Обзор Frostpunk — отличная стратегия о маленьких проблемах слабых людей
С выходом Frostpunk студия 11 bit доказала всем, что умеет придумывать необычные и увлекательные инди-проекты, а успех This War of Mine не был случайностью. Как мы пришли к таким выводам и почему каждый фанат жанра стратегий должен пройти Frostpunk читайте в обзоре!
Сразу поясним, что Frostpunk сложно причислить к какому-то определенному жанру стратегий в реальном времени, она гармонично сочетает строительство города и микроменеджмент поселения, сложное развитие и глобальную карту больших стратегий, добычу ресурсов и строительство юнитов из варгеймов.
Но даже если вы хорошо разбираетесь всех типах стратегий, Frostpunk не будет легкой прогулкой, так что готовьте себя к настоящему испытанию.
Сейчас разработчики предлагают пройти основную кампанию и два дополнительных сценария повышенной сложности. Пройдя их все, мы считаем, что 15 $ (около 900 рублей) — это адекватная цена за эту игру. И вот почему.
Оригинальная концепция
Представьте себе, что в конце 19 века начался ледниковый период, который надежно заморозил большинство суши, сковал льдами Северное полушарие и засыпал всё толстым слоем снега. Огромные территории становятся непригодны для проживания, города начинают вымирать и… не спешите фантазировать, как вы сейчас будете всех спасать.
Ваш уровень во Frostpunk — это небольшой котлован среди бескрайней снежной пустыни с тепловым генератором, который способен обогреть эту территорию. Руководя немногочисленными выжившими, вы должны использовать залежи угля, дров и металла, чтобы наладить нормальную жизнь и как-то пережить удар ледяного холода.
Бой вам даст не размер и сложность карты, не внешние враги и сложная экономика, а тяжесть выживания в постоянном холоде, когда температура неустанно падает, а человек может заболеть, обморозиться, сломать конечность и выбыть на несколько дней.
Не хватило угля, чтобы обеспечить людей теплом и комфортом — получите проблемы с занятостью, когда половина рабочих рук лежит в больнице. И это вызывает падение производства, дальнейшее похолодание в домах и новый прост больных. Так вполне реально потерять всё.
Приходится следить за теплом, вовремя подогревать обитаемое пространство, поддерживать баланс между строительством новых зданий и модернизацией старых, развитием, открытием новых технологий и усовершенствований. Генератор играет огромную роль, постоянно нужно переключаться между обычным и тепловым видами:
Геймплейная пирамида Frostpunk построена из трех основных элементов — внизу находятся цепочки добычи ресурсов и производства, выше — развитие и исследование игрового мира, а на самом верху психологический комфорт населения и уверенность в завтрашнем дне. Последнее реализовано за счет Свода Законов, шкал Недовольства и Надежды. Иными словами, вы можете легко пережить недостаток ресурсов, если у вашего населения есть Надежда и нет Недовольства.
Город реагирует на каждое действие — продлили рабочую смену, людям это не нравится и растет Недовольство. Построили арену для кулачных боев и пивной паб, где работяги регулярно сбрасывают напряжение, вас начинают любить и превозносить.
Со временем ситуация ухудшается и вы должны принимать сложные решения — отправлять детей работать или нет, двигаться по пути военного коммунизма или религиозного фанатизма, строить тюрьмы для инакомыслящих и скрывать преступления или пытаться договориться с каждым.
Никаких глобальных задач по спасению мира — только выживание и взвешенное планирование каждого следующего шага, ответственность за свои действия и контроль над обстановкой, поскольку у вас нет права на ошибку, а система людского настроения может преподнести неприятные сюрпризы.
Начиная с небольшого палаточного лагеря вокруг генератора, вы займете весь кратер, попутно расчищая его от ресурсов и застраивая домами, производственными цехами и огромными складами с запасами. Придется действовать параллельно и тут нужно держать баланс, о котором мы уже говорили выше — перекос в одну сторону вызовет проблемы по другим фронтам.
Упростить себе жизнь можно вкладывая ресурсы и время в развитие и открытие новых технологий, которые разделены на четыре категории — Отопление, Изучение мира, Ресурсы, Еду и здоровье, которые разложены аж по шести уровням сложности, чем выше, тем больше времени нужно потратить на изучение, но оно того стоит.
Стратегию развития и текущие планы приходится держать в голове, заботиться и помогать людям. Такова оригинальная концепция Frostpunk и нам сложно вспомнить, где еще было что-то подобное.
Нет ничего, кроме снега и льда
Есть у Frostpunk и свои недочеты. Чтобы освоить все возможности игры нужно пройти её сценарий хотя бы раз и вполне нормально, если вы в первый раз проиграете. Проблема в том, что все события заскриптованы и уже зная, что вас ждет впереди, в следующий раз вы пролетите сценарий как поезд, не испытывая сложностей и трудностей.
Да и исход следующих партий вам будет ясен наперед — карта не генерируется случайным образом, все объекты и квестовые точки всегда расположены в той же последовательности, так что реиграбельность быстро пропадает, остается только крутить настройки сложности, но даже высокие уровни будут вам по силам.
Разработчики из 11 bit собираются решить эту проблему путем выпуска новых сценарием и, возможно, доработают механику создания карт. Сейчас игра может задержать примерно на 25-30 часов, свою стоимость игра полностью оправдывает, но если вы привыкли переигрывать как в Anno или Cities: Skylines, то стоит подождать полной версии.
