Не стоит напоминать, что каждый год Electronic Arts выпускает очередной «лучший футбольный симулятор» и тратит на PR-кампанию огромные средства. Но если раньше разработчики из EA Sports хотя бы пытались сделать значимые изменения, пусть и ошибочные, то в FIFA 15 они даже не старались.
Electronic Arts можно понять. Лицензия от международной федерации футбола стоит очень дорого, а дополнительные соглашения вроде добавления той же английской премьер-лиги в полном объеме могут принести издателю одно разорение. Вот и приходится выпускать практически одну и ту же игру каждый год, не ведя разговоров о каком-то мистическом «next-gen».
Но с FIFA 15 история немного другая. Изначально ее позиционировали как доработанную и доведенную до ума FIFA 14, с новыми геймплейными фишками, вроде усиленных вратарей. Прошлогодняя FIFA порадовала заметно обновленным движком и другими фишками, так что обещания разработчиков казались исполнимыми. В итоге ЕА затратила минимум усилий, чтобы перекрасить «фасад» давно известной игры, даже не заглядывая на «задний двор».
Многие фанаты простили бы и такой подход, если бы разработчики смогли выпустить отполированную до блеска игру с оптимальным балансом. Увы, за 1 500 рублей мы увидели аттракцион из багов наполовину с кривым игровым балансом, и спустя полтора месяца после релиза FIFA 15 не радует ни физикой, ни тактикой действий, ни балансом.
Взять хотя бы геймплей. Если раньше на среднем уровне сложности требовалось осваивать приемы дриблинга и острых близких ударов по воротам, поскольку оборона легко ловила спринтеров, то теперь все наоборот. Нужно просто рвануть быстрее других и вы останетесь один на один, поскольку оборона бегает медленно, а сама ситуация не зависит от уровня сложности.
Тотальное превосходство нападения на этом не заканчивается. Любой выход один на один и удар с дальней дистанции гарантирует гол, поскольку вратарь просто стоит, не предпринимая действий. Лишь изредка он может попытаться взять мяч, зато удары вблизи почему-то им блокируются намного чаще. Контроль над мячом осложнили и это правильно, а вот физика мяча порой сходит с ума, заставляя его двигаться в невозможных направлениях. Эта непредсказуемость дорого обходится обеим сторонам.
Неадекватное судейство перекочевало из прошлой части в полном объеме. Даже за небольшую борьбу вас могут покарать желтой карточкой, в то время как соперник совершенно спокойно подрезает и толкает. В ряде моментов вместо красной карточки судья даже нарушения не видит, или же чистая игра в мяч приводит к назначению пенальти.
О вратарях в FIFA 15 говорили много, и фанаты продолжают спорить до сих пор. Верно одно — EA Sports до сих пор не смогла сбалансировать их действия. Один матч вратарь может тащить невозможные казалось-бы мячи, вытаскивая из их чуть ли не из «девятки», а следующий безбожно спать, пропуская даже прямые удары. Чем выше уровень вратаря — тем хуже он играет и до сих пор это не исправили!
Но в одном все попробовавшие FIFA 15 сходятся — разработчики явно консультировались с тренерами американского футбола, а не европейского. В игре теперь намного больше борьбы между футболистами, красивые и даже зрелищные столкновения. У заявленной фишки «эмоций» регулирующей настроение футболистов, видимо, свой эмоциональный режим — иногда она влияет на геймплей, а иногда нет.
Зато влияние нового движка на графику чувствуется прямо как в Call of Duty! FIFA 15 даже на консолях выглядит лучше, чем прошлогодняя FIFA 14, а имевшие место проблемы с подтормаживаниями на мощных компьютерах были быстро исправлены.
Начинается все с редактора Game Face, в котором можно сделать виртуального футболиста полностью похожим на себя или даже лучше — поставить смуглый загар или бледную «вампирскую» кожу. Еще вас обрадуют обновленные меню, ставшие намного более логичными в версии для РС.
Попав на стадион, чувствуется его атмосфера и, если угодно, «жизнь». Они, словно гигантские невероятные чудовища, кричат и стонут, радуются и плачут. Тут все было улучшено путем обширных инвазий полигонов в модели здания, охраны, телеоператоров, помощников, болельщиков, игроков и так далее. Также запоминаются предматчевые заставки, лица игроков в разных игровых ситуациях.
Еще одно графическое новшество — форма от использования пачкается, газон портится, а если идет дождь, то будут заметны лужи на поле и брызги от бутс футболистов! Видно даже как грудная клетка вздымается после затяжного рывка. Во время подката можно запросто «порвать» газон и будет видно, как ошметки земли летят во все стороны.
Разработчики смогли реализовать визуальные различия качества футбольного поля у разных клубов. Дорогие команды держат свой стадион в идеальном порядке, тогда как команды из провинции этим не занимаются. Как результат, поле на таком стадионе все в неровностях и залысинах.
Сетевой режим превратился в одну сплошную лотерею. На консолях такой проблемы, видимо, нет, но вот РС-игроки страдают из-за невозможности выбрать игрока с нормальным пингом. А лагает игра у очень большого числа покупателей. Это проблемы с серверами или косяк системы подбора игроков неизвестно, но от мультиплеера ждешь совсем другого! Мы платим немалые деньги за то, что в сети можно нарваться на слайдшоу с частотой кадров 1 в секунду.
Это очень неприятно, но факты — вещь суровая. Серверы могут и зависнуть, в результате чего легко потерять начисленные после матча бонусы. Может быть, тут есть и корыстный умысел. Чаще лагающих игроков попадаются «супервип-премиум» пользователи, влившие валюту ради открытия самых лучших футболистов. Баланс летит к черту, а играть против такого прокачанного игрока очень трудно.
А ведь должно было быть наоборот — опытный игрок мог сдерживать дриблинг, бесконечные угловые, пасы верхом и навесы самой топовой команды просто за счет своего скилла. Но с упрощениями в геймплее FIFA 15 это уже не нужно — комбинации игроки не разучивают, поскольку лучшая тактика после рывка — возить соперника у ворот в поисках возможности резкого прямого удара.
Во время матча дикторы шутят, подкалывают игроков и друг друга, резво комментируют острые ситуации и затяжные осады, ну а фишкой стало прямое включение из другого матча. Приятно слышать, как твои конкуренты терпят поражение.
