В последнее время в Steam выходит много инди-игр. Их доля составляет уже практически 60 % от всего предложения интернет-магазина и продолжает расти. В сегодняшнем обзоре речь пойдет о настоящем долгострое по меркам инди — point'n'click-головоломке Armikrog. Проект успешно прошел Kickstarter-кампанию, собрал 1 000 000 $, и находился в разработке два года.
Как следовало из нашей анонс-новости, Armikrog должна была стать увлекательной адвенчурой с множеством point'n'click-моментов. В центре повествования исследователь Томминавт и его говорящий пёс Клюв-Клюв. По сюжету, герои потерпели крушение на неизвестной планете и оказались запертыми в крепости под названием Армикрог.
Нам обещали милых и необычных персонажей, уникальные миры, интригующий сюжет, заставляющие напрячь мозги головоломки, великолепную анимацию и тонны пластилина.
Увы, но ни одно из обещаний разработчиков не сбылось. Armikrog радует своих покупателей только первые 5-10 минут, пока не кончатся 6 роликов в первой комнате-головоломке, а последующее прохождение представляет собой ледяной душ из самых неудачных идей, которые только можно было собрать в одном месте.
Самая главная проблема Armikrog — невозможно понять, что делать дальше. Необходимые предметы хитро замаскированы, так, что глаза выколешь, пока их найдешь, головоломки заставляют напрячь указательный палец правой руки, а не мозги, а порядок действий нигде не фиксируется, поэтому приходится или записывать, или идти по гайдам — в Armikrog нечему зацепиться в памяти.
Игра использует штатный курсор Windows, поэтому, когда вы шарите глазами по уровню в поисках чего-то полезного, определить местонахождение этого полезного не представляется возможным. Будь у игры фирменный курсор, процесс ее прохождения упрощался бы и не вызывал лишних вопросов — достаточно было внимательно поводить мышкой по уровню и найти недостающий элемент.
И ведь нельзя сказать, что разработчики придумали что-то сверхъестественное — мы ищем рычаги, двигаем предметы или двигаемся сами. И все. Геймплей также убивает отсутствие инвентаря и каких-либо заметок, равно как и списка задач — все нужно держать в голове…
С другой стороны, будь все вышеперечисленное реализовано, прохождение Armikrog ускорялось бы в несколько раз и ее можно было бы молниеносно пройти с первого раза, без поиска решений очередного затыка в интернете. Да, вы все правильно поняли, Armikrog очень короткая игра, на которую уйдет часа 3, если все делать самому и час, если иметь под рукой хороший гайд.
Отдельно хочется отметить уровень загадок. Касается это, например, мелодии для младенца, которую нужно трижды (!) проиграть в одной и той же последовательности. Или постоянное требование собрать какой-нибудь паззл, состоящий из 3-4 сегментов и решаемый простым перебором за 2 минуты. Уровень этих «загадок» предназначен для детей дошкольного возраста, поскольку не требует от более взрослого игрока даже поразмыслить.
А главное разработчики приготовили на конец — чтобы завершить игру надо будет снова бегать по большинству уровней, чтобы отпереть защитный купол. А потом снова придется пробежаться по уровням, если вы в начале игры не включили одну лампочку…
В техническом аспекте все тоже не идеально. Несмотря на обнаруженные разработчиками проблемы и баги, решение которых сдвинуло релиз игры на три недели (!), их все равно не отловили полностью и люди, заплатившие за нее деньги два года назад, получили проблемы с выполнением квестов и дальнейшим прохождением из-за отсутствия необходимых частей.
Версия 1.01 выглядит более играбельной, однако назвать ее готовой все равно нельзя. Периодически пропадают рычаги и детали, не сходятся случайные элементы, вроде картин, разбросанных по комнатам, с контрольными панелями, на которых эти самые картины нужно вводить в правильной последовательности, не работает трижды повторяющийся квест с младенцем.
Без трусов можно остаться еще и потому, что не всегда перезапуск игры решает проблему с зависнувшим квестом и приходится начинать все с начала. Добавьте к этому то, что не всегда понятно, этот предмет не берется из-за бага или же он вообще элемент дизайна, а не квеста.
С визуальной точки зрения, Armikrog определенно не хватает звезд с неба. Понятно, что для аркады в жанре point'n'click с элементами головоломки, графика не критична и кажется, уже можно делать скидку. Однако дизайнеры проекта ничуть не постарались сделать симпатичную игру, или же у них какие-то крайне извращенные вкусы.
Отсутствует единый стиль, переход из комнаты в комнату может быть сравним с перелетом из Африки в Америку, а сами локации выполнены крайне неряшливо, с посылом «на отстань». Главные герои и вовсе выглядят плохо — они не проработаны и практически не анимированы, а ведь их должны были сделать лучше.
В качестве примера симпатичной аркады можно привести LittleBigPlanet 3, в которой каждый уровень гармонично вплетен в общую канву повествования и строго выдержан в общем визуальном стиле. Сами персонажи тщательно проработаны и анимированы, что вкупе не вызывает ни капли отторжения. С Armikrog же все наоборот.
В общем, по прохождении Armikrog возникает стойкое впечатление, что разработчики затолкали игрокам в рот пластилин, а затем заставили его пережевать — иначе передать те крайне скверные ощущения и крайне негативный игровой опыт от Armikrog невозможно.
Поэтому хочется предостеречь от покупки этой игры — по вышеуказанным причинам она неиграбельна без дополнительных материалов вроде видео или хотя бы гайдов с подробными скриншотами.
Кстати, контрольный выстрел в пластилиновую голову главного героя делает локализация на русский язык, а точнее ее полное отсутствие. Не было переведено примерно 60 % диалогов и роликов, хотя то, что есть, переведено качественно.
С учетом того, что англоязычные покупатели сами с трудом переваривают своеобразную подачу игровых ситуаций, русскоязычным игрокам из-за пробелов в переводе повествования все становится вообще не понятно.
В титрах Armikrog указано, что над игрой работало 100 человек. Игра собрала 1 000 000 $ и возникает логичный вопрос — чем, черт подери, все эти люди только занимались? Потому что, похоже, над игрой работало два индуса-программиста и один кореец дизайнер.
Сколько времени у разработчиков уйдет на доведение всех имеющихся проблем до ума? И главное, почему они не справились с этими ошибками раньше? Впрочем, и без этого Armikrog запомнится примитивными квестами, тупейшими загадками, отсутствием юмора и какого-либо сюжета.
А уже стилистикой игра вывозит на минимум 5/10.