Обзор Empire of Sin. Неожиданно, одна из лучших игр про мафию

Игры издательства Paradox Interactive лично для меня всегда были дико сложными в освоении, но безумно увлекательными, стоило лишь их понять. Чтобы спокойно погрузиться в Crusader Kings 3, мне пришлось трижды перепройти обучение, а потом потратить десяток часов на просмотр геймплея и объяснение всех доступных механик с их хитросплетениями. Empire of Sin на первый взгляд мне казалась чем-то упрощённым, этакой XCOM в чикагских декорациях. Но на деле новый проект Джона Ромеро — это очередная сложная и затягивающая игра от Paradox.

Триумфальное возвращение Джона Ромеро

Джон Ромеро (John Romero) широко известен во всем мире как автор DOOM и Quake. Но мало кто знает, что после ухода из id Software ему дико не везло в любом деле, за которое он брался. Джон пробовал себя в качестве издателя — не получилось. Разрабатывал «проекты мечты» — они с треском проваливались в продажах. Создавал мобильные игры — но и тут, как говориться, «не фартануло». Дошло до того, что Джон вернулся к истокам и выпустил SIGIL — сборник уровней для оригинальной DOOM. Казалось бы, закат карьеры и падать дальше некуда, но на помощь легендарному геймдизайнеру пришла… его жена. Бренда Ромеро (Brenda Romero) предложила своему мужу концепцию видеоигры, которая раскроет все тонкости управления преступным миром Америки 20-х годов.

Семья Ромеро

На первых презентациях Empire of Sin выглядела как пошаговая стратегия с менеджментом подчиненных, но на деле новый проект семьи Ромеро — настоящий симулятор бутлегера. Так уж вышло, что в современных играх про мафию на первое место выводят драматичный сюжет и зрелищные перестрелки. Босс неизменно оказывается сволочью и кровожадным маньяком, деньги приходят в семью только от вымогательств и рэкета, и вообще быть мафиози — весело, круто и романтично. Empire of Sin развеивает устоявшиеся стереотипы и показывает игроку, как на самом деле функционирует мафиозная семья. И поверьте, быть главой преступной ячейки невероятно сложно.

Структурно Empire of Sin состоит из четырёх органично связанных геймплейных механик: экономической стратегии, пошаговой тактики, симулятора управления бизнесом и ролевой игры. Чтобы погрузиться во всё это с головой, сперва нужно выбрать одного из четырнадцати боссов мафии. Каждый протеже обладает своей предысторией и набором характеристик, а вдобавок имеет уникальные боевые навыки, которые отлично спасают в сражениях. Альфонсо Капоне, например, отличают хорошие бонусы к дипломатии, низкие тарифы на строительство развлекательных заведений и умение поливать округу настоящим свинцовым дождём. Но из обширного пула персонажей я остановился на Фрэнки Доноване. Чистокровный ирландец, разбивающий черепа недругов своей верной клюшкой для хёрлинга (что-то вроде гэльской версии хоккея на траве), обладает обширными познаниями в пивоварении и пиаре своих заведений. Отличный набор характеристик для настоящего бутлегера.

Твоя семья — твои правила

Empire of Sin начинается как настоящая ролевая игра: с нелинейными диалогами, социальными навыками и ярко выраженными последствиями любых действий. У каждого выбранного протагониста свой опенинг: будь то разговор с таксистом, членом семьи или эскортницей, которая забеременела от его сына. Собственно, эти разговоры и ведут к первому сюжетному заданию, исход которого зависит только от решения игрока. На некоторые сюжетные и побочные миссии влияют характеристики нашего босса: например с прокаченным навыком убеждения проще договариваться с полицией и заключать выгодные сделки. А сами базовые характеристики со временем меняются в зависимости от наших поступков.

Совсем как в Fallout, главный герой и его компаньоны со временем будут получать особые черты характера. Некоторые дают в самом начале: например, если персонаж иммигрант, то и перк он получит соответствующий (такая особенность дает +10% к перемещению и инициативе). Участие в войнах банд, использование определенного вида оружия или успешные переговоры рано или поздно приведут к появлению новой особенности.

