Обзор дополнения для Elden Ring — Shadow of the Erdtree. Не лучшее DLC в истории

Лучшее DLC в истории, неоспоримый хит и… смешанные отзывы — всё это про новое дополнение к нашумевшей Elden RingShadow of the Erdtree. После звания игры года у оригинала кусок нового контента ждали, что называется, всем селом. Критики остались в восторге, что помогло новому творению FromSoftware сместить с трона «Ведьмак 3: Дикая Охота — Кровь и вино». Однако когда DLC стало доступно игрокам, произошло немыслимое. Игра нахватала не самых радужных отзывов и в результате в Steam у нее лишь 66% положительных оценок. Что же произошло, а главное — почему? Мы уже потратили несколько десятков часов на новинку от Хидэтаки Миядзаки (Hidetaka Miyazaki), и нам есть, чем поделиться.

Как в это играть?

Если вы не следите за игровыми новостями, будучи занятым человеком, то могли пропустить тот забавный факт, что даже купив Shadow of the Erdtree, вы не получите к нему доступ автоматически. Разработчики прямо заявили перед релизом, что для нового контента придётся победить двух не самых простых боссов основной игры.

Однако главная шутка заключается в том, что даже после успешных дуэлей с Могом Повелителем Крови и Раданом вы, скорее всего, останетесь совершенно не готовы к дополнению. В сети полно гайдов, как убить тех или иных боссов наиболее простым и эффективным способом. Для этого, зачастую, не требуется пылесосить всю карту, достаточно раздобыть парочку наиболее эффективных предметов и правильно их использовать.

Однако если ваш уровень прокачки не остановился где-то в районе 200-250 уровня, а класс не связан с ближним боем, DLC не просто заставит страдать, а станет практически непроходимым. Почему? Да потому, что у вас просто не хватит полоски здоровья. Учитывая, что Мога победил лишь небольшой процент игроков, это важная информация, которую полезно знать перед покупкой. Было бы честнее, если бы разработчики предупредили, что для DLC надо обязательно пройти основную игру целиком, или вовсе закрыли бы доступ для тех, кто не победил всех боссов. Но это сразу бы сократило продажи, а на такое FromSoftware идти не захотела.

Мессмер — один из самых неприятных боссов всего DLC

В целом дополнения всегда предполагают, что основной контент вы уже осилили. Однако с Elden Ring ситуация немного сложнее. Из-за открытого мира и возможности исследовать игру с любого «конца» до финальных титров легко добраться, не преодолев и половину из заготовленных испытаний. В коридорных Dark Souls вероятность подобной ситуации снижена, с Elden Ring всё иначе. Если погрузиться в гайды, можно и топовое снаряжение получить на старте, и сюжетных боссов победить относительно быстро. Это не читы, а та самая хвалёная свобода, из-за которой в своё время оригинальная игра и получила так много восторженных отзывов.

Теперь же описанный подход играет с разработчиками и даже в большей степени с игроками злую шутку, ведь в дополнении гораздо меньше этой самой свободы. Необязательных боссов совсем мало, а сюжетных убивать придётся в любом случае, иначе вы банально не получите доступ ко всей карте. В итоге рядовой игрок должен провести серьёзную подготовку ещё до старта DLC, а такое понравится не всем. Соболезнуем, если не пропылесосили Elden Ring вдоль и поперёк, вам придётся очень туго.

Подобным скиллом сможете овладеть и вы

Если же вы всё-таки отважились посетить страну теней и считаете себя готовым к испытаниям, вас ждёт несколько открытий. Дело в том, что разработчики пошли по пути наименьшего сопротивления и выкрутили сложность на запредельный уровень за счёт сломанного баланса. Здесь фанаты могут ответить, что DLC студии всегда были сложнее, чем основные проекты, и это справедливо. Однако есть тонкая грань между челленджем и откровенной нечестностью. Кажется, на этот раз она была практически стёрта.

