Обзоры видеоигр Обзор SpellForce 3: Soul Harvest — когда дополнение лучше, чем игра

Обзор SpellForce 3: Soul Harvest — когда дополнение лучше, чем игра

Stalxer
Читать в полной версии

Прошло два года с релиза SpellForce 3 — фэнтезийной RTS/RPG от студии Grimlore Games, оказавшейся спорной. Вместо крутого триквела фанаты увидели ворох непонятных геймплейных решений и странных моментов. Однако THQ Nordic серию не закрыла, и в этом году вышло самостоятельное дополнение Soul Harvest. О том, почему оно лучше оригинала и в чем именно, читайте в обзоре!

Сразу отметим, что Soul Harvest уместнее считать аддоном — она работает независимо от главной игры и не вносит в неё никаких изменений. Разработчики сделали новую кампанию на 25-30 часов, переработали спорные геймплейные механики, внедрили самые разные правки и улучшения.

Ключевое новшество, которое стоит выделить — это две новых играбельных фракции, гномы и темные эльфы. Первые добывают камень и используют его в огромных количествах, а в бою их юниты готовы перейти в оборонительный режим, становясь вдвое сильнее, но теряя мобильность.

Что касается вторых, то они опираются на уникальный для игры ресурс — энергию душ мертвых, которую накапливают и затем расходуют на покупку элитных юнитов. В открытый бой предпочитают не вступать, отправляя вместо себя орды пауков.

При этом SpellForce 3 трогать и не планируют — студия обещает попозже добавить кампанию триквела в аддон, адаптировав её под все новшества (похоже, что для её запуска не понадобится оригинальная игра на аккаунте).

Логичное решение, учитывая объем изменений и высокий рейтинг пользователей в Steam. Еще Soul Harvest позволяет проходить игру совместно, либо фармить ресурсы в мультиплеере, но это уже больше для галочки.

Совмещение RPG и RTS? Не думаю

Полагаем, вам не нужно объяснять, насколько сильно отличаются ролевые игры от стратегий в реальном времени. Гибриды между этими жанрами большая редкость, а успешные — редкость еще большая. Однако именно этот симбиоз был фишкой SpellForce на протяжении всей семнадцатилетней истории серии.

От игры к игре баланс между ролевым отыгрышем и стратегией в реальном времени смещался то в одну, то в другую сторону, но само сочетание присутствовало всегда.

Вот только две первые игры предлагали достаточно глубокий геймплей в каждом жанре, а в SpellForce 3 всё стало проще и казуальнее, под стать молодым поколениям игроков.

В Soul Harvest не изменилось практически ничего — и поэтому ее очень трудно называть гибридом RPG и RTS.

От ролевой игры тут есть персонажи, способные выучить две школы из девяти на выбор, специализация от их комбинации; древо развития каждого навыка с активными и пассивными умениями; шесть базовых характеристик; ворох разного оружия, брони, экипировки и прочего снаряжения, управление отрядом, а также крафт. По духу напоминает любую классическую RPG от BioWare.

Что до стратегической части, то она построена по лекалам WarCraft — собираем ресурсы; строим здания; прокачиваемся; набираем себе армию из конкретных единичных юнитов, а не отрядов солдат. При этом за экономику отвечают работники и курьеры — можно посмотреть, как они возятся с добычей ресурсов или суетятся при доставке товаров.

Но все это — в простой и понятной форме, без какой-то особой глубины. Ролевой отыгрыш отсутствует, все принятые решения и выполненные квесты мало влияют на дальнейшие события. По мере прохождения встречаются разные побочные квесты, чья суть ясна с самого начала. Возможность на лету перестраивать билды героя и напарников позволяет не заморачиваться с прокачкой и обесценивает каждый навык.

Стратегическая часть сводится к постоянному перемалыванию вражеской силы в сражениях «стенка на стенку». Выставили пехоту вперед, стрелков — назад, разбавили все это дело особыми юнитами или кавалерией. Слить об очередные вражеские укрепления, повторить. Ландшафт карт не предполагает какой-либо тактики а-ля зайти в тыл или забросить кого-то с воздуха.

Рассматривая вопрос строго со стороны жанровой принадлежности, Soul Harvest — это не Dragon Age и не WarCraft, а их упрощенный аналог, причем упрощенный сильно. Но это будет неправильная постановка вопроса и вот почему.

Сюжетный приключенческий боевик

Играть в Soul Harvest действительно интересно и рассматривать её нужно как сюжетный, фэнтезийный приключенческий боевик. Именно сюжет играет первую скрипку, он хорошо продуман и прописан, а элементы RPG и RTS подключаются только в нужные моменты времени.

Все начинается на глобальной карте, по которой игрок путешествует со своим отрядом, что сопровождается информационными сообщениями (кого встретили в дороге, что задержало или ускорило движение и так далее), создающими эффект присутствия. Мест на карте много, все они созданы вручную и почти не повторяются, что не дает заскучать.

Задачи в реальном времени разделяются на два типа, в зависимости от размера карты. На маленьких и, часто, кишкообразных уровнях предлагают использовать RPG-механику, чтобы убивать скопления вражеских NPC, набирать очки опыта и уровни. В такие моменты много диалогов и просто комментариев.

Геймплей по стандарту: нужно правильно выбрать сопартийцев (рыцарь танкует, маг наносит основной урон, лучники поддерживают), занять удобную позицию, накидать пассивных усилителей и активно применять способности героев.

