Спустя без малого два года после релиза на PC до PlayStation 4, Xbox One и Nintendo Switch добралась Two Point Hospital. Разбираемся, насколько удачно смогли разработчики подружить консоли с нетипичной для них видеоигрой. Спойлер: все не так однозначно.
В истории приставок есть один очень интересный период. Во второй половине девяностых годов в библиотеках актуальных на тот момент систем начали появляться совершенно нехарактерные для них видеоигры. Представьте, что вы всю жизнь проходите платформеры и порты с аркад, а тут крупные издатели предлагают купить Warcraft 2, продолжение нетленной Syndicate и еще кучу всего того, что в таком количестве никогда на устройствах от Sony, SEGA или Nintendo попросту не появлялось.
Одной из таких игрушек как раз стала оригинальная Theme Hospital от команды Питера Мулинье (Peter Molyneux). Нельзя сказать, что тайкун про лечебницу в версии для PlayStation стал международным суперхитом, однако свою долю популярности релиз все-таки получил. Потенциальных покупателей не отпугнула высокая по меркам консолей замороченность механики, не самое удобное на свете управление и прочие приколы с «враждебной» платформы — в те годы люди всерьез пытались консольную Diablo освоить, поэтому «Частную клинику» покупали. Тем более что сама-то игра была дюже как хороша: продуманная механика и великолепный юмор вкупе с нестандартными болезнями соврать не дадут.
Впоследствии успех двухмерной Theme Hospital пытались повторить. В 2007 году в продажу поступила Hospital Tycoon от DS Studios, однако попытка подружить оригинальную концепцию с мыльными операми о врачах провалилась с треском: во многом потому, что к концу нулевых у PC-геймеров уже в глазах рябило от обилия всевозможных симуляторов бизнеса в диапазоне от парков развлечений до железной дороги. На второй заход решились бывшие сотрудники ныне закрытой Bullfrog Productions — то есть непосредственные авторы оригинала. В итоге под закат лета 2018 года владельцы PC получили Two Point Hospital — новый тайкун про врачей, с юмором и знакомыми еще по девяностым основами игровой механики. И, забегая чуть вперед, у них все получилось.
О том, насколько удачной вышла Two Point Hospital, наша редакция в лице Владимира Тырлова пиала еще два года назад. Кому интересен подробный разбор полетов, то можно смело сходить вот по этой ссылке. Здесь же — лишь краткий пересказ того, что сумели смастерить умельцы из Two Point Studios. Итак, перед нами… бизнес-симулятор самой настоящей лечебницы.
Вы — начинающий управляющий и именно на ваши плечи ложится вся ответственность за подшефную клинику. Причем, говоря «вся ответственность», мы нисколько не шутим. Где расставить автоматы с едой? Какой персонал нанять? Какие кабинеты открыть? Сколько туалетных кабинок поставить? Именно этими вопросами предстоит заниматься в тайкуне от зубров жанра. Самое классное, что расстановка обогревателей — это не единственная забава.
На плечи администратора ложится наем и обучение персонала, разработка бюджетной политики, балансировка зарплат, снижение уровня смертности, инвестиции в исследовательский сектор, поддержание морального климата внутри коллектива — в общем, куча обязанностей, которым необходимо уделить время. И, если на первых этапах следить за всеми параметрами не составляет особого труда, то на более поздних задача усложняется в разы.
Давайте вот на каком примере поясним. Условно вся игра разделена на уровни-клиники. Представим, что речь идет о стартовых локациях. На этих этапах все возможные болезни известны — достаточно лишь вовремя строить необходимые кабинеты и нанимать персонал. Не жизнь — малина. Однако потом к вам в клинику начинают приходить очевидно больные люди, недуг которого вашему персоналу неизвестен. И вот здесь появляется целая россыпь мелких задач: изучить болезнь, построить учебные классы, натаскать персонал, построить необходимые помещения для лечения и при этом еще надо умудриться вписаться в рамки бюджета, не увязнуть в долгах и не развалить клинику.
Конечно же, речь не идет о действительно высокой сложности: до уровня оригинальной Theme Hospital планка просто не доползает. Однако это уже не ленивое подергивание курсора из одного угла в другой. Приходится включать какое-никакое стратегическое мышление, чтобы очередная клиника как можно быстрее добралась до заветных звезд, а ее пациенты не ушли к конкурентам из-за высокого уровня смертности и низкого сервиса. Интересно ли это? На самом деле очень даже да. Просто, забегая вперед, совсем не по-консольному. Two Point Hospital — это классический тайкун таким, каким его любят поклонники исконно «писишных» игр. Но как он прижился на консолях? Вот здесь-то и начинается самое интересное.
