S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl — шутер от первого лица в открытом мире с высокодетализированным окружением, большим количеством NPC, погодными эффектами и многоуровневыми локациями. Проект создан на движке Unreal Engine 5, поэтому проблемы с производительностью даже на дорогостоящем железе в ней заложены по умолчанию. Нельзя однозначно сказать, что игра плохо оптимизирована под популярные среди пользователей комплектующие, но без включения технологии масштабирования изображения вы едва ли сможете получить приемлемые для шутера FPS. В этом гайде мы подробно расскажем о всех доступных опциях в настройках графики, а также объясним, какие параметры можно отключить, но при этом не испортить картинку.
Изначально второй S.T.A.L.K.E.R. разрабатывался на собственном движке, но после тотальной перезагрузки проекта разработчики взяли за основу Unreal Engine 4. Если бы студия осталась на этой технологической основе, то большинства проблем с производительностью можно было избежать. Однако GSC Game World перенесла проект на UE5 ради новых функций рендеринга, а также технологий: Nanite и Lumen. К сожалению, в индустрии на текущий момент лишь единицы могут работать с движком и настраивать функции таким образом, чтобы работоспобность игры была на высоком уровне. И GSC Game World не в их числе.
Разработчики не создали запасные варианты в виде традиционных («запеченный» свет или «растеризация») реализаций рендеринга, которые зачастую довольно сильно снижают нагрузку на систему. Все освещение, тени и отражения в S.T.A.L.K.E.R. 2 выполняются с помощью трассировки лучей. Благо, игра использует программный режим Lumen, который работает через асинхронные вычислительные шейдеры, что заметно снижает нагрузку на GPU. В любом случае лучшая работоспособность проекта наблюдается на видеокартах AMD Radeon RX 6000/7000-серии, Intel Arc и Nvidia GeForce RTX. На более старых вариантах карточек могут некорректно отображаться свет и тени.
Поскольку графические настройки S.T.A.L.K.E.R. 2 не влияют на принцип рендеринга в движке, а только на качество визуализации, мы разделили все возможные сетапы на несколько уровней. Стоит отметить, что в рекомендуемых разработчиками настройках используется технология масштабирования. Поэтому мы ограничимся TAA (временное сглаживание) с масштабом рендеринга в 100%. Средний показатель производительности был произведен с учетом: открытого мира, взаимодействии с NPC и закрытых пространств.
Обратите внимание: Для лучшей производительности игрокам как минимум понадобятся видеокарты NVIDIA GeForce RTX 2070 и AMD Radeon RX 580. Если вы используете графический адаптер подобного типа, можете попробовать установить настройки качества текстур на более высокое значение, а освещения — на среднее. Стоит отметить, что системные требования указаны с учётом технологий маштабирования разрешения DLSS и FSR. Без них игра будет выдавать меньшее количество FPS.
Подробнее о лучших графических настройках мы расскажем в следующей главе.
В этой главе мы представим оптимальную предустановку, которая может оказать большое влияние на производительность, но при этом минимально затрагивать визуальную составляющую. Некоторые опции в настройках серьезно влияют на FPS по сравнению с другими.
Данные настройки были протестированы на железе: Intel i7-11800H, Nvidia RTX 3070 и 32 ГБ оперативной памяти. Среднее количество FPS было на уровне 60-75 кадров.
Из-за включенной в движок Unreal Engine 5 технологии Lumen S.T.A.L.K.E.R. 2 плохо работает на 2К и 4К мониторах. На вывод изображения требуется большое количество вычислительной мощности. Мы настоятельно рекомендуем играть на разрешении 1080p, чтобы снизить нагрузку на комплектующие.
Средняя сборка для разрешения 1080p без технологии масштабирования:
Апскейлеры (DLSS, FSR и XeSS) снижают разрешение рендера и заметно снижают качество картинки. Но из-за неидеальной оптимизации вам лучше использовать технологии масштабирования.