Но прокачка и выбор диалогов — это лишь малая часть всех ролевых моментов в Empire of Sin. Куда большее значение в ней играет социальная драма. Мафиозная семья в проекте Romero Games обыгрывается куда более достоверно, чем в той же Mafia. В самом начале своего пути наш герой имеет мизерное количество очков «дурной славы», из-за чего, скажем, не может нанимать элитных мафиози с хорошими характеристиками и вооружением. Приходится довольствоваться новичками. Но даже самый неопытный солдат имеет собственную предысторию, особенности характера и социальные связи с другими членами преступного мира. К примеру, Мария Родригез убивала неугодных клиентов своего бара и закапывала их на своей лужайке до тех пор, пока не присоединилась к нашей мафиозной семье. Со временем её лояльность существенно возрастёт, и она расскажет о своем возлюбленном, который попал в беду. Если мы поможем Марии, то поднимем свой авторитет в её глазах, а вдобавок получим элитного бойца, который скопирован с Тома Харди (Tom Hardy) из фильма «Бронсон».

Каждый член команды кого-то любит или ненавидит, с кем-то дружит, а кого-то презирает. Иногда ситуации получаются совсем уж абсурдными. У меня на девятом часу игры четыре компаньона одновременно влюбились в одну девушку и начали смотреть друг на друга косо, из-за чего весь отряд резко потерял позитивных дух и боевой настрой. А повлиять на предпочтения можно только у избранных бойцов, а в остальных случаях придётся терпеть — или увольнять неудобных. Бывает и так, что, пройдя с каким-то персонажем пол-игры, мы узнаём: оказывается, друг нашего компаньона работает на вражескую фракцию, и если мы убьём его в случайной перестрелке, то наш верный соратник попросту покинет семью. Жертвовать своей командой спустя полсуток игры совершенно не хочется, ведь к ребятам привязываешься так же сильно, как в какой-нибудь XCOM. Поэтому приходится искать обходные пути, чтобы ликвидировать конкурентов и при этом не испортить отношения в своей семье.

Найти предателя бывает сложнее, чем в Among Us

Чем больше члены команды на нас работают, тем выше их верность. Когда её будет достаточно, и мы будем уверены, что этот товарищ нас точно не предаст (да, в отряд может попасть предатель), можно будет приступать к выстраиванию структуры организации. Правая рука, советник, подручные, мафиози и информаторы — правильно подобранные члены семьи улучшат бизнес и снимут с плеч дона гору обязанностей.

Подпольная империя

Отношения внутри семьи в Empire of Sin — лишь малая часть геймплея. Основной игровой процесс настроен на захват города и создание собственной преступной империи. Виртуальный Чикаго 1920 года поделен на несколько районов, которыми заправляют конкурирующие банды. Сухой закон запрещает продажу алкогольной продукции, поэтому мафиозным семьям приходится открывать собственные пивоварни и продавать продукцию в подпольных барах. Помимо спиртного, доход также приносят публичные дома и казино. Каждое заведение обладает особыми характеристиками, и их расположение должно правильно работать на структуру района в целом. Заодно приходится следить за благосостоянием и безопасностью заведений, скрывать их от полиции и защищать от врагов.

Деньги в Empire of Sin любят счёт — неграмотное распределение финансов приводит к краху и печальному финалу. Следить нужно за уймой переменных: каков чистый доход за неделю, какие заведения приносят больше денег, сколько нужно отдавать на содержание своей банды, какие союзы и договоры положительно влияют на бизнес. Именно микроменеджмент лежит в основе всей внутриигровой экономики. Чем дальше мы продвигаемся по районам Чикаго, тем больше времени проводим, зарывшись в статистику.

