Обзор Far Cry 6. Безумно красивый мир, петушиный файтинг и революция зумеров против злодея в исполнении Джанкарло Эспозито
Уже совсем скоро состоится выход Far Cry 6, новой части серии шутеров, славящейся безумными и яркими злодеями. Рапортуем с острова Яры, чем нас в итоге порадовал и огорчил тур по острову, подкупающий своими живописными видами, но таящий в себе ряд проблем.
Простил бы всё только из-за видов Яры
Чего не отнять у ключевых студий Ubisoft, так это таланта делать красивые декорации. В Far Cry 6 очень сильный арт-дирекшен. Остров Яра выглядит, как компиляция самых удачных и сочных фотографий с Кубы или Доминиканы.
Ярко красные крабы ползают по белоснежному песку, который омывают бирюзовые волны. Из густого тропического леса, запутавшегося в лианах, к небу устремились острые пики гор. Фламинго образуют розовое облако, взмывающее вверх при виде голодного крокодила. Природа на острове потрясающая. Как флора, так и фауна.
Тут и там можно увидеть экзотических животных, часть из которых сама просит, чтобы их покормили с руки. Хотя большинство из них всё же предпочтут вас, как перекус.
Подчеркивает красоту Яры динамическая смена дня и ночи, а также переменчивая погода острова. Ясное небо может быстро затянуться тучами, в которых мелькают грозные ветви белых молний. Каждый раз закаты и рассветы встречаешь с широко раскрытыми глазами. Заходящее и восходящее солнце кардинально меняет цвета окружения, крадя всё внимание играющего.
Прада и тут есть небольшая ложечка дёгтя. Под водой смотреть не на что. Есть пара мест с коралловыми рифами, но они настолько невзрачны, что сразу хочется вернуться на поверхность.
Что до рукотворных красот, то остров пестрит ретро-автомобилями и советским транспортом. На одной дороге можно встретить красно-белый отполированный до блеска Dodge 60-х годов и характерный голубой грузовик с цистерной, похожий на наш ГАЗ 53. Такой вот привет из прошлого, который удалось сохранить из-за торгового эмбарго на Яре. Но доминирует всё же военная техника: танки, автозаки, а также что-то похожее на отечественные «Тигры» и УАЗ 469 Б.
Передвигаться по Яре можно по воде, воздуху и земле. Предварительно только нужно избавиться от зениток и КПП. Хочешь скачи на лошади, хочешь прыгай по волнам на лодке, хочешь смотри на остров через прицел бомбардировщика — вариантов масса. Разве что не хватает отличающихся биомов. В этом плане конкурент в лице Just Cause может и жертвует реализмом, но там было круто сигануть с заснеженной горы, чтобы долететь до виллы в оливковых деревьях. В шестом Far Cry всё сдержаннее.
В архитектуре узнаются как элементы колониального прошлого Яры, так и более современные стили. Тут есть и церкви, построенные ещё при испанском вторжении на Новые земли, и офисные бизнес-центры.
Роскошные виллы элиты соседствуют с убогими лачугами из жести и полиэтилена. Интересно, что при довольно низкой застройке, не закрывающей собой небо, выделяется башня диктатора в столице, посоревноваться в безвкусии с которыми могут только агрессивные статуи размером с трехэтажный дом.
Как вы поняли, в Far Cry 6 есть на что посмотреть. Да, игра не будет баловать вас RTX и другими технологическими чудесами. Что уж там, в зеркалах заднего вида вместо отражений мазня. Но при этом выглядит она впечатляюще благодаря арту. Чего не сказать о злодее, сюжете и геймплеи.
Не такой уж и великий диктатор
Главным злодеем Far Cry 6 стал Антон Кастильо, истинный яранец, лидер и отец. Лицо и голос диктатору подарил не абы кто, а Джанкарло Эспозито. Видимо, ему суждено всю оставшуюся карьеру играть под разными именами Густаво Фринга, антагониста сериала «Во все тяжкие».
В трейлерах, в которых актер представал в живую в образе Антона, он смотрелся хорошо. Джанкарло толковый актер. Он ловко меняет маски, создавая полное ощущения контроля его персонажем всего происходящего в сцене. Вырисовывался такой крепкий хозяйственник с тропического острова, располагающий к себе шуткой и улыбкой, но в то же время пронзающий взглядом, если ты решил выйти за очерченные им границы. Что же мы имеем в самой игре? Получилось не ужасно, но и не очень хорошо.
Перед нами такой типичный карикатурный диктатор с пластиковым лицом, разговаривающий со своим сыном Диего цитатами волка-философа. Не дословная цитата, но бросается он вещами типа «лев сильнее овцы, поэтому он и крутой, а вот овцой быть не надо, они ведомые». Глубоко, есть прям вот над чем задуматься, если вам двенадцать лет.