S.T.A.L.K.E.R. 2 нетребовательная к VRAM вашей видеокарты, и 8 Гб будет достаточно, чтобы справиться с максимальной настройки текстур для экранов 1080p. Для 1440p и 4К мы советуем выставлять средние настройки.
Особой разницы между высокими и эпическими настройками качества текстур вы не увидите. Поэтому вы можете выставить любое значение в зависимости от количества VRAM на вашей видеокарте. Если вы по какой-то причине будете сталкиваться с подтормаживаниями при перемещении по открытому миру, то советуем снизить качество текстур до среднего.
Настройка, которая не влияет на заметные изменения в визуальную часть S.T.A.L.K.E.R. 2. Влияние на производительность может случаться на локациях с большим количеством детализированных объектов. Особенно это касается мест с домами и внутренними убранствами. Заметное снижение FPS может случиться на больших заводах и городских районах.
Повышение детализации объектов влияет на нагрузку центрального и графического процессоров. Но зачастую это происходит с включенным настройками качества затенения.
Эта настройка отвечает за освещение в игровом мире внутри зданий и отдельных локаций. Она довольно серьезно влияет на производительность. Для лучшего качества картинки стоит выставлять высокое качество, но если вы заметите просадки FPS, то лучше снизить до средних.
Если вам хочется получить максимальное качество освещения, то мы советуем снизить остальные настройки графики, чтобы высвободить вычислительную мощность оборудования. Главное — не выкручивайте все в Низкое, чтобы не получить уродливые тени и размытые текстуры.
Эта функция работает за счет трассировки лучей и технологии Lumen. Игра оценивает освещение, где лучи взаимодействуют с кэшем поверхности (набор данных о материале объекта), а не на основе каждого треугольника на поверхности.
Настройка качества отражений увеличивает количество лучей, взаимодействующих с поверхностями. Несмотря на упрощенную вариацию трассировки, данная опция серьезно влияет на производительность. Мы советуем снизить качество теней и растительности, чтобы сократить количество отражаемых объектов и элементов декораций.
Настройка внутриигровых теней оказывает очень заметное влияние на производительность и общий визуал. Как и в случае с отражениями, игра всегда создает «правильные» тени, но в довольно низком разрешении. На максимальных настройках тени получают дополнительное сглаживание на дальних расстояниях. Статичные объекты даже на максимальных настройках отбрасывают довольно резкие тени.
Если у вас нет видеокарты уровня RTX 4090, мы советуем выбрать средние или высокие значения качества теней. Да, они будет слегка размыты, но при этом вы получите хороший буст в виде 10 кадров в секунду.
В S.T.A.L.K.E.R. 2 очень больше колличество листвы и травы, которую вы увидите в открытом мире. Как и в случае с качеством теней, они лучше всего выглядят на эпических настройках графики. Но при этом эта опция съедает львиную долю производительности. Особенно в сочетании с высокими настройками дальности прорисовки окружения.
На высоких и средних настройках вы не заметите особой разницы в качестве. Поэтому можете смело выбрать второе значение, чтобы получить еще несколько FPS к общей производительности.
Дальность прорисовки окружения — последняя из ресурсоемких настроек, которую стоит подробно разобрать. Если большинство настроек у вас стоят на Среднем уровне качества, то вы можете смело выставить любую из доступных опций. Однако если у вас стоят высокие значения на Качестве растительности и Отражениях, то тогда высокий параметр дальности может серьезно снизить общее количество кадров в секунду.
Мы опробовали разные комбинации с выставлением различных опций на Качестве растительности и Дистанция прорисовки окружения и оптимальными на наш взгляд были такие:
Любое повышение качества на указанных опциях приводит к снижению FPS на 10-20%.
