Иногда среди плотного потока AAA-игр, которые не всегда отвечают возложенным на них ожиданиям, а также многочисленных инди-проектов различной степени качества и пародийности, находится место и небольшим, но крайне любопытным играм, которые могут содержать в себе, казалось бы, несовместимые компоненты. Одной из таких игр, разработанной мастерами из Landfall Games, и является Clustertruck.
Помните ли вы то время, когда скорость передвижения в играх от первого лица была высокой, а местная реализация векторной алгебры была таковой, что позволяла в распрыжке или диагональном стрейфе достигать скоростей суборбитальных космических аппаратов? Скучаете ли вы по этим временам? Тогда добро пожаловать в Clustertruck!
Наверняка каждый из нас в своём детстве принимал участие в одной нехитрой игре — «пол — это лава». Подумали-подумали Landfall Games, да и взяли концепт этой игры за один из компонентов.
Посмотрели они, подумали, и решили — нет, чего-то не хватает. И после этого добавили щепотку другого компонента. Впрочем, даже целую совковую лопату. И стало практически всё, кроме небольших платформ на земле, — лавой. И другие платформы, но более крупные, и деревья, и камни, и горы.
Нет, всё же чего-то не хватает. И повысили разработчики градус абсурда, сделав безопасные платформы — грузовиками прямиком с автобанов, которые, к тому же, ещё и стремятся развить скорость выше 100 км/ч.
А вишенкой на этом торте безумия стали разнообразные ловушки, начиная от простых балок на уровне лба, которые так и стремятся сделать игрока то ли известным мальчиком-волшебником, то ли не менее известным всадником, заканчивая огнемётами и молниями, которым бы позавидовал сам Тесла.
Игрок берёт на себя роль некоего «нечто», которое со стороны (в режиме гонки против своего призрака) выглядит как этакий футуристичный парящий шарик. Цель проста — из точки «А» попасть в точку «Б», при этом ваш путь будет прокладываться в основном по крышам движущихся грузовиков и по воздушному пространству.
С самого начала разнообразие небольшое — одинарный прыжок, ходьба и бег. Интересности привносятся по мере накопления очков, на которые игрок может открываться способности и умения. Например, двойной прыжок, чтобы оттолкнуться в нужный момент прям от невидимой сподручной платформы. Или, скажем, кошка — чтобы подтянуться к какому-либо интересующему объекту в лучших традициях экшенов. Выбор большой: и замедление времени, и призыв из ниоткуда грузовика, и реактивный ранец с телепортом — хватит каждому игроку, чтобы настроить геймплей под себя и с отличным результатом пройти очередной уровень.
Имеющаяся кампания проведёт игрока по десятку различных зон — прямо как в старых добрых играх с портативных консолей про синего ежа. Каждая зона насчитывает десяток же уровней, от менее сложных к более сложным. Ловушки везде разные, разное и окружение с музыкой. О последней поговорим позже.
Кампания хотя и включает целую сотню уровней (и это не говоря о сезонных наборах, вроде недавнего набора на Хэллоуин), не всех создателей уровней стоит похвалить за их создания — признаться, некоторые отличаются такой нелогичностью, что руки невольно тянуться к поисковой строке, чтобы глянуть прохождение и испытать удивление.
Если бы всё ограничилось только встроенными уровнями, то игру можно было бы считать мертворожденной — лишь только некоторые крупные компании могут позволить себе регулярно выпускать наборы новых уровней. В играх от компаний поменьше уровни создаёт само сообщество — как в данном случае.
Этому способствует встроенный редактор, который достаточно хорошо организован и вполне интуитивен, а также полная интеграция с мастерской Steam. Тысячи уровней из всей радуги разнообразия, созданные игроками и для игроков — это плоды подобного подхода.
Как и во множестве инди-игр, игра поставляется с приятным и подходящим саундтреком (который, к слову, можно приобрести отдельно, если игра вам всё же не по душе). Звуковое оформление ненавязчивое и вполне добавляет живости местному взрывающемуся и разрушающемуся окружению.
Графика минималистична, в цветах текстур преобладают пастельные тона с отдельными вкраплениями цветов более агрессивных оттенков в зависимости от текущего окружения, картинка щедро приправлена шейдерами. Но свою роль она выполняет — сознаёт необходимую атмосферу и не отвлекает от геймплея.
Clustertruck — прекрасный пример того, какими должны быть небольшие современные игры. Достоинства, связанные с игровым процессом и получением удовольствия от него, всецело перевешивают те немногие недостатки, которые скорее связаны с нагрузочным наполнением игры.
Здесь на первое место ставится геймплей и социальная составляющая. Прекрасно выверенный первый пункт фактически гарантирует исправное выполнение второго — история имеет свои подтверждения, когда контент для игр создаётся и спустя не один десяток лет, благодаря чему игра продолжает жить и жить.