Проекты Миядзаки всегда отличались выверенным (по большей части) балансом. Враги были сложные, но проходимые. Однако с момента выхода Elden Ring, которая общественным мнением была признана самой дружелюбной к новичкам, прошло немало времени. Вышло много иных souls-like хитов разной степени доступности и играбельности, поэтому студии действительно нужно было напрячься, чтобы оставаться на коне и чем-то удивить геймеров. Способ удивления был выбран, пожалуй, самый тривиальный — пачка знакомых врагов с выкрученным в несколько раз показателем урона и совсем немного новых.

Многих из рядовых противников вы по-прежнему можете одолеть двумя-тремя ударами, если подходите по уровню, но если пропустите хоть одну атаку — ждите практически мгновенную смерть. Большинство комбо у мобов построены так, что у вас, при всём желании, не будет возможности разорвать дистанцию и подготовиться к следующему раунду, если допустили ошибку. И это не та самая разумная сложность, ставшая визитной карточкой студии, это просто раздражающий факт.

Решить проблему можно лишь одним способом — если полоска здоровья близится к противоположной стороне монитора, что автоматически делает классы вроде мага менее эффективными. Для комфортного прохождения вы буквально должны стать губкой для урона, а без тяжелых доспехов это крайне затруднительно. Впрочем, и в полном сете брони на 100 килограмм жизнь особо проще не станет, но об этом чуть ниже.

Здесь с нами, наверняка, поспорят, рассказав, как уже прошли DLC с помощью одной руки, умерли два раза и вообще не испытали никаких трудностей. Но давайте будем честны. Мы, как и многие другие, — рядовые игроки, а не фанаты одной серии, которые играют в «солсы» всю свою жизнь. Мы любим челленджи и вызовы, но не убивали Малению голышом с одним щитом. Испытания должны быть продуманными. И кажется, наше мнение разделяют если не большинство, то многие, раз рейтинг Shadow of the Erdtree не самый радужный.

Странный баланс заставляет страдать не из-за отсутствия «прямых рук», а от гораздо более прозаичных вещей. Например, всё такой же неудобной камеры или классических багов. Раньше всё это было не так критично, теперь же цена ошибки сильно возросла, а потому старые проблемы игры стали бросаться в глаза.

Приведём пример — минибосс-рыцарь стоит на входе в крепость. Идти в лобовую атаку — самоубийство, поэтому игрок ищет способ занять выгодную позицию. И для этого есть всё необходимое. Чуть правее коридор, который заведёт персонажа аккурат за спину супостата. Казалось бы — идеальный момент для того, чтобы реализовать преимущество, ведь после смачного удара в спину или отравления воин погонится за героем, а тот сможет маневрировать между коридором и главным входом, нанося урон лишь в выгодные моменты и успевая лечиться. Как бы ни так! Ваншот через текстуры сведёт на нет все ваши тактические изыскания. Естественно сами вы такое провернуть не можете.

Ещё один неприятные момент — расширенные зоны атак. Если вы играли в оригинальную Elden Ring, то знаете, что у всех врагов есть незримые арены, в пределах которых они реагируют на ваши действия. Пробежите мимо, и преследование вскоре прекратится. В Shadow of the Erdtree эту систему у некоторых мобов изменили. Кто-то по-прежнему будет бежать за вами лишь несколько метров, другие же гонятся чуть ли не через половину локации.

Результатом такого решения становится регулярная зачистка каждого противника раз за разом, так как далеко не всегда получится просто добежать до места смерти невредимым. Разработчики предложили решение. Отныне точки призыва других игроков могут находиться не только непосредственно перед боссом, но и в начале огромных зон и целых крепостей. Вам как будто сразу намекают, что одному тут делать нечего, поэтому пользуйтесь помощью.

Учитывая, что в Elden Ring так и не завезли классический кооператив — решение более чем странное. В основной игре данжи были не слишком большие. Многие игроки любили проходить в одиночку и сознательно отказывались от поддержки. При этом призыв означал именно кратковременную помощь. В DLC совместно можно изучать целые локации, где до ближайшего босса придётся идти добрых полчаса. Если же захотите делать все в одиночку — что ж, усложните себе жизнь в несколько раз. Такой явный упор на кооператив заставляет задуматься, что разработчики просто не смогли довести баланс до ума, а потому настойчиво предлагают Погасшим сотрудничать.