Поскольку S.T.A.L.K.E.R. 2 независимо от настроек графики использует трассировку лучей, технологии масштабирования являются обязательными условиями для получения высокой и стабильной производительности. В релизную версию вшиты все новейшие системы апскейлинга, включая UE5 TSR от Epic. Вы также можете воспользоваться комбинированной настройкой масштабирования, включив FSR 3.1 для повышения FPS и DLSS в режиме DLAA для сглаживания изображения. Разработчики специально отделили технологию генерации кадров AMD от остальных систем.
Видеокарты из рекомендуемых системных требований без апскейлеров выдают в среднем: 45–47 кадров в секунду, а именно: RTX 4080 Super на Эпических настройках и в разрешении 4K, RX 6750 XT на средних настройках графики и в разрешении 1440p и RTX 3060 Ti на высоких настройках в разрешении 1080p.
Технология масштабирования и генерации кадров FSR хорошо работает с более низкими от 4К разрешениями. Чем меньше информации должен обработать алгоритм, тем более хороший и качественный кадр он будет выдавать. Мелкие элементы, такие как кабели, висящие между столбами, отображаются с размытием, но листва и дым выглядят корректно.
Без генерации кадров прирост производительности с включенным FSR в районе 5%. Также мы заметили задержку ввода, которая проявляется более ощутимо в сравнении с DLSS. Если у вас CPU и GPU среднего или ниже среднего уровня, то задержка — будет весомым компромиссом между хорошей частотой и общим качеством изображения.
Генерация кадров FSR 3.1 не портит картинку, но заметно влияет на общую резкость изображения. Мы не заметили артефактов и других выделяющихся из общей визуализации проблем. Смело включайте и наслаждайтесь высокой производительностью.
Даже на хорошем железе в S.T.A.L.K.E.R. 2 могут случаться подтормаживания (резкие статеры), которые портят впечатление от общего игрового процесса. В основном это происходит из-за проблем с компиляцией шейдеров, которую вы будете постоянно наблюдать при запуске игры. Однако есть пользовательская модификация, которая улучшает компиляцию шейдеров и упрощает потоковую передачу ресурсов. Также этот мод значительно увеличивает количество кадров: от 5 до 10 FPS. Размер зависит от мощности вашего процессора. При этом модификация никак не влияет на общее качество картинки.
Скачать модификацию можно отсюда.
Ниже мы расскажем, как оптимизировать Windows для достижения максимальной производительности в S.T.A.L.K.E.R. 2.
Примечание: В первую очередь рекомендуем проверить наличие обновлений системы, загрузить и установить все обновления, включая необязательные!
Когда на компьютере одновременно работают множество программ, они потребляют оперативную память и вычислительную мощность процессора. Это снижает доступность ресурсов для игры, что может привести к падению частоты кадров и общему снижению производительности. Закрытие ненужных фоновых приложений освобождает эти ресурсы, позволяя игре использовать их более эффективно и обеспечивая более плавный игровой процесс.
Для этого:
Помимо этого, мы также рекомендуем удалить ненужные программы из раздела «Автозагрузка». Вы можете найти его в «Диспетчере задач».
Антивирусное программное обеспечение нередко может конфликтовать с играми и программами, что приводит к снижению производительности. К тому же программы-защитники системы потребляют большое количество системных ресурсов. Советуем временно отключать защиту системы перед запуском S.T.A.L.K.E.R. 2 и включать по завершении игровой сессии.
Если вы не знаете, как временно отключить защиту системы, ознакомьтесь с этим руководством.
В операционной системе Windows можно задать параметры производительности для отдельных приложений. Для этого выполните следующие действия:
Игровой режим и Game Bar в операционной системе Windows могут потреблять системные ресурсы: оперативную память и вычислительную мощность процессора. Но вы можете легко отключить их при помощи Параметров Windows:
Чтобы отключить оверлей Steam, откройте приложение и щёлкните правой кнопкой мыши на надпись Steam в левом верхнем углу. Перейдите в раздел «Настройки». В категории «В игре» снимите флажок рядом с пунктом «Включить оверлей Steam в игре». Это поможет избежать возможных зависаний и улучшить производительность игры.