Все время нас раздражало не очень удобное управление — все постройки спрятаны в нескольких меню, хотя могли бы уместиться в одном компактном меню, видимо, это связано с консольными версиями игры.
Также невозможно контролировать все предприятия в городе и раздавать им указания пачками из одного меню, приходится каждому задавать вручную и на пятом десятке это начинает напрягать.
Недоработали механику колебания температуры. И днем и ночью на термометре одна цифра, но логичнее, если бы днем было теплее, а ночью холоднее. Периодически над кратером начинается буран, но на температуре это никак не сказывается.
Можно пожурить разработчиков за отсутствие интерактивного обучения геймплею, подсказки в игре есть, но они только для общего ознакомления с имеющимися постройками, расходуемыми ресурсами, кто что делает и так далее. Обучение не научит вас играть и не объяснит порядок действий, его придется постигать самому.
Интересная история с красивой подачей
В отличие от других стратегий, за сюжетом Frostpunk интересно следить и по мере прохождения тебе действительно интересно то, что произошло в этом мире, почему он замерзает, с какими трудностями сталкиваются те, кто остался снаружи и что ждет впереди.
Периодически приходится решать сложные задачи — спасать население другого города или нет, силой оставить мятежников или дать им уйти, принимать больных беженцев или брать только здоровых, разграблять чужие ресурсы или строить аванпосты и медленно их добывать.
Не обошлось без традиционных для стимпанка выдуманных роботов — автоматонов, огромных паровых кораблей-дредноутов, фантастических технологий Теслы, экспедиции Нансена. Все эти мелочи наполняют игровой мир, и ты понимаешь, что живешь не в изоляции, были события до тебя, будут и после.
Полного погружения сценаристы Frostpunk добились благодаря качественной художественной рисовке каждого сюжетного события и дозированной, последовательной подачи информации. Они показали, что можно обойтись без дорогостоящих CGI-роликов и даже без озвучки! Это просто — с одной стороны мы видим людей в той или иной ситуации, с другой описание — но этого достаточно, чтобы все понять и почувствовать.
Графика и звук
Очень большой вклад в погружение мира Frostpunk дает качественная графика и отличный звук, сложно даже определить, кто из них важнее. В части графики — тут прекрасно все, по визуальному качеству графика Frostpunk выше ААА-стратегий современности. У неё есть текстуры высокого разрешения, сглаживание нескольких типов, множество современных эффектов постобработки.
Поскольку действие происходит в кратере, отлично передана игра света и тени, интересно наблюдать, как город просыпается на рассвете и как вечером, после захода солнца, люди разжигают огонь на улицах и в домах. Отдельное внимание было уделено визуализации мороза и холода, чем холоднее становится, тем сильнее замерзают дома и тем большим слоем снега их засыпает.
Особо запоминается интересный визуальный «стимпанковский» стиль игры — все эти паровые машины, огромные домны и горнила, живой огонь, вырывающийся из котлов — привычная картина для Англии 19 века, но сейчас она смотрится захватывающе.
Поверить в происходящее помогает проработанная анимация моделей — все вертится, крутится, механизмы вращаются, горны надувают воздух и из труб вырывается поток дыма. Туда-сюда по городу снуют люди, а когда они выходят на снег, то утаптывают его пропорционально своему количеству, то есть разработчики подумали даже о такой мелочи.
В части звука, как выше упоминалось, у Frostpunk нет озвучки, по крайней мере, на русском языке, все подается через субтитры и надо сказать, они переведены очень хорошо. Но для игры было записано несколько долгих мелодий, отлично задающие тон безысходности и держащие игрока всё время в напряжении.
Также есть множество звуков города — слышны удары молота в кузне, скрежет механизмов, крики людей, свист пара от парогенератора, гул ветра, наступление морозов и так далее. В сочетании с картинкой и анимацией это создает отличный эффект погружения.
А потом потеплело до -30°
Существует ли формула идеальной градостроительной стратегии? В жанре было много удачных и неудачных примеров, но Frostpunk доказывает, что отличный результат можно получить, решая маленькие проблемы слабых людей. Игра получилась увлекательной как в части геймплея, так и в части сюжета, что выделяет её среди всех вышедших за последние годы.
Выходит, для того чтобы было интересно, не нужно строить империи на нескольких континентах, устраивать эпические военные сражения, занимать половину секторов галактики или отстраивать огромные города. Это большая работа, чтобы всё веселье исходило из контроля над температурой, добычей ресурсов и реакцией на внутренние и внешние события, без монотонных, однообразных действий.
Frostpunk дает конкретную задачу, кажущуюся на первый взгляд слишком простой, чтобы тратить на неё время. И уже через 10 минут ты понимаешь, что решить её не так легко, а дальше все зависит от мастерства и умения планировать действия. На недостатки Frostpunk можно закрыть глаза, а вот шанс испытать такой необычный и оригинальный геймплей с каждым годом выпадает фанатам стратегий все реже и реже.
-
Frostpunk вышла на PC (релизный трейлер)
-
Анонсирован симулятор выживания бомжа Bum Simulator
-
В новом трейлере Frostpunk разработчики рассказали об 11 особенностях игры
-
Градостроительная стратегия Frostpunk распродается как горячие пирожки. Разработчики готовят бесплатные DLC
-
В Frostpunk бесплатно добавят режим выживания, опции для кастомизации и новые сценарии (подробности)