Обзор Pathfinder: Wrath of Righteous. Большая RPG старой школы, но с модными аксессуарами

Российские разработчики из команды Owlcat Games успешно освоили заокеанскую лицензию на мир Pathfinder три года назад. Их игра с подзаголовком Kingmaker стала хитом, хотя без нареканий не обошлось. Выход продолжения был предопределен. Удалось ли разработчикам расширить аудиторию первой компьютерной Pathfinder и не сломать то, что неплохо работало в 2018 году?

Многогранные кубики и наследие Великих

Настолка Pathfinder выросла из системы Dungeons & Dragons и получила признание у гиков относительно недавно, в конце нулевых. Новое поколение игроков оценило правила, которые упрощали громоздкий процесс D&D. В Pathfinder, к примеру, стало меньше штрафов для прокачки, а все искатели приключений на бумажном поле теперь более живучие.

Студия Owlcat со всей скрупулезностью подошла к наследию оригинала. Kingmaker получилась достойной RPG, богатой контентом, но подпорченной кривым балансом сложности и багами. После изучения продолжения хочется сразу отметить: на те же грабли, вопреки славянской традиции, создатели новой части Pathfinder не наступили. Сложность растет аккуратно, а технические ошибки хоть и встречаются, но на положительное впечатление особо не влияют.

Если вы обладаете достаточным опытом в мире видеоигр, то сразу заметите, насколько силен в Pathfinder: Wrath of Righteous отсыл к ролевой классике 20-летней давности. На знаменитые RPG, где применялся графический движок Infinity, свежая игра похожа очень сильно. Интерфейс, внешнее оформление (и курсор в точности такой, как в наших походах по Забытым королевствам в Baldur's Gate 1-2!), даже раскладка клавиш — сплошное дежавю. Камрады старой закалки радостно воскликнут: «вот же оно, настоящее возвращение Baldur's Gate!». И будут отчасти правы.

Даже иконки персонажей нарисованы в стиле Icewind Dale и Baldur's Gate

Нет, ощущение от игры не проходят под знаком «ретро», перед нами вполне себе современный ролевой проект. Просто создатели новой Pathfinder часто (слишком часто?) напоминают нам о хитах прошедших лет. Дух старой школы силен, и это стало одной из главных характеристик Wrath of Righteous.

Больше эпика любителям эпика

Другая важная черта проекта — масштаб. Эпический размах здешней истории намечается с первых сцен и вскоре набирает обороты. Можно вспомнить немало отличных RPG, где нам предложили уютную локальную историю без потрясений основ Вселенной. Так, например, разгильдяй Бард шел к своей Принцессе в Bard's Tale 2004-го года. Но эпик при правильной подаче может зацепить особенно быстро и надолго. В Pathfinder: Wrath of Righteous мы с первых минут оказываемся в многолюдном городке на большом празднике. Толпы нарядных NPC, музыканты и народные забавы, вроде метания дротиков, через пять-десять минут сменяются побоищем и паникой — в полис врывается Главный демон с армией. Никакого уничтожения крыс в подвале и длительного обучения основам — вот стражники отбиваются от сотен монстров, а вот уже город разрезан чудовищной трещиной в земле, постарался главный злодей. Всё: игрок вовлечен, игрок заинтересован.

Дизайн чудовищ неплох. Вот в кадре глава нашествия. Речь об атаке демонов, не о рок-фестивале

Подобные эмоции вызывал еще один признанный жанровый образец — Dragon Age: Origins. Там тоже с первых минут челюсть впечатлительного геймера свисала до земли: огромные армии идут в бой, предатель обрекает на гибель тысячи соратников, привычная жизнь целого континента близится к печальному финалу. И вообще, сходство свежего релиза студии Owlcat с играми канадской команды BioWare прослеживается очень четко.

Впрочем, богатство контента можно оценить еще на стадии генерации протагониста. Этот этап может легко отнять час или полтора реального времени, а хардкорных ролевиков обязательно приведет в полный восторг.

