Обзор Omerta: City of Gangsters
Тема криминального мира США 30х-50х годов, кажется, всегда будет вызывать интерес геймеров. Семья — одно слово, которое меняет обычный криминал на гангстерскую романтику. А перестрелки, погони, сухой закон и продажные копы — это лишь дополнения, которыми оброс сеттинг того времени. Большая часть разработчиков, однако, предпочитает другие популярные тематики: зомби-апоклипсис, Вторая мировая война, фэнтезийный вселенные, и так далее. Может именно поэтому жанр до сих пор востребован, ведь качественных игр о мафии совсем немного, а шедевр вообще один. Игру Haemimont Games многие ждали. Ведь именно она, вместе с издателем Kalypso Media, создала серию Tropico, так что от экономической стратегии Omerta: City of Gangsters стоило ожидать чего-то хорошего.
История одного гангстера начинается с вопросов, на которые игрок должен ответить, тем самым определив его стартовые параметры. В прочем, они влияют только на боевую часть игры. Она, в свою очередь, наименее значима, да и параметры там особой роли не играют. Итак, наш герой решает действовать, но тут же попадает под крупного мафиози. Весь первый акт сюжета, а всего их три, нам остается только быть пешкой в чужих руках.
Как это ни странно, но развивать «семью» нам дают не в крупном городе, а в его районах. Где-то остался ничейным склад с алкоголем? Наша банда отправляется туда, чтобы прибрать его к своим рукам. В другом городе нужно избавиться от Ку-Клукс-Клана? И эту проблему сможем решить. Зачем сидеть на одном месте? Из таких отдельных кампаний, в ходе которых будет множество заданий, и состоит вся сюжетная часть игры.
Каждый раз придется начинать с нуля. Единственное, чем игрок будет обладать со старта миссии — убежище. После нескольких апгрейдов и покупки украшений оно будет больше похоже на резиденцию, но название не сменишь. В городе всегда много разнообразных зданий, но чтобы их «открыть» нужно выбрать любое помещение со знаком вопроса и отправить одного из членов Семьи на выяснение слухов. И так придется сделать несколько раз, чтобы открыть весь ассортимент доступных построек и локаций. Из них нас прежде всего интересуют два типа — «Здания» и «Заведения». Первые подходят для открытия бизнеса, который обеспечит нас тем или иным товаром (оружие, пиво, алкоголь). Есть и 3 варианта, которые вместо товара дадут другие бонусы, но об этом позже. Заведения нужны для получения дохода распространением этих товаров или другими способами. Но и тут есть не совсем обычные здания.
Для совершения любого действия, среди которых аренда, открытие бизнеса, стройка, налет или ограбление, благотворительные вечера, взятки и многое другое, нужно выбрать одного из членов банды и отправить на задание. Через какое-то время на его портрете появится «галочка», после нажатия на которую задание будет завершено, а ваш подопечный вернется в строй. Они, кстати, делятся на классы: лидер (быстро выполняет ваши поручения), вор (с ограблений приносит больше товара), мошенник (получает бонус влияния) и так далее. По началу у вас будет мало слотов для гангстеров, но вскоре вы сможете собрать полную команду. Затем, открывая новых персонажей, разнообразить ее всеми ролями. На самом деле, разница не так уж велика, так что не стоит думать о том, кого же лучше отправить на задание.
Вся ваша Семья часто будет занята, что же делать в ожидании их возвращения? Можно полюбоваться городом и его жителями, тем более что графический движок очень неплох, как для экономической стратегии. Жители криминального города выглядят даже лучшем, чем в SimCity (2013), как и автомобили 30х годов. Но уже через минуту наблюдений становится скучно. Город на удивление пуст, не понятно откуда такая прибыль из баров, кто в них ходит.
Дороги и тротуары пустынны, если наблюдать за одним перекрестком, то иногда будут проезжать автомобили по одному, по два, и одинокие человечки будут бродить туда сюда. Да и делают они это в основном совершенно бесцельно. Можно еще взглянуть на действия какого-нибудь мафиози, которого мы отправили выполнить налет на конкурентный бар. Он пробежит несколько кварталов, сядет в автомобиль, непонятно зачем объедет весь район, расстреляет бар и вернется в убежище. В итоге, пока мы ждем возвращения Семьи, делать абсолютно нечего, скука. Да и сам процесс отправки бандитов «на дело» тоже не очень увлекательный.