Экранного времени у Антона немного, и не сказать, что он раскрывается с разных сторон. В кадре он появляется только в случае убийства одного из приспешников или глобального сдвига сил на карте не в его пользу.
Он либо даёт интервью, либо промывает мозги сыну пацанскими цитатами и историями про сложные времена в шестидесятых, либо делает диктаторские штуки. Вон того пытать, вон того запугать, а вот это поджечь.
Если бы не голос и внешность Джанкарло, то очки харизмы злодей точно потерял. Правда, и тут не без проблем. Лицо актера, как и других персонажей, похоже на восковой слепок, прилепленный к аниматронику. Чувствуется, будто мимика игровых моделей отстала на поколение по сравнению с конкурентами. Особенно это заметно на фоне недавно вышедшего дополненного издания Death Stranding.
С протагонистом Кастильо встречается лицом к лицу раза четыре и не сказать, что между ними возникает хоть какая-то динамика. Можете говорить что угодно о Пэйган Мине, но с героем Far Cry 4 у него связь была потеснее. Антон же довольно незатейливый злодей, самая интересная черта характера которого говорить одно, а делать другое.
Ну и ещё он любит использовать против американских журналистов аргумент от «а у вас там сами знаете кого линчевали, так что в мой авторитарный режим не лезьте». Это, пожалуй, один из немногих случаев, когда игра предпринимает максимально безопасную для Ubisoft попытку размыть границу между двумя крайностями, непогрешимой демократией и людоедским тоталитаризмом.
Игра в революцию
По сюжету мы играем за бывшего солдата Дани Рохас, пол которого можно уже по доброй традиции Ubisoft выбрать в начале прохождения. И в зависимости от вашего выбора, вы будете наблюдать в кат-сценах одну из моделек персонажа.
Из-за начавшихся облав вместе с группой близких друзей мы пытаемся попасть на посудину, перевозящую беженцев из тропического рая в сторону США. Но так получается, что среди пассажиров оказывается никто иной, как сын Антона Кастильо. Оперативно найдя отпрыска и забрав его с лодки, злодей приказывает убить свидетелей.
Но благодаря невероятной удаче, которая ещё ни раз спасет Дани из самых скверных ситуаций, герой или героиня оказываются на пляже с одной целью — найти местную революционную ячейку Либертад, чтобы после оказания услуги за услугу свинтить с Яры уже окончательно, либо остаться и воевать с диктатором до последней капли крови.
Начало у игры очень бодрое и поставлено хорошо. Тут вам и сжигание табачных полей под Bella Ciao, и битва на двух кораблях, и постановочные тренировочные миссии, красиво раскрывающие новые игровые механики, и не только. После островка из пролога тебе дают полную свободу действий, предлагая три маршрута изучения гигантского по размерам и количеству иконок острова Яры. Он поделен на три больших региона, не считая столицу. Каждый содержит одну из сюжетных линий разных групп сопротивления, набор врагов и специфику.
Тут против режима фермеры, которые жалуются на применение ядовитых пестицидов на полях табака, вызывающих рак. Там пиратское радио без купюр борется рэпом и фактами с машиной пропаганды, возглавляемой тайной любовницей злодея Антона (хотя для всех это лишь секрет Полишинеля). А вот ещё подальше бывшие школяры сбились в банду, ведущую партизанскую войну. И в каждой из этих групп найдутся отбитые персонажи в лучших традициях Far Cry. Они яркие, абсурдные и хорошо запоминаются. К кому-то вы точно привяжетесь и будете в шоке от того, что с ними сделают.
Но, к сожалению, у сценаристов в целом не хватило «кохонес», чтобы сделать что-то большее, чем кичевая зарисовка на революцию в стране третьего мира, четко поделив всех участников этого кровопролитного процесса на хороших и плохих.
Диктатор — чудовище, пусть его ученые и сделали действующее лекарство от рака. Его доверенные люди — не смешные карикатуры, которые даже сатирическими назвать язык не повернется. Среди творческой элиты Кастильо буквально есть скульптор, который заливает жидким металлом политзаключенных, выставляя получившиеся статуи, как арт-объекты. Небольшое светлое пятно на этой стороне — малолетний Диего. Но если начать говорить о его судьбе, автор этого текста просто начнет бросаться спойлерами, сопровождая их матом и негодованием.
А вот революционеры — романтики, мечтатели, светлые и добрые люди разного пола, возраста и гендеров. Тут вам и рэперы, и бабушки, и трансгендеры, и травести, и небогатые яранки. Они все такие разные, но вместе — сила.
Это фактически ключевой лейтмотив всей истории. Объединение разных людей под одним флагом против угнетения. И ещё столкновение поколений, которые хотят одного, но не понимают друг друга. А поможет найти им общий язык кто? Конечно, главный герой, который в игре делает за всех всю грязную работу, потому что в сухом остатке ему (или ей) просто нравится убивать и делать ка-бум.
