После дилогии Total War: Warhammer, созданной по лицензии Games Workshop, трудоголики из Creative Assembly наконец-то выпустили «историческую» Total War. Сага Thrones of Britannia предлагает объединить Англию, Шотландию, Ирландию и Уэльс в единое королевство!
После анонса игры многие фанаты творчества Creative Assembly ошибочно приняли ее за долгожданный Medieval 3 — глобальный военный симулятор средневекового правителя. И вроде бы сходства есть: феодальные распри, северно-европейские фракции и даже любимые юниты из раннего средневековья бодро крошат друг друга на полях сражений…
На деле же Total War Saga: Thrones of Britannia больше похожа на Kingdoms — дополнение к Medieval 2. Прежде всего потому что посвящена конфликту на относительно небольшой территории Британии, как и в одной из кампаний «Королевств». Даже участники по большому счету те же: Англия, Ирландия, Шотлания, Уэльс и Норвегия в лице викингов-рейдеров.
Действие «Тронов Британии» разворачивается в 878 году, сразу после того, как английский король Альфред Великий одержал победу против армии викингов. Последние хоть и проиграли генеральное сражение, но с островов не ушли, закрепившись на побережье. Все это не могло не повлиять на расклад сил в устоявшейся феодальной системе.
Многочисленные царьки увидели маленькое, но очень заманчивое окно возможностей и принялись делить между собой территорию, строить пирамиду феодально-вассальных отношений и, конечно, плести интриги. Результат хорошо известен тем, кто не прогуливал историю в школе, но серию Total War любят как раз за то, что она позволяет пересмотреть итоги.
Несмотря на то, что историческая диспозиция 878 года была воспроизведена с максимально возможной точностью, сюжет не запрограммирован. Есть лишь отдельные моменты по типу очередного вторжения викингов, но в остальном игрок сам строит путь своего государства. Как и всегда, любители альтернативной истории будут в восторге!
Creative Assembly остаются верны добрым традициям франчайза — в Total War Saga: Thrones of Britannia игровой процесс протекает в двух основных режимах: глобальная карта с пошаговой системой и сражение в режиме реального времени. Выбрав приглянувшееся королевство, новоиспеченный монарх попадает на Британские острова.
В то время как в Medieval 2 вся обозначенная местность помещалась в пределах нескольких регионов с 5-7 поселениями в каждом, в новой игре масштаб гораздо, гораздо меньше — с точностью до отдельных деревень. Глобальная карта разделена на провинции и, если верить пресс-релизу от разработчиков, по своим размерам в 23 раза больше аналогичной территории из прошлой «исторической» Total War: Attila.
Геймплей на глобальной карте в целом похож на то, что обычно можно увидеть в играх серии: для победы необходимо управлять армиями и улучшать подконтрольные поселения, защищая их от набегов неприятеля. Последних может быть действительно много, потому что на старте кампании карта больше напоминает одеяло, сшитое из десятков лоскутов.
ИИ-противники отчаянно грызутся между собой, постоянно размениваясь территориями. А все потому, что в «Тронах» удерживать территорию довольно трудно: укрепления в каждой провинции имеет только город, в то время как окрестные деревеньки можно занимать буквально одним полководцем и его телохранителями.
С самого начала игры нужно уделять внимание дипломатии: заключать договора с одними соседями и получать право прохода от других, чтобы добраться до тех, с кем договориться не получается. Большую роль в играет вассальная система: часто противника проще не стирать с лица земли, а «закабалить» его, превратив в государство-марионетку.
Периодически происходят различные интерактивные события. Игроку предлагается несколько вариантов разрешения той или иной ситуации, каждый выбор имеет последствия. Есть и традиционный для серии менеджмент фракции: можно довольно тонко настраивать налоги и курс развития технологий, а также влиять на формирование династического древа.
Thrones of Britannia несет в себе довольно мало новшеств, особенно для тех, кто много времени провел в Total War: Attila. Но кое-какие заметные отличия есть. Например, в игре оформилась новая система условий победы. Если раньше игрок мог выбирать между быстрой и долгой кампанией, то теперь ему доступны еще и 3 способа достижения победы:
Для одержимых прохождением на 100% есть так называемая «Абсолютная победа». Для ее достижения нужно выполнить условиях всех других побед, что растягивает прохождение еще добрые 20-30 часов.
Правда, интереса в этом довольно мало: став самым крупным государством, нет ничего сложного в том, чтобы «зачищать» целые королевства через «автобой».
Наконец-то Creative Assembly пересмотрели довольно спорную систему сбора и снабжения войск. Теперь найм всех отрядов происходит мгновенно, ждать по несколько ходов не нужно, но нанятые войска имеют неполный состав (примерно 10%). Воевать ими сразу — форменное самоубийство, но зато полководец с армией сразу может выдвинуться на позиции.
