из них заслуживает того, чтобы умереть, а может быть, один из них и умрет и вовсе не тот, кто заслуживает смерти.
Концепция является блестящей… если вы хотите одурманить головы пользователям, или, толерантно выражаясь, провести массивную маркетинговую PR-кампанию.
Нестыковки повсюду!
На самом же деле, отношения между Локком и Чифом, да и вообще между людьми, в Halo 5: Guardians совершенно другие. Место, показанное в трейлере, события, на которые намекали сценаристы, и даже статуи Чифа, полностью отсутствуют. Вообще.
Кроме того, в трейлерах выше персонажи делали различные заявления, которые в игре не нашли никакого отражения.
Например, сравнивая слова Локка «Теперь я должен спасти человечество от тебя» из видео, с тем, что мы узнаем в Halo 5, можно сказать одно — фраза не является его точкой зрения, он никогда не произносит чего-либо подобного и не считает так. Мастер Чиф в игре не становится «предателем», как это показывалось в трейлере. Кроме того, кажется неоправданным и не относящимся к делу заявление Локка в трейлере, что Джон 117 является разрушителем, а не защитником.
Аналогичная ситуация с заявлением Мастера Чифа, адресованном Локку: «Чтобы бы ты сделал, если бы знал, что под угрозой стоит существование всего человечества» — как будто речь идет о серьезной угрозе, может быть, идущем конфликте между людьми. Однако подобной информации в игре не приводится, а событий не происходит.
Невозможно предположить, что планы разработчиков радикально изменились незадолго до релиза, и трейлеры уже не было времени переделывать, но тогда мы должны считать, что Halo 5 изначально задумывалась такой, какой получилась, а весь этот PR — не более чем маркетинговая шелуха.
Туда-сюда обратно
Вот еще один прекрасный пример — описание одного из трейлеров игры на YouTube-канале Xbox:
Прошедшим однопользовательскую кампанию Halo 5 это описание кажется еще более разочаровывающим, поскольку лозунг «Поймай правду», как локомотив всего повествования, неоднократно демонстрировавшийся в рекламе и в других материалах, не имеет никакого отношения, значения или связи с сюжетом Halo 5: Guardians.
Да, вполне можно утверждать, что некоторые вещи, показанные в роликах, произошли до начала событий игры. Однако эти материалы имеют очень небольшую связь с кампанией и нисколько ее не дополняют — перед игроками будет по-прежнему две разные истории, стянутые весьма грубыми нитками.
Рекламная кампания Halo 5 старалась убедить игроков в том, что «это самая великая охота в игровой индустрии», однако позиция Локка как «цепного пса» военно-морской разведки крайне плохо и бедно обоснована, да и вообще равняется нулю в событиях Halo 5. Разве это не преднамеренное введение в заблуждение?
Взаимоотношения между спартанцами даже на секунду не пытаются достичь той же эмоциональной планки, которая была в трейлерах. Эти персонажи существуют отдельно друг от друга в истории, которая посвящена чему-то кардинально другому, чем их личный конфликт. И все это далеко не так интересно, как то, что нам обещали.
Зачастую, трейлеры к фильмам или играм объединяют информацию, а не бестолково дразнят, как в случае с Halo 5. Возможно, нам показывали какие-то дополнительные материалы или сцены, предназначенные для того, чтобы вызывать у фанатов эмоции, а не хвастаться лучшими кусками — ну, вы понимаете, «Посмотрел трейлер и как будто весь фильм увидел» — этот подкол точно не про Halo 5.
И все же такой подход является недостатком, а не преимуществом, поскольку в данном случае куски информации не были вырваны из контекста сюжета и затем показаны таким образом, чтобы заинтриговать игроков. Напротив, у трейлеров был совсем другой сценарий, и это заставляет многих фанатов чувствовать, как будто историю игры жестоко изнасиловали, а им показали не то, что они ожидали увидеть.
Чудеса чудес
Я понимаю, вы, наверное, скажите, что у рекламщиков было право делать заявления, которые несколько отличались от того, что планировали сделать разработчики, и что так уже было, например, в случае с Aliens: Colonial Marines или Assassin's Creed: Unity. Но тут важно учитывать, что класс Halo 5: Guardians намного выше, а важность для платформы Xbox One, да и сама груда наград франчайза просто не позволила бы в нормальной ситуации так себя вести маркетологам.
С обзором Halo 5: Guardians вы можете ознакомиться на нашем сайте.