Для кого-то такого расклада дел будет достаточно. По факту перед нами классический боевичок, где мы всё разрулим, окажемся правы и вообще — «вива революции». В конце концов в игры по большей части приходят за экшеном, а его под самую панамку в Far Cry 6. Но Ubisoft снова берет сложную, явно политизированную и от того интересную тему, не делая с ней ни-че-го, уводя игрока за нос к другой проблематике.
Так было с Watch Dogs Legion, которая явно вдохновлялась событиями, происходившими после выхода Англии из Евросоюза, подобное повторилось с Far Cry 6. Уж по горячим примерам можно было сколотить такого многогранного диктатора и такую сложно устроенную революцию с теневым вмешательством других стран и тройными агентами, что люди часами бы обсуждали взахлеб в интернете события игры, делясь на разные лагеря — за и против режима Кастильо.
Но, справедливости ради, пару-тройку интересных моментов для короткой кухонной беседы из Far Cry 6 вытянуть можно. Со скрипом, но можно. Например, откуда берется оружие и ресурсы у революционеров, как работают коррупционные схемы на острове, что бывает в стане революционеров после свержения очередного диктатора на примере революции Яры 1967 года. Но такого контента в игре ещё с лупой надо поискать среди откровенного детского «бум-бабах, мы тут бунт устроили, пиу-пиу ха-ха, а теперь бухааааееем».
И самое ужасное, что даже концовка у игры не предлагает тебе чего-то интересного. Ни тебе выбора стороны, ни поворота в духе Far Cry 5. Протагониста просто закрывают в сценарный защитный чехол, не давая принять роковое решение как для себя, так и для Яры. И какие бы умные цитаты не показывала Ubisoft по мере прохождения, в финале это ни во что толковое не выливается. Ответ на вопрос, что делает революция со своими детьми, Far Cry 6 благополучно не даёт. А жаль.
Что реально огорчило, так это отсутствие как таковых «битв с боссами». В игре их почти нет. За все двадцать с хвостиком часов (по ощущениям все двадцать пять) сюжетной кампании наберется только перестрелка с вертолетом (и не надо закатывать глаза от оригинальности Ubisoft!) да вялая побегушка по коридору с галлюцинациями. В остальном расправа над плохишами происходит в кат-сценах без вашего прямого вмешательства, а путь к боссам почти всегда один — через волны рядовых солдат и военную технику.
Тут есть чем заняться кроме сюжета
Для кооператива или медитативной чистки карты от иконок Far Cry 6 подойдет идеально. Активностей тьма. Рыбалка, гонки, захваты баз, КПП, зенитки, поиск сокровищ, сбор всякой коллекционной шелухи в виде записок, музыки и урн. Можно даже по базе ходить от третьего лица и постройки развивать!
Противники любят приезжать на подмогу товарищам буквально грузовиками и вертолетами, чтобы было в кого стрелять. Свободы в плане передвижения и арсенала, как рыбы в океане — тьма. Ещё и набор вылазок есть отдельный, если надоела чистка карты от иконок.
До кучи игра предлагает собрать всех разномастных питомцев, среди которых особенно выделяется пес-инвалид, панк-рок петух и крокодил с золотым зубом. У каждого есть уникальные свойства и возможность развития, но любимчика вы определите для себя очень быстро.
А ещё можно воровать уран с баз, обменивая его на «Супрэмо», суперспособность в форме рюкзака. Повесил такой за спину, подождал, пока зарядится и бахнул роем самонаводящихся ракет по врагам. Или выпустил облако ядовитых пестицидов. Если купите все варианты «Супрэмо», то можно переключиться на тяжелые крафтовые пушки. Они тоже внешне внушают своим видом, правда, ситуативны и проигрывают универсальным стволам.
Вот огнемёт. Он тормозит врагов, поджигает их и наносит немного урона. Топливо при этом расходует моментально. И вот зачем он нужен, когда есть уникальный дробовик, который также выстрелом способен поджечь врага, так ещё и наносит конский урон и отбрасывает его в сторону? Вопрос риторический.
Но, пожалуй, главная второстепенная активность всей Far Cry 6 — полноценный файтиг с петухами, с которого можно поднять сотню-другую песо, местной валюты. Да, в игре есть файтинг, в котором вместо бойцов самые настоящие пернатые и очень злые петухи. Их можно найти в коробках по всей Яре. Все они разные как по внешним признакам, так и по характеристикам. У бойцов есть как базовые атаки, так и спецприемы. На удивление играется эта вакханалия весело! Можно подсекать, уходить красиво от атак и делать добивания, накопив полоску спецприема.