Ветераны жанра будут пойманы на крючок еще в процессе генерации альтер эго

Глаза разбегаются от обилия рас, а среди привычных гномов и орков нашлось место для экзотики, вроде полулисиц кицунэ (хотя после кхаджитов из TES нас удивить такими японскими созданиями не получится). Большое количество классов дополнено подклассами. Так, ведьма может стать особой Меченой ведьмой, черпающей силу в своем проклятом клейме. Мы выбираем мировоззрение, прежнюю биографию, божество для поклонения — все это определит бонусы и штрафы персонажа. Есть даже такие мелочи, как выбор голоса: для пробы герой типа «Безумный» заорет из динамиков «Вперед! Нет! Нет! Назад!». С чувством юмора, к слову, у студии Owlcat все в порядке, шуток немного, но они попадают в цель, в отличие от прочих российских проектов, где был явный перебор с плотностью не самого лучшего юмора (как в космическом приключении Breathedge).

Мирные будни, задушевные беседы и польза сна

Как в любой уважающей себя RPG, игровой процесс в Pathfinder: Wrath of Righteous не сводится к звону клинков и реву монстров. Здесь множество вариантов мирных занятий, и, что особо важно, запутаться в них не грозит любому поклоннику экшена. Вы можете смело игнорировать, к примеру, кулинарию и не вникать в тонкости администрирования населенных пунктов. Часть механик в Wrath of Righteous опциональна для успеха в спасении мира. Хотя учитывать игроку придется все-таки немало нюансов.

Загрузочные экраны радуют стильным артом

Так, привычный для RPG-приключенцев отдых происходит с учетом многих деталей. Вам стоит не просто найти тихое место, где вас не попытаются прирезать в ночи или употребить в пищу. В Pathfinder мы отдельно назначаем часового, который при необходимости поднимет тревогу, а наша банда успеет надеть не только кальсоны, но и кольчуги. Кто-то из соратников будет во время привала заниматься маскировкой лагеря, а кто-то более подготовленный станет писать магические свитки, пока товарищи дрыхнут. Даже место для лагеря придется поискать — нужна просторная ровная площадка.

Отдельное внимание уделено диалогам: они здесь с огоньком написаны и с душой озвучены (на языке Шекспира и Робби Уильмса). Порой может показаться, что действующие лица разговаривают слишком много, но все познается в сравнении: каждая вторая jRPG, да хотя бы Persona 5 Strikers, будет в разы «болтливее».

Часть реплик появляется прямо над персонажем, как в комиксах. Многие реплики содержат крепкие словечки

К тому же диалоги в Pathfinder: Wrath of Righteous важны для прохождения. Опять же вспоминаются ролевые игры условного «золотого века». Правильный выбор реплик в новой Pathfinder не так важен, как в классической Planescape: Torment, где неосторожный выбор фраз мог превратить верного соратника в обезумевшего врага (шлем пламенный привет пламенному же магу Игнусу, неудачнику и шизофренику). Но проматывать диалоги, щелкая наугад на варианты ответов, тоже не стоит. Умелый оратор удвоит гонорар за квест, завербует нового члена в партию, вызовет сомнение в рядах врага. За работу с диалоговой частью студия Owlcat заслужила искреннюю похвалу.

И обязательно отметим, что новая Pathfinder старательно отрабатывает «взрослый» рейтинг 17+. Демоны и гномы не лезут в карман за ругательствами, поле боя всегда заляпано кровищей, сцены пыток и каннибализма — радуют глаз. Несколько неуклюже сделан реверанс западной половой толерантности: спасенная девушка спешит познакомить вас «со своей женой», а женой оказывается женщина-полуорк. Выстрел дуплетом: любовь однополая и мультирасовая. Насколько уместны в ролевом эпике орки нетрадиционной ориентации — каждый решит сам.

Рука бойца колоть устала

Сражений в Wrath of Righteous много. Драться весело, особенно поначалу, но боевая часть — не лучшее, что есть в этой RPG.