Большинство действий и видов бизнеса приносят «чистые» или «грязные» деньги, которые можно обменивать по совсем невыгодному курсу. Да и отмытая валюта практически бесполезна. Кроме того, каждый шаг игрока будет отражаться на населении и полиции. От копов можно легко «отмазаться» пятью разовыми способами, после чего они все же арестуют всю банду в тюрьму (понятия не имею, как можно ухитриться проиграть таким способом). А население может вас любить (параметр «приязнь») и боятся («авторитет»), при этом поднять оба эти фактора до максимума не составляет труда. Люди здесь странные живут, они очень любят тех, кого боятся. Если еще не понятно, то параметры абсолютно независимы и друг на друга не влияют. Что крайне странно.
Те самые, упомянутые выше, особенные здания могут повышать приязнь и авторитет, пассивно влиять на другой бизнес и другое. Если выкупить строительство, то можно открыть крупный бизнес (ночной клуб, например) с большим доходом, но и без него живется неплохо. Есть вкладка «Работы», но там все еще более просто и уныло, чем в «городских» заданиях. Если не чем больше занять подопечного, или срочно нужен какой-то товар/валюта, отправляем его туда и снова ждем.
Но какая же игра про мафию без разборок между Семьями и перестрелок? Для этого есть боевая часть, реализованная в виде командных пошаговых боев. Здесь тоже у каждого персонажа есть свой класс, который не зависит от «экономического». Есть силовики, стрелки, снайперы и другие. Именно здесь влияют параметры и перки, которые можно прокачивать при повышении уровня. Перед боем нужно выбрать команду из четырех бойцов и одного отправить в поддержку. Он периодически случайном образом будет нападать на врагов или помогать как-то иначе. Оружие можно менять, на купленное у криминальных авторитетов.
Каждый персонаж, кроме нескольких видов стандартных атак, может использовать особые умения с большим откатом. Это всяческие лечения, бафы и дебафы. С уровнем их станет больше. Отличием от многих игр этого жанра является разделение очков на очки движения и очки действия. Как только вы выполните что-то, атакуете или примените одну из способностей персонажа, все оставшиеся очки движения будут аннулированы. Вот только вся эта боевая часть и не нужна на самом деле. Большинство сражений можно избежать откупом, самому лезть в бой вовсе не обязательно (да и не особо выгодно), а редкие сюжетные миссии довольно просты.
Есть еще возможность битвы решать автоматическим способом: определились с составом и поддержкой, посмотрели на процент удачного исхода и нажали на кнопку. Если 70 и больше, то можно даже не переживать, ваша банда одолеет врагов. В некоторых районах есть банки, их, конечно, можно ограбить. Это трудно и даже интересно. Вот, правда, не ясно почему в ограблении помогает вторая банда, ну да ладно. Но и этот бой будет только ради интереса, потому что и без него бизнес хорошо развивается.
Все самые интересные сражения происходят в многопользовательском режиме. Там все преступники лишены опыта из сюжетной кампании, а большая их часть закрыта. Уровень растет довольно быстро, так что выбор становится все шире, а бандиты — сильнее, заработанные в боях деньги тратим на оружие. Вся проблема в том, что в онлайне очень мало людей. Кому нужно покупать игру, ради такого мультиплеера, если есть бесплатные браузерные игры в таком же жанре? Например, TimeZero.
Низкое количество игроков приводит к тому, что очень часто получается играть с тем, кто значительно выше уровнем. За 2-3 хода он одержит над вами победу, а вы толком и ранить никого не сможете. Такое напрочь отбивает желание продолжать играть. Есть еще и кооперативный режим, все то же ограбление банка: два игрока нападают, выдерживают контратаку подкрепления и покидают локацию. Вот только никакого типа общение нет в игре. В тактической стратегии два напарника не могут общаться. Тут даже слов нет.
Остается одиночный режим «Песочница». Его сделали видимо для того, чтобы еще быстрее можно было выявить все минусы игры. 4 разных местности, которые отличаются вниманием полиции и количеством конкурентов, выглядят однотипно. Бизнес-соперники и тут не развиваются, копы — не помеха, а после выкупа всех возможных предприятий делать просто нечего. Разве что отмывать деньги и выкупать жилые здания. Хотя зачем?
Отличный сеттинг, интересный жанр, хорошая команда и такое бездарное творение. Чтобы стало интересно, нужно менять каждый аспект игры. Но это уже будет похоже не на правку ошибок, а на тотальную перестройку. Вроде бы все есть в игре, но составные части будто отваливаются друг от друга. Все, что происходит, вызывает один вопрос: «зачем?». Зачем «отмывать» деньги? Зачем ввязываться в перестрелки? Зачем персонажи делятся на классы? Зачем сделали эту игру, подразнить? Поиграть в Omerta: City of Gangsters, конечно, можно, но разочарования больше, чем удовольствия.