Каждый отель имеет уйму интересных отзывов

Скажем, важно иметь в запасе немного алкоголя разных видов, ведь продавать всем подряд элитное виски не выйдет. В зависимости от процветания района, местные жители могут слепнуть от дешёвой сивухи и получать удовольствие, а могут уходить в другие заведения, где подают напитки получше. Варить всё подряд тоже не выйдет, ведь спиртное нужно где-то хранить, а затраты на опытных специалистов и более презентабельные пивоварни не маленькие. Дополнительные хлопоты доставляют вражеские кланы, которые могут запросто закинуть труп какого-нибудь бедолаги в чан с алкоголем. А потом сами решайте: продавать такое пиво или утилизировать испорченную продукции, получив колоссальные убытки.

Лицевую анимацию всё же добавили, и это радует

Сами заведения можно и нужно апгрейдить. Поскупились на безопасность — будьте готовы потерять кабак в очередной мафиозной войне. Забыли сделать ремонт — забудьте и о постоянных клиентах. Деньги в Empire of Sin зарабатывать очень сложно, поэтому надеяться на свои силы на ранних этапах крайне неразумно. Здесь на поле выходит дипломатическая система. Так что назначайте встречи с боссами, ведите переговоры, знакомьтесь и выстраивайте бартерные отношения. К счастью, в отличие от других проектов Paradox, в игре Romero Games есть прекрасное обучение, которое постепенно погружает игрока в происходящее и своевременно рассказывает обо всех тонкостях.

Город в Empire of Sin живёт сам по себе. Фракции враждуют или объединяются. Пока мы возимся с финансами и отвоёвываем здания у бандитов, местные мафиози объединяют свои силы и нападают на наши заведения. Настроение и финансовое состояние горожан постоянно скачет, и нужно ежесекундно следить, какой вид алкоголя им подают… Скучно не бывает. Да и с визуальной стороны Чикаго выглядит аутентично. Приятная графика, толпы прохожих, автомобили, трамваи, смена времени суток и погодные эффекты добавляют игре живости и не превращают её в очередные контурные карты со статистикой.

Пушки, пули, чёрный рынок

Любые разборки между семьями рано или поздно заканчиваются кровопролитной бойней. По общей структуре все сражения в Empire of Sin представляют собой типичные пошаговые битвы. Есть два очка хода, которые можно потратить на какое-нибудь действие. Всё как обычно: стрельба, ходьба, использование навыков, лечение и использование укрытий. В бою участвуют несколько классов: боссы, подрывники, головорезы, врачи, наёмные стрелки и аферисты. Каждый класс имеет собственные наборы навыков, которые игрок волен выбирать по мере роста уровня.

И вот пошаговые бои — одна из главных проблем Empire of Sin. Дело не в том, что они скучные и однообразные. Нет, как раз локации и ситуации подают таким образом, что каждый бой выглядит свежо. Основная проблема в балансе. Многообразие классов и их прокачка не особо влияют на исход боя, из-за чего в большинстве случаев толпа с дробовиками и винтовками разносит вражескую банду в пух и прах без лишних ухищрений. Искусственный интеллект не блещет гениальностью. Компьютерные болванчики любят давить толпой и сами бегут под пули в надежде, что наш протеже промажет из винтовки. А он не промажет. Мимо стреляют в основном либо совсем не прокачанные герои, либо очередной пьянчуга, который решил выпить прямо перед началом боя.

Дополнительную сложность добавляют войны банд. Чертовски неприятно наблюдать, как на наше заведение нападают человек восемь вражеских бойцов с автоматами, когда на защите стоит только пара лбов с молотками. Ну что сказать, нужно было сразу вложить все финансы в прокачку охраны. Другой неприятной казус случается в битвах на улице. Допустим, мы напали на охрану чужого заведения в каком-нибудь Чайнатауне. Перебив недругов, замечаем, что бой не заканчивается! В чём дело? Оказывается, в этот момент где-то на соседней улице две другие банды сражаются с друг с другом — без нас. Избежать этого боя нельзя, как и выйти из него. Приходится нажимать кнопку «пропустить ход» до тех пор, пока одна из фракций не победит.