Ходячих костров придется убить несколько. Каждый из них — отдельная боль

При этом призыв работает с перебоями. Точных причин мы не выяснили, но видимо, помощников зовут так часто, что иной раз просто не успеваешь их пригласить. Ожидания могут затянуться минут на 15-20, после чего игра и вовсе заглючит, посчитав, что вы находитесь в совместном режиме, хотя рядом никого нет.

Любите высокую сложность в играх?

Результаты

Плачь, плачь

На старте вы встретите крайне мало новых врагов. Все представленные — просто слегка изменённые солдаты, птицы и рыцари, которые уже присутствовали во всех других играх FromSoftware. Но чем дальше, тем больше появляется новичков. Многие из них крайне неприятные и сложные. Здесь у любителей souls-like игр будет простор для фантазии, так как, повторимся, — большинство рядовых противников мрут достаточно быстро, главное пережить их атаки или успеть увернуться, совладав с кривым управлением.

Кто ты, воин?

Боссов тоже хватает. Все они как и положено очень разные, красивые и невероятно опасные. Однако здесь кроется очередная проблема, которая прямо вытекает из предыдущих. У всех сильных врагов и тем более боссов очень, нет, ОЧЕНЬ много здоровья, а также крайне странные серии атак. Ковырять их даже с ультимативными билдами из основной игры придётся долго и упорно. При этом почти всегда у босса полный иммунитет, кажется, ко всем стихиям и состояниям, поэтому победить за минуту с помощью красной гнили, как это было с Раданом, не выйдет.

Зато вас они будут бить самыми разными магическими скиллами как по площади, так и прицельно. Окна для атак стали минимальными, отбежать также не получится — вас достанут в спину. Двигаются враги с такой скоростью, что тяжелый воин в броне оказывается почти так же бесполезен как маг в халате. Иногда создаётся впечатление, что паттерны были взяты прямиком из Sekiro: Shadows Die Twice, вот только такой же мобильности игроку выдать забыли. Проработать универсальный билд в таких условиях крайне сложно. Более того, вам, скорее всего, придётся несколько раз полностью менять характеристики в поисках более-менее рабочего варианта к конкретному боссу. В итоге дуэли походят не на танец, а скорее на беспорядочное мельтешение, где вы маленькой зубочисткой пытаетесь закликать толстокожего мамонта, причём в кооперативе.

По сюжету вы узнаете предысторию тех самых живых горшков. Спойлер — она вам не понравится

Ситуацию можно было спасти, если бы разработчики подтянули управление и отклик персонажа, но движок не менялся уже миллион лет, а герой управляется всё также как бревно. Ситуации, где вы умерли просто из-за управления, — классика хитов Миядзаки. С камерой и захватом цели всё, кажется, стало еще хуже. С большими противниками вы регулярно будете фиксироваться на их головах, полностью лишаясь обзора в районе ног, а если рядом окажутся стены — увы, вы можете вообще перестать попадать в цель.

Повторимся, все это не новые проблемы для «Элдена», однако в дополнении они выходят на передний план из-за странного баланса и некоторых других нюансов, что в итоге искусственно усложняет и без того не самый дружелюбный игровой процесс.

Снаряжение

Что же касается нового снаряжения — тут тоже свои сложности. Большинство из того, что вы будете находить — заведомо бесполезно. Каких-то ультимативных колюще-режущих инструментов или доспехов «кот наплакал». Фактически вы проведёте большую часть дополнения с тем, что уже нашли в основной игре. И это при том, что старые билды стали гораздо менее эффективными. Некоторые находки могут заставить поэкспериментировать, но не до такой степени, чтобы под них сразу же пересобирать персонажа. Зато разработчики добавили совершенно новую механику усиления, работающую только в дополнении — Благословение царства теней.

