За всё время существования кинематографа фильмов о войне было снято бессчётное количество. Какие-то рассказывали масштабные и эпичные истории, какие-то более камерные и личные, а какие-то и вовсе ударялись в чуть ли не философию. Картин о войне настолько много, что придумать что-то уникальное, что будет отличать её от остальных достаточно сложно. Но у кого-то это получается.
Так, например, в 2017 году Кристофер Нолан (Christopher Nolan) выпустил в прокат «Дюнкерк», где главным героем был не человек или группа людей, а сама война. Да и привычного пафоса пополам с ура-патриотизмом в фильме не было.
И вот, 2,5 года спустя, в прокат выходит ещё один фильм, который не похож на типичную историю о боевых действиях — «1917» за авторством Сэма Мендеса (Sam Mendes).
Картина рассказывают историю двух бойцов, сражающихся на фронтах Первой мировой войны. Им поручают опаснейшее задание: пересечь территорию врага и доставить секретное сообщение, которое может предотвратить гибель сотен солдат.
И это, по сути, весь сюжет. Он прост как две копейки и совершенно не пытается казаться чем-то большим, нежели фронтовой зарисовкой. Но что делает работу Мендеса (а также оператора Роджера Дикинса) особенной, так это стилизация под съёмку одним кадром. Да, такое решение далеко не новаторское — вспомнить хотя бы «Бёрдмэна» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (Alejandro G. Iñárritu). Однако фильмов о войне, в которых камера бы непрерывно следовала за главными героями, ничтожно мало.
За счёт такой техники съёмки зрители практически от первого лица наблюдают за происходящим. Следят за каждым шагом персонажей, переживают за них и чувствуют всё то, через что они проходят. «1917» просто-напросто хватает вас за сердце с самого первого кадра и не отпускает до последнего.
Да, в картине есть склейки (без них попросту никак и при просмотре вы поймёте, почему), и некоторые из них заметны невооружённым глазом. Однако мешает ли это просмотру? Нет, ни сколько. Ведь «1917» не только снят на очень высоком уровне, но и визуально выглядит ну просто великолепно.
Чего стоят кадры выжженных войной полей, на которых нет ничего живого. Лишь трупы и грязь. Или когда небольшой разрушенный французский городок освещается ночью сигнальными ракетами — при помощи игры света и тени зритель воочию наблюдает то немногое, что от него осталось. Всё это выглядит очень жутко и пугающе, лишний раз показывая, что война не несёт ничего, кроме разрушения.
Не подкачала и актёрская игра. Если таким мастерам, как Колину Фёрту (Colin Firth) и Бенедикту Камбербэтчу (Benedict Cumberbatch) особо-то и играть нечего, поскольку роли у них ну очень маленькие, то вот Дин-Чарльз Чепмен (Dean-Charles Chapman) и Джордж Маккэй (George MacKay) в буквальном смысле демонстрируют чудеса перевоплощения. Ты веришь, что им страшно, что они не знают, что их ждёт впереди и смогут ли они вообще выполнить свою миссию. Они шутят, рассказывают друг другу истории, чтобы хоть как-то разрядить обстановку. Короче говоря, ведут себя как самые обыкновенные люди, которые попали на войну не по своей вине.
Без минусов, впрочем, тоже не обошлось. В первую очередь, это касается линии с француженкой. Она здесь… ощущается несколько лишней, и скорее служит для того, чтобы снять напряжение и дать зрителю передышку перед тем, как саспенс в кадре вновь вдарит по полной. И во-вторых, музыка. Она бесспорно хороша, вот только в некоторых моментах кажется слишком эпичной и слишком «не в тему». Поверьте, нередко отсутствие саундтрека заставляет куда больше переживать за героев, нежели раскатистая, пафосная оркестровка.
***
«1917» можно и нужно смотреть. Это кино, которое на больших экранах, к сожалению, появляется не часто. Это простая по своей сути лента, которая отлично поставлена, отлично снята и отлично сыграна. Так что бегом в кинотеатры, когда картина выйдет в российский прокат 30 января.