Возможностей добавляет чёрный рынок. Для отряда, вооружённого эпическими винтовками с бронебойными патронами, боевые сцены превращаются в безжалостный отстрел всего живого на локации. Стоимость таких предметов заоблачная, но она оправдывает себя на сто процентов. А вот динамит, гранаты и другое метательное оружие плохо работает на врагов, зато в руках противников — это настоящее абсолютное оружие. Как рассчитывается урон в таких ситуациях, вообще непонятно. Причём смерть компаньона в Empire of Sin окончательна. А поскольку каждый солдат в команде — это самостоятельный персонаж, то терять его по-настоящему тяжело.

Самое обидное в пошаговых боях Empire of Sin то, что с правильным подходом можно пройти игру только за их счёт. То есть можно часами отстраивать империю, строить козни, заключать союзы и отвоёвывать здания, а можно прийти большим отрядом во вражье логово и зачистить его. Таким образом, вся империя противника переходит к нам. Копим деньги, покупаем оружие, идём на следующего босса — и так до самого финала.

Преступная структура

Но даже с не самой удачной боевой системой Empire of Sin не разваливается на части. Каждый игровой элемент выверен и работает на общую структуру всей игры. Проиграли одну войну — теперь знаем, как подготовиться к другой. Убили нашего информатора — значит, неопытного послали, дальше будем умнее. Взаимодействие между компаньонами даёт главное ощущение, которое нельзя получить от других игр про мафию — это наша семья, наша опора и мы в первую очередь стараемся для них, а потом уже для себя. Ну а беды с пошаговыми сражениями легко исправить патчем, который, надеюсь, появится в день релиза.

Вообще, заплатки игре бы не помешали, ошибки случаются. Критические баги я словил пару раз: когда улучшил заведение, и из него таинственным образом пропала вся моя команда. В статистике они есть, а в игре стали значиться пропавшими. В другой раз у меня на карте не появился ключевой сюжетный персонаж. Пришлось перезапускать кампанию целиком. Другие проблемы — это, скорее, геймдизайнерские условности и недочёты, но потерянных сохранений, глючных анимаций и графических артефактов мне увидеть не довелось.

Так или иначе, главное, что Empire of Sin прекрасно передаёт эпоху «сухого закона». Приятная музыка, живой город, вездесущие проблемы тех лет… В игре всегда что-то да происходит. Новые задания и цели, взаимодействия с отрядом, переговоры и сделки с конкурентами — всё это выполнено со вкусом. Джон даже добавил в игру свою прабабушку, которая в те времена управляла борделями. Энтузиазму супругов Ромеро стоит только позавидовать.

***

Empire of Sin — игра, которая умеет удивлять. Romero Games удалось уместить в рамках одного проекта сразу несколько жанров и сшить их вместе, передать настоящую мафиозную атмосферу и довести все игровые механики до ума. Переживать за мафиозную семью так же интересно, как смотреть «Клан Сопрано» или «Острые козырьки». Без недостатков конечно не обошлось, но структурно — это грамотно выверенная и отполированная система, на которую не грех обратить внимание. Благо до Cyberpunk 2077 свободное время ещё есть…

+4
Сюжет
6.0
Управление
6.0
Звук и музыка
8.0
Локализация
8.0
Геймплей
7.0
Графика
7.0
7.0 / 10
Empire of Sin — триумфальное возвращение Джона Ромеро в игровую индустрию. Игра, от которой ничего не ждёшь, но получаешь подлинное удовольствие от прохождения. Пока что — это единственный достоверный симулятор мафиозной семьи без фальшивой драмы и сценарного бреда.
Плюсы
— Увлекательный геймплей.
— Разнообразие.
— Удобное обучение.
— Приятная графика.
— Отличная музыка.
— Достоверная атмосфера.
Минусы
— Микроменеджмент, который не всем будет по душе.
— Недоделанный баланс пошаговой боёвки.
— Не самое удобное управление.
Комментарии 15