Суть проста — изучая территорию, вы будете находить два вида новых ресурсов — прах славного духа и осколки Древа Упадка. Первые усиливают вашего фантома-помощника, а вторые — вас. Характеристики при этом не меняются. На бумаге это и есть то самое преимущество, которое должно уравнять шансы. На практике — что без усиления, что с ним вы всё также умираете с пары тычков и почти ничего не отнимаете у боссов. Да и в целом впечатления механика оставляет смешанные. Допустим, вы ветеран «солсов» и уже провели в основной игре около 200 часов. Вы заходите в Shadow of the Erdtree, а вам снова предлагают искать какие-то осколки для мизерных бафов. И ладно бы, если бы это действительно помогало, а так просто очередная бессмысленная заплатка на сломанный баланс.

Красоты Краснодарского края

Наконец, последнее, что хочется обсудить — это аудио-визуальные впечатления и собственно сюжет. Графика не изменилась, кое-где до сих пор встречаются просадки FPS, но именно внешний стиль у DLC отменный. Первое, что вас встретит — величественное поле с призрачными надгробиями на фоне тени дерева. Это эпично и впечатляюще, а самое крутое — что так будет и дальше. Абсолютно все локации очень запоминающиеся и красивые. Возможно, даже больше, чем в основной игре. Новая музыка также создает правильное настроение, ведь вы всё-таки в стране теней.

Сюжет же никак не эволюционировал со времён оригинальной игры. Понять происходящее непросто, хотя если посмотреть пояснения на сторонних сайтах, осознаёшь, что история интересная. На этот раз мы должны столкнуться с Микеллой — братом Малении. Он странствует по землям теней с какой-то целью и уже собрал вокруг себя последователей, которые желают пройти по его стопам. Нам придётся примкнуть к ним и самостоятельно выяснить новые тайны королевы Марики. Однако нельзя не отметить, что персонажей стало всё-таки побольше, и все они достаточно разговорчивы. Благодаря этому вы сможете хоть как-то погрузиться в нюансы нового лора и отслеживать происходящее. Спустя несколько часов нам действительно стало интересно, что же на самом деле случилось с Микеллой. Для «солсов» это невероятный прогресс.

***

Что же сказать по итогу, резюмируя все впечатления? Shadow of the Erdtree не лучшее DLC в истории, как его окрестили зарубежные журналисты и даже не работа над ошибками. Это всё тот же проект FromSoftware со старыми знакомыми проблемами и, к сожалению, щепоткой неприятных новых. Откровения не случилось, а впечатления остались скорее смешанные, чем положительные. Пока остальные souls-like игры неуклонно развиваются, проекты Миядзаки стоят на месте, и чем дальше, тем это всё более заметно. Однако фанатам подобных развлечений точно понравится. В DLC есть всё, что было в оригинальной игре и даже немного больше. Если же Elden Ring показалась вам душной и слишком сложной, играть в дополнение бессмысленно. Никакого удовольствия и новых впечатлений вы не получите.

Играли в Elden Ring Shadow of the Erdtree?

Результаты
+2
Сюжет
7.0
Управление
6.0
Звук и музыка
9.0
Мультиплеер
7.0
Локализация
7.0
Геймплей
7.0
Графика
6.0
7.0 / 10
Многие хвалят Shadow of the Erdtree, называя её DLC, сопоставимым с полноценным продолжением. Но давайте будем честны – если в игре ничего не менять концептуально и геймплейно, занимаясь лишь неоправданным выкручиванием сложности без должного баланса, можно сделать и 10 подобных дополнений. Вопрос – нужно ли?
Плюсы
— Красивый визуал;
— Цепляющая атмосфера;
— Все такой же глубокий геймплей.
Минусы
— Нечестная сложность, которая заставит страдать даже ветеранов;
— Полный комплект проблем с камерой и фиксацией цели прямиком из оригинальной игры;
— Плохая оптимизация;
— Бесполезная новая механика.
Комментарии 30