Второй вид задач совмещает RPG-составляющую первого типа с управлением юнитами и строительством базы из RTS. Сообразно перестраивается карта — элементы RPG проходит на узких тропах и ущельях, а для RTS действие перемещается в долины, луга и леса, где развертывается база.

Сам переход плавный — есть, чем заняться как героям, так и солдатам. А применяя способности и тех других, получаем преимущество на поле боя. Да, особой глубиной RTS-механика не блещет, но она вносит разнообразие и хорошо показывает размах боев.

По этой причине, собирать ресурсы, прокачать базу и отряды до упора необязательно и даже ненужно. Разработчики стимулируют игрока шевелиться — не откладывать со сбором армии, быстро захватить точку, восполнить потери, перейти к следующей задаче.

При этом не забывайте, что все завязано на сюжете — вы не строите армию только ради армии и не набираете уровни только ради еще более мощных заклинаний, они лишь служат инструментами продвижения вперед. Именно все в комплексе — сюжет, RPG и RTS формируют увлечение этой игрой.

Графика, звук и управление

Soul Harvest выглядит гораздо лучше оригинала и дело не в обновленных текстурах и подкрученных эффектах. Дело в проработке локаций и юнитов. О первом мы уже вкратце сказали — они подстраиваются под задачи игрока, меняют свои формы и размеры.

Но к каждой локации дизайнеры очень взвешенно, все выглядит гармонично, естественно и так, как и положено в добротном фэнтези.

Художники же озаботились костюмами для юнитов и разнообразили их внешность. В игре теперь четыре фракции и юниты каждой из них визуально отличаются, что хорошо во время жарких RTS-замесов. Устранение одного из главных недостатков SpellForce 3 мы считаем большим плюсом в копилку аддона.

Понравилось и то, как разработчики подошли к общей стилистике RTS — они взяли проверенные Blizzard решения и воплотили их даже на более высоком уровне. Именно поэтому аддон выглядит похожим на WarCraft.

Отдельную похвалу заслужили люди, занимавшиеся озвучиванием персонажей (доступна английская речь) — во время прохождения прямо ощущаешь их эмоции и тональность голоса, причем каждая раса имеет свой акцент или хоть какое-то звуковое отличие. Не хуже поработали авторы саундтрека (мелодии Soul Harvest действительно очень приятные на слух) и звукорежиссеры — игра прямо звучит во время прохождения.

Есть, конечно, и недостатки. Главным из них мы считаем управление, которое очень неудобно, если не уметь в микроменеджмент и не помнить комбинации клавиш. Мышь еще более-менее тянет управленческую нагрузку в RTS-режиме, однако совершенно непригодна в динамичных (и жестких!) боях в RPG-режиме.

Разработчики даже вернули классические для SpellForce элементы, вроде общей полоски умений сверху экрана, но это не очень помогло. Приходится отводить взгляд на клавиатуру для раздачи приказов, параллельно прокликивая героев и направляя умения на врагов.

Стоит замешкаться и примененные в разнобой способности приведут к смерти отряда. А случается такое часто — просто не хватает паузы, чтобы перевести внимание и оценить обстановку, приходится хаотично нажимать на все подряд. Вдобавок, герои плохо слушаются приказов, применяя их не вовремя либо уходя в обычную атаку.

Это еще не конец?

В материале мы специально не стали расписывать все новшества и изменения аддона — они значительны, но все вместе формируют общее впечатление. И оно действительно положительное, давно к нам на обзор не попадал такой необычный проект от крупного издателя. А поскольку мы не играли в SpellForce 3, то имеем незамутненный взгляд на аддон.

У потенциального покупателя впечатления будут положительными, если он будет правильно понимать суть Soul Harvest — как приключенческого боевика в фэнтезийном мире, в котором RPG и RTS элементы подключаются по мере необходимости развлечь игрока. Не нужно покупать игру только ради RPG или RTS, она не про это.

Soul Harvest — не какое-то очередное DLC, это самостоятельный и комплексный продукт, продуманный с разных сторон. Тут и достаточно протяженное прохождение (не менее 20 часов), на протяжении которых игрока в тонусе поддерживает сюжет, выполненный на твердую четверку, а также элементы и из других жанров, не только RPG и RTS.

Даже если вы играли в SpellForce 3 и остались недовольны, то приглядитесь к Soul Harvest повнимательнее, поскольку разработчики действительно учли критики у исправились. В конце концов, это все еще PC-эксклюзив.

Сюжет
8.0
Управление
6.0
Звук и музыка
10
Мультиплеер
7.0
Геймплей
9.0
Графика
9.0
8.2 / 10
Для фанатов, аддон Soul Harvest – это доверие, которое удалось вернуть после SpellForce 3 и покупать его определенно стоит. Всем остальным можем рекомендовать аддон, если вы хотите красочное фэнтези с интересным сюжетом и необычным геймплеем.
Плюсы
— Живая озвучка и хороший саундтрек
— Проработанная игровая вселенная и крепкий сюжет
— Проработанные и запоминающиеся своей красотой локации
Минусы
— Однозначно неудобное управление
— Мало юнитов в стратегической части
— Избалованные фэнтези игроки найдут мир Soul Harvest слишком стереотипным
Комментарии 1
Оставить комментарий
5 лет
Спелфорс уже не торт...
Ответить