Обзор Nioh: Complete Edition — бездушный клон Dark Souls или самобытная игра?
Спустя 9 месяцев после релиза на PlayStation 4 игра от Team Ninja вышла и на персональных компьютерах, открыв многим геймерам путь в красивый и жестокий мир японского исторического фэнтези.
Конечно, ждать релизы на PC пришлось долго — аж 9 месяцев, но это ничто по сравнению с тем, сколько прошло с момента первого анонса. Игру представили в 2004 году, и тогда она называлась Oni. Более того, изначально проект позиционировался как игра по фильму, который, к слову, вообще не вышел. Короче говоря, проект пережил второе рождение 2009 году, когда издатель Koei Tecmo все-таки поручил разработку команде Team Ninja — авторам знаменитых серий Ninja Gaiden и Dead or Alive.
Как нетрудно догадаться, Nioh — это больше про ниндзя, нежели про симпатичных японок со внушительными формами.
Сюжет Nioh
За основу истории игры была взят сценарий Акиры Куросавы — знаменитого деятеля японского кинематографа. В Nioh очень плотно переплетены вполне реальные исторические факты, средневековые японские поверья и фантазия ребят из Team Ninja.
Главный герой — Уильям Адамс, английский мореплаватель, который стал первым европейцем, достигшим берегов Японии. Это реальная историческая личность, в игре даже описано плавание с участием пяти кораблей, из которых лишь один добрался до цели.
Начинается игра в английском Тауэре, где главный герой томится в заключении. Это что-то вроде обучения, в конце которого Уильям наконец-то отправляется в Японию.
Однако если в реальности экспедиция ставила цель наладить торговые отношения, в Nioh моряки отправились в далекое путешествие, чтобы завладеть амритами — магическими камнями, которые есть только на японских островах. Эти камни позволяют получить невиданную силу и даже могут воскрешать мертвых, однако они привлекают не только людей, но и Ёкай — кровожадных демонов из других миров.
Дальше расхождений с реальной историей еще больше. Главный герой высаживается острове Кюсю и оказывается втянут в заварушку с участием демонов, бандитов и различных японских группировок. Одна из них, возглавляемая сегуном по имени Ода Нобунага, стремится объединить разрозненную Японию, чтобы разделаться с ее врагами.
Прибытие Адамса оказывается как нельзя кстати — он становится первым самураем по командованием клана Токугава и начинает медленно, но верно уничтожать особо опасных противников объединения Японии — как людей, так и демонов.
При этом нередко европеец пересекается с прототипами реально существующих деятелей того времени. Например, можно получить несколько полезных уроков у Ханзо Хаттори — одного из самых известных ниндзя в истории.
По сравнению с играми серии Dark Souls, в Nioh куда более ярко выражен сюжетный контент. В игре намного больше кат-сцен и диалогов, причем подчас сюжетная информация подается непосредственно во время изучения локаций. Например, обирая очередной хладный труп, главный герой может «читать» ауру убитого, узнавая подробности последних мгновений его жизни.
Боссы в игре тоже имеют прямое отношение к сюжету. В конце каждого уровня авторы демонстрируют какую-нибудь интересную сценку, а встреча со многими персонажами сопровождается неплохо прописанными диалогами.
Геймплей Nioh
Неизвестно, какой изначально задумывалась игра, когда ее анонсировали много лет назад, но сейчас она, без всяких сомнений, является подражателем серии Dark Souls. Поэтому игру, как ни крути, придется сравнивать с проектами From Software.
Вся игра разбита на уровни с большим количеством локаций и опциональных областей. На каждом уровне есть множество противников, ловушек, ценных предметов и, конечно, как минимум один босс. Из каждого убитого противника «выпадают» амриты. Эти магические камни являются мерилом силы и одновременной валютой в Nioh. С их помощью можно улучшать характеристики персонажа и покупать предметы у мирных персонажей.
Как и в «Темных душах», на каждом уровне имеются короткие пути, с помощью которых можно упростить повторные забеги. Краткосрочной целью всегда является поиск храма — безопасного места. Возле храма можно сохраниться, повысить уровень и воспользоваться сетевыми возможностями Nioh.
Есть даже мультиплеер, который похож на то, что было в играх From Software: с помощью специальных чашек можно вызывать себе на подмогу других игроков. Вот только чашки эти довольно редки, и самый верный способ заполучить их — это побеждать других людей в дуэли по сети.
Боевая система Nioh
Механика сражений строится вокруг нескольких базовых движений — слабых и сильных атак, блокирования, уворота, который при повторном использовании переходит в перекат, и концентрации.
При атаках и уворотах персонаж расходует выносливость, которая в игре зовется энергией Ки, поэтому в каждом бою нужно следить за тем, чтобы персонаж не остался без сил, иначе он не сможет блокировать и уворачиваться от вражеских атак.
Но Team Ninja не стали останавливаться на этом и решили разнообразить стандартную «боевку» собственными идеями. С самого начала игры главный герой получает возможность накапливать концентрацию. После нескольких удачных ударов вокруг Уильяма начинают летать частицы магической ауры. Если в этот момент нажать на специальную кнопку, то он сконцентрируется и восстановит часть энергии Ки.