В кадре очень часто появляются кровавые пятна и трупы невинно убиенных. Да, игра 17+

Во-первых, очень быстрый темп зачастую не даёт развернуться вашему тактическому гению. По умолчанию в бою работает активная пауза, мы вольны без спешки раздавать приказы, вспоминая успешные комбинации из Icewind Dale. Но три четверти потасовок будут заканчиваться парой ударов, после чего отряд соберёт трофеи — и на этом всё. Да, уровней сложности аж восемь (!), но на среднем дела обстоят именно так. И мы рискнем предположить, что большинство ролевиков будут играть именно на таком уровне.

И, собственно, о трофеях, и это во-вторых. Лута много. Даже слишком много: ваша партия авантюристов вскоре после начала истории наверняка будет перегружена. Но за пять-шесть часов активной игры вам ни разу (ни разу!) не попадется уникальный предмет. Типовые панцири и арбалеты собирать попросту скучно. В старых двухмерных RPG с такими предметами все было гораздо веселее, взять хоть Baldur's Gate с его проклятыми клинками, хоть Diablo 2 с тоннами самого разного снаряжения. Навскидку вспоминается и волшебный рог викингов из Icewind Dale 2, который с трубным звуком вызывал на поле боя случайное число симпатяг-берсеркеров. В Pathfinder: Wrath of Righteous нам в руки попадается в основном железный хлам и всякие расходники.

В вашей команде могут оказаться очень неординарные товарищи. А могут и не оказаться

Отдельно о магии: она в мире Pathfinder крутая и яркая. Заклинаний очень много, эффекты у них самые разные, и магический арсенал скальда будет сильно отличаться от набора колдунства у шамана. Разработчики не забыли о мелочах: если напустить на врага «Неудержимый смех», то злобный культист станет натурально ржать посреди битвы, позабыв о ваших товарищах. И таких ярких примеров немало.

Снова Unity?

Графический движок Unity удивляет своей универсальностью. На нем, как показала практика, можно сделать и ретро-платформер с отсылкой к эпохе пикселей (такой как Narita Boy), и трехмерную игру с породистой внешностью блокбастера (вспоминается отличная картинка в Desperados 3). Pathfinder: Wrath of Righteous ближе ко второму примеру.

Видеоряд новой игры выдает массу мелких деталей в каждом кадре, неплохие динамические эффекты, вроде роскошной грозы с молнией, а еще здесь отличные модели персонажей. В отдельном меню последних можно долго вращать и рассматривать прорисовку каждого элемента в экипировке.

Подземный мир освещают грибы разного размера. Выглядит симпатично и обманчиво уютно

Музыка также на уровне. Композиции передают нужную атмосферу и напоминают работы таких признанных композиторов, как Инон Зур (Inon Zur), автор музыки ко многим хитам по лицензии D&D и к играм франшизы Fallout.

***

Если вы решили, дочитав до этих строк, что перед нами почти идеальная RPG, то это не так. Недостатки есть: порой незначительные — как неполная озвучка, а порой очень досадные — как затянутость походов по одинаковым комнатам очередной крупной локации. Но достоинств больше, и это факт. В игре много нелинейности, сложных персонажей, необычных ситуаций и неожиданных встреч. А ещё отличная система создания и развития персонажей. Наконец, игра дорого выглядит и звучит.

Как вы относитесь к переносу настольных игр в формат компьютерных RPG?

Результаты
+1
Сюжет
7.0
Управление
8.0
Звук и музыка
8.0
Локализация
8.0
Геймплей
8.0
Графика
8.0
7.8 / 10
Любителям RPG старой закалки — наши однозначные рекомендации. Поклонникам прочих жанров стоит перед покупкой хорошо всё взвесить, может не хватить драйва и челленджа.
Плюсы
— Нелинейность и важность принятых решений;
— Богатство игровых и ролевых механик
— Приятная картинка с плавной анимацией.
Минусы
— Затянутость некоторых эпизодов;
— Скучная возня с инвентарем;
— Неповоротливая игровая камера и отсутствие нормального зумирования.
Комментарии 5