На базовом уровне все довольно просто и логично. Аналоговые стики отвечают за движения камеры, шифты (R2 и L2) — за приближение и отдаление камеры. «Крест» позволяет активировать традиционную для стратегий рамку — чем она шире, тем больше будет задействовано пространства для строительства объекта. Нажатием на «квадрат» активируется меню менеджмента: что построить, кого нанять, какие предметы купить — все туда. В первые сорок минут большего и не надо. Следуем за подсказками виртуального советника, закрываем мини-квесты, нанимаем первых врачей общего профиля, санитаров и средний медицинский персонал.
Внутри меню рекрутинга кандидатов можно фильтровать по специальности, используя первую пару шифтов (R1-L1), остановка и ускорение времени подвешены на R3 и L3, просмотр целей — на стрелочку «вверх». Схема проста и интуитивна понятна всем владельцам консолей — как говорится, видали мы и похуже во времена первой PlayStation. И таки да: первая звезда зарабатывается с удивительной легкостью — можно сказать, играючи. Проблемы возникают уже потом.
Вскоре выясняется, что менеджер от здравоохранения должен не только кабинки туалетов расставлять, но и следить за кучей параметров. И вот здесь простая и понятная схема начинает усложняться. Помните мы писали про меню менеджмента, задампленное на «квадрат»? Так вот, оно состоит из нескольких вкладок, перемещаться по которым нужно при помощи связки R1-L1. В свою очередь, каждое сколь-нибудь значимое меню дробится еще на несколько фрагментов. Хотите поработать с кем-то из персонала точечно? Готовьтесь изучать кучу иконок. Хотите полностью скопировать уже возведенный кабинет вместе с обстановкой? Запоминайте сочетание клавиш.
В случае с PC проблем с этим нет никаких — мышь и клавиатура идеально подходят для бизнес-симуляторов. Однако по меркам консолей управление хоть и приближено к возможному идеалу, но местами слишком переусложнено. То есть на базовом уровне все интуитивно и понятно, но как только возникает необходимость использовать весь предоставляемый разработчиками инструментарий, начинаются типичные проблемы портирования игр с принципиально иной, чуждой приставкам логикой геймдизайна. Это не минус и не плюс платформы или самой игры — просто так повелось: кому котлету сочную, а кому паприкаш венгерский.
При этом нельзя сказать, что проходить консольную версию Two Point Hospital совсем невозможно — все с точностью до наоборот, просто приходится привыкать к местным особенностям. И вот необходимость в этом «привыкании» и не позволяет назвать порт отлично проделанной работой. Самое смешное, что игры со сложной, «писишной» механикой могут отлично себя чувствовать на других платформах — ту же XCOM:Enemy Unknown гораздо удобнее проходить при помощи консольного контроллера, нежели со связкой из клаво-мыши.
К сожалению, это не относится к Two Point Hospital: ее механика не заставляет СТРАДАТЬ консольщиков, однако требует времени на адаптацию. При этом совершенно неважно, сколько времени вы до этого играли в тайкуны: под изменчивый мир придется прогнуться даже владельцам PC-версии обновленной Theme Hospital, если, конечно, они зачем-то захотят купить игру по второму кругу. В остальном же — отличный порт: хорошая графика, быстрые загрузки, практически полное отсутствие багов. Море фана, отличный геймплей и классный юмор — все как мы любим.
***
Купить консольную версию Two Point Hospital стоит только в том случае, если вы органически не переносите игры на PC. Это породистый тайкун, созданный мастерами своего дела. Однако знакомиться с ним все же лучше на оригинальной платформе. Вариант для PS4, XONE и Switch получился хорошим, но… все же в данном случае геймпад с трудом заменяет связку из клавиатуры и мыши. Увы, таковы особенности геймдизайна. Купить свою копию работы Two Point Studios стоит всем любителям хороших видеоигр, независимо от платформенных предпочтений. Разочарованными точно не уйдете. Просто на PC игру будет освоить гораздо проще.
Мой мозг сейчас взорвется от мысли о том, что....ЕСТЬ ЖЕ ЕЩЕ И СИМС НА ГЕЙМПАДЕ ДЯЛ КОНСОЛЕЙ?!?!?
Как в него играть?
Я срочно должен посмотреть....