Благодаря этому можно часто проводить длинные серии ударов, в то время в Dark Souls подобные «выкрутасы» жестко наказываются игрой. Поэтому уже на начальном этапе освоения Nioh куда более динамичная.
Дальше — больше. Каждое оружие можно держать по-разному. В Nioh есть система из трех стоек. В зависимости от выбранной стойки меняются анимации и тайминги слабых и сильных ударов, что позволяет при должном умении легко расправиться с практически любым противником.
У каждой стойки есть свои преимущества и недостатки. В низкой удары быстрее, но не такие сильные. В верхней — наоборот. Средняя стойка представляет собой «золотую середину», и потому часто используется в боях с рядовыми противниками, которые не требуют особого подхода.
Но и это еще не все: для еще большего разнообразия разработчики добавили в игру духов-хранителей. Это такие тотемные животные, которые накапливают энергию с каждым убитым врагов, чтобы впоследствии наделять главного героя супер-силой. Она увеличивает урон от всех атак, но что еще важнее, делает персонажа бессмертным. Очевидно, что лучше всего беречь «ульту» на боссов.
Чем Nioh отличается от Dark Souls
При первом знакомстве игра ну очень похожа на «Темные души», однако уже через несколько часов становится ясно, что отличий на самом деле довольно много.
Во-первых, в Nioh по-другому организованы уровни. В играх от From Software игровой мир является цельным — из одной локации можно добраться в любую другу без каких-либо загрузок. При этом зачастую исследовать игровой мир можно сразу по двум-трем направлениям.
В Nioh действие построено линейно. После прохождения уровня игрок попадает на глобальную карту и может выбрать следующий уровень. При этом к каждому из них привязано определенное задание — сюжетное или побочное. Таким образом, игрок может пропускать отдельные эпизоды игры и пройти игру быстрее, занимаясь только основной сюжетной линией.
Во-вторых, Team Ninja проделали очень большую работу над системой предметов в игре. Как и в Dark Souls, главный герой может носить различное оружие и броню, но отличительной особенностью Nioh является генерация свойств у каждого «выпавшего» предмета. Грубо говоря, два одинаковых внешне меча могут обладать разными уровнями качества и абсолютно разным набором свойств.
В-третьих, помимо основных параметров и набора снаряжения развивать можно также и навыки. Они организованы по принадлежности к различным видам оружия, причем в каждой ветке навыков столько, что изучить все и сразу за одно прохождение практически невозможно. Навыки могут обладать пассивным действиям, но также открывают новые движения, что делает боевую систему очень разнообразной.
Что входит в Complete Edition
На персональных компьютерах игра вышла в составе издания Nioh: Complete Edition. В него включены все три дополнения, которые выходили на консолях: Dragon of the North, Defiant Honor и Bloodshed's End.
Дополнения становятся доступны после того, как пройдена значительная часть основной сюжетной кампании, и представляют собой отдельные приключения в том же фэнтезийно-японском сеттинге. Реализованы они качественно и неплохо расширяют и без того немаленькую игру.
В качестве эксклюзивного бонуса разработчики добавили в ПК-релиз специальный шлем — «Дхарма чакра». Это самурайский головной убор с ярким красным вентилем, который отсылает к создателям Steam — компании Valve.
Графика и техническое исполнение
Когда разработку игры возобновили в 2009 году, издатель планировал выпустить ее на PlayStation 3. Увы, процесс создания затянулся, из-за чего графически Nioh выглядит, мягко говоря, средне. Конечно, Team Ninja постарались освежить картинку неплохими эффектами, но в общем и целом проект смотрится не лучшим образом, являясь таким приветом из прошлого поколения консолей.
Тем не менее, на консолях Nioh была принята тепло, так как общее техническое исполнение было на высоте: игра стабильно держала фреймрейт и даже предлагала два режима работы: 1080p@30fps и 720p@60fps.
Хвалить PC-релиз, к сожалению, не за что. Мало того, что системные требования явно завышены (GeForce GTX 1060 при такой графике — это просто смешно), так они еще и не соотносятся с реальностью: даже имея Intel Core i7-4790 и упомянутую выше GTX 1060 придется постоянно сталкиваться с просадками на любых настройках графики.
По какой-то причине Team Ninja проигнорировали тот факт, что большинство пользователей персональных компьютеров привыкли использовать мышь в играх: в Nioh можно играть только на клавиатуре или геймпаде. Это очень странно.
Конечно, плохие порты игры на ПК — уже классика, но то, что произошло с Nioh, это просто вопиющий случай, ведь из-за технических проблем очень трудно насладиться клевой в общем-то игрой!
Бездушный клон Dark Souls или самобытная игра?
Ответ на вопрос в заголовке был ясен еще 9 месяцев назад, когда игра вполне успешно вышла на консоли от Sony. Однако только теперь она стала доступна владельцам персональных компьютеров.
Ожидания того стоили. Nioh — это хороший пример того, как можно взять хорошую идею и реализовать ее по-своему. Team Ninja не стали слепо копировать игровую формулу Dark Souls, вместо этого они обыграли ее в уникальном сеттинге, добавив множество самобытных механик.
PC-версия гораздо дешевле: за 930 рублей можно получить базовую игру и три дополнения. Очень жаль, что такая достойная игра совсем не удивляет в плане графики и технического исполнения. Вся надежда на патчи!