Появилось снабжение армии. Это такой условный запас еды и всей необходимой в походной жизни экипировки. Если снабжения нет, то армия несет потери, поэтому нужно периодически останавливаться у союзных поселений или грабить все остальные. Большого влияния на игру это не оказывает, но теперь менеджмент армии стал чуточку более логичным.
Феодализм в игре имеет вполне конкретную реализацию: каждый член семьи, полководец и государственный деятель имеет параметр верности. Если он опускается до минимума, то «предатель» организовывает бунт в одной из провинций. Чтобы задобрить соратников, приходится делиться с ними захваченными поместьями, оставляя себе лишь малую их часть.
Еще в Total War Saga: Thrones of Britannia есьть лаконичная система развития персонажей. Каждого можно «прокачать» до 10 ранга. При этом при каждом повышении он может улучшить одного из участников своей свиты. Например, для небольших рейдерских отрядов отлично подойдет интендант, который увеличивает количество очков перемещения по карте.
Когда дипломатия бессильна, в ход идет насилие. Его в игре предостаточно: практически постоянно игрок участвует в нескольких военных конфликтах: то нужно срочно «оттяпать» кусок территории у зазевавшегося соседа, то нужно спасать незадачливого вассала, который стал жертвой заговора, то нужно отбиваться от очередного вторжения викингов.
Как и раньше, в бою могут участвовать очень большие армии, по несколько тысяч бойцов с каждой стороны. В силу того, что в игре представлена эпоха раннего феодализма, часто сражения происходит между группировками по несколько армий в каждой, потому что практически каждый уважающий себя правитель имеет парочку вассалов.
Сражения имеют разные условия победы в зависимости от контекста: обычное побоище в чисто поле, осада крепости или морское сражение. Баланс устроен по принципу «камень-ножницы-бумага», когда одни типы юнитов имеют преимущество перед другими, но уязвимы перед третьими. В этом отношении «Троны Британии» — это типичный представитель серии.
Принципиальных отличий мало: при защите поселения игрок может расставить баррикады, а в глуши можно найти настоящие болота, где очень удобно держать оборону. Действие погодных эффектов теперь строго формализовано. Ну и деревья загораются при использовании зажигательных стрел, но никакого видимого влияния на игру это не оказывает.
Сражаться можно не только в одиночном режиме, но и по сети. Тут все по-старому: можно играть по сети кампанию, но это так долго, что со случайными людьми из сети доиграть что-то практически невозможно. Поэтому остается биться на отдельных картах с одним или даже несколькими противниками. Но без глобального режима смысла в таких боях мало.
Total War Saga: Thrones of Britannia работает на том же движке, что и все другие части, начиная с Rome 2. С одной стороны, это хорошо, потому что технология уже хорошо «обкатана», за 50 часов игры не было ни одного вылета или сбоя в работе. Все работает как часы, и при этом довольно быстро грузится. С другой стороны, графика перестала удивлять еще в 2015 году, когда вышла Attila.
Особенно грустно наблюдать все ту же картинку после роскошной Total War: Warhammer. Тамошние 3D-модели и анимации были великолепны, благодаря чему графика в целом казалась на порядок лучше. Но это еще полбеды, ведь разработчики Creative Assembly в очередной раз заявили заниженные системные требования.
В рекомендуемых системных требованиях значится связка Intel Core i5-4570 и Nvidia GeForce GTX 770, при этом указывается, что этого «железа» хватит, чтобы наслаждаться игрой в разрешении 1080p. На деле же счетчик кадров в секунду в большинстве сражений будет болтаться на уровне 30-40 FPS, что неприемлемо в 2018 году.
Более того, даже на более мощных конфигурациях падений производительности не избежать. Например, на I7-4790 в связке с GTX 1070 Ti игра то и дело проседает до 45 FPS во время боев с участием 5-6 тысяч юнитов. Возможно, это слишком уж жесткая «придирка», но по факту это банальное несоответствие заявленным системным требованиям.
В отношении звука все традиционно хорошо: разработчики записали для игры целый ряд композиций, стилизованных под британскую этническую музыку. Боевые барабаны, фанфары и мощные оркестровые партии отлично сочетаются с происходящими в игре событиями, а русская озвучка реплик практически не уступает оригинальной английской.
Серия игр Total War уже много лет получает все новые и новые игры. Каждая новая часть привносит что-то свое, но при этом основная формула успеха остается неизменной. Creative Assembly вновь сделали это: взяли концепт Rome 2, что-то убрали, что-то добавили. Принципиальных изменений мало, но вот ведь странная штука — в это все равно интересно играть!
Да, Total War Saga: Thrones of Britannia — это не Medieval 3, а скорее аналог Attila. Нет ни соответствующего размаха, ни новой графики, ни значимых геймплейных особенностей, однако уровень исполнения достаточно высок, чтобы рекомендовать игру всем фанатам серии и просто любителям хороших глобальных стратегических игр.