Если вы используете Discord для общения с друзьями или для демонстрации экрана, оверлей этого приложения также может вызвать задержки и зависания. Для отключения оверлея в Discord нажмите на значок «Настройки» в нижней части экрана (иконка шестерёнки). Прокрутите вниз до раздела «Настройки активности», выберите «Игровой оверлей», затем отключите его. Также рекомендуется отключить привязку клавиш для оверлея, чтобы избежать случайного включения во время игрового процесса. Сделать это можно во вкладке «Горячие клавиши».
Запуск игры от имени администратора предоставляя приложению доступ к большему количеству системных ресурсов, таких как оперативная память и процессорное время. Данная функция также помогает избежать конфликтов с другими приложениями и устранить проблемы с правами доступа. Наконец, запуск S.T.A.L.K.E.R. 2 от имени администратора гарантирует корректную установку обновлений и патчей.
Для этого:
Нередко полноэкранные приложения могут зависать или терять частоту кадров из-за встроенной функции Windows «Оптимизация во весь экран». Чтобы её отключить, откройте корневой каталог с игрой, найдите файл с расширением .exe и выберите его «Свойства». На вкладке «Совместимость» отметьте галочку напротив пункта «Отключить оптимизацию во весь экран».
Убедитесь, что драйверы вашей видеокарты обновлены до последних версий. Для этого посетите официальный веб-сайт производителя вашего графического процессора: NVIDIA, AMD или Intel. Найдите раздел поддержки или загрузок и введите модель вашей видеокарты, чтобы скачать и установить актуальные драйверы.
Обновление драйверов может значительно улучшить производительность и стабильность работы S.T.A.L.K.E.R. 2, а также исправить возможные ошибки и баги. Регулярная проверка обновлений драйверов поможет вам всегда быть в курсе последних улучшений и оптимизаций, предлагаемых производителем.
Откройте Steam и перейдите в вашу библиотеку игр. Найдите S.T.A.L.K.E.R. 2 в списке игр и щёлкните по ней ПКМ. В появившемся меню выберите «Свойства». Затем перейдите на вкладку «Локальные файлы» и нажмите кнопку «Проверить целостность игровых файлов».
Эта процедура позволит Steam проверить все файлы игры на наличие повреждений или отсутствующих элементов и автоматически загрузить недостающие или поврежденные файлы. Это может помочь устранить проблемы с запуском и производительностью игры, обеспечивая её корректную работу.
Блин, чел, ты прикалываешься? 3050 ноутбучная, даже не Ti, это немощная затычка, не предназначенная для топ игр. В целом, игра оптимизирована хреново. Попробуй поковырять Nexusmods там видал моды которые типа дооптимизируют игру. Костыли, да, но всё же. А вообще, собери нормальный десктоп ПК, и будет тебе счастье. (то шо ниже на свой счёт не принимай)
ЗЫ — Я фигею с большинства людей, как на айфон взять кредит, так с радостью, а как на нормальный комп, так "неее фууу, как так, кредит на комп, шта?"
Что за мыло нипанятна ¯_( ͡° ͜ʖ ͡°)_/¯
Если включить всё на Экстра и родное разрешение на 100%, а не на всякие там 66%, + включить встроенное в движок сглаживание TSR — то никаким мылом и не пахнет,.. даже чутарик резковато,
Но афтару статьи виднее.. Как говорил Д. Медведв мыла нет но вы держитесь (С)
Это у меня тут резкость +20 где 90 FPS ,
я потом сделал +5 резкость и стало щастье 22 раза, стало как на скрине в Бункере 151 FPS, то есть, и мыла нет и излишней резкости не стало. Но каждому своё.... (◔◡◔)
лучше расскажите как джой от бокса подключить