Что точно невесело из второстепенных активностей, так это отправка лидеров команд на задания с ожиданием часа и больше реального (!) времени. Причем мало выждать время. Надо ещё выбрать три действия, ведущие к успешному выполнению миссии. Элемент странный, максимально выбивается из экшена и от него за версту пахнет фримиумными мобильными играми. Но это лишь одна из десятка доступных активностей, часть из которых ощущается филлерами.
Вот охота, отличительная черта серии, будто отошла окончательно на второй план. Если раньше из убитых животных можно было накрафтить себе подсумок для патронов, теперь добытые трофеи предлагают либо обменивать на деньги, либо использовать для готовки блюд, дающих временные баффы. За всё время этим автор побаловался раз из интереса и ещё разок по квесту. Какой-то жгучей потребности в паре процентов для характеристик в режиме сложности «Испытание» просто не было. Хватало всегда характеристик найденной брони.
Или улучшение личного транспорта. На него можно навесить крутой таран, хитрую систему пулеметов, шляпу соломенную на бардачок небрежно положить. Со стороны выглядит всё это эффектно. Но нужно только для грабежа конвоев, которые можно целенаправленно не трогать до самого эндгейма, потому что опыта хватит с других активностей.
Качай левел, работяга
Авторитетно могу заявить: левелинг врагов в шутере и крен от угарных пострелушек в сторону псевдоролевой игры — хуже диктатуры Кастильо. Нет ничего веселого в том, что твой дробовик второго ранга не может убить противника, который буквально на один уровень выше твоего. Тебе приходится отвлекаться на второстепенные активности и выполнять их из-под палки.
К счастью, в шестой части не всё так грустно, как в Far Cry New Dawn или последних Assassin's Creed. Рангов оружия и экипировки всего четыре. Рандомные стволы собирать не надо, в игре арсенал огромный, но статичный. То есть вы 100% подберете легендарный автомат в том месте, куда его положили разработчики. Кампанию автор смог пройти, практически не трогая второстепенный контент. Так или иначе игра по сюжетным миссиям вела через КПП и зенитки, которыми можно быстро приподнять уровень героя. Только под самый конец становилось так сложно, что без высокого уровня было невозможно пройти финальные миссии.
Но проблема с системой всех этих уровней и рангов не только в искусственном ограничении при выборе квестов или посещении какой-то территории острова. Более глобальная проблема кроется в балансе.
Левелинг врагов в шутерах — зло?
Если по началу вы будете играть более-менее аккуратно из-за разницы в уровнях с врагом, используя питомца для отвлечения внимания, то как только в руки вам попадет легендарное оружие или вы соберете ресурсов для установки бронепробивающих пуль на любой базовый ствол, вы забудете об аккуратности. Начнете сбивать вертолеты очередями электрических разрядов, сжигать врагов залпами чудо-дробовика, травить с дальних дистанций бедолаг из снайперской винтовки. Главное, чтобы солдаты Кастильо были с вами одного уровня.
И да, ни о каких партизанских скрытых вылазках речи не идет. В подавляющем большинстве случаев достаточно дать залп из рюкзака-ракетницы, натравить питомца и начать стрелять во все стороны, не забывая вправлять пальцы при потере здоровья. Самой игре в большинстве заданий всё равно, как вы будете зачищать однотипные базы. Принудительные стелс-миссии можно пересчитать по пальцам одной руки, а для всего остального есть лобовая атака с кучей легендарных пушек.
***
Far Cry 6 можно долго хвалить за красивые пейзажи. В ней можно провести уйму времени, развлекая себя обилием активностей и собирательством. Но нужно ли всё это сюжетному шутеру? Может стоит перестать гнаться за количеством и подумать о качестве?
После New Dawn издатель всё же решил двигать серию в сторону шутера с ролевыми элементами. Вот вам уровни, разные ранги оружия, куча характеристик, которые можно увеличить, экипировав подходящий предмет. Если бы ещё была камера от третьего лица и более приглушенные цвета, отличить Far Cry 6 от очередной Tom Clancy's Ghost Recon было бы сложно.
Складывается ощущение, что Ubisoft ещё через пару лет сведёт все свои ключевые серии к одной геймплейной формуле, которую будут наряжать в разные сеттинги. Радуйтесь, что Far Cry 6 хотя бы обошлись без рандомного лута.
Пойдете охотиться за головой Эль Президенте?
-
Как получить порох в Far Cry 6 при помощи засад, военных грузов и ящиков
-
Прохождение Far Cry 6. Как выполнить все задания
-
Где найти все USB-накопители с песнями в Far Cry 6. Как разграбить тайник «А ритм всё звучит»
-
Где найти все рекламные щиты в Far Cry 6, чтобы выполнить задание «Хитрости ремесла»
-
Где найти всех мифических животных в Far Cry 6 — кабана Мамутито, волков Демониако, аллигатора Венодьенте и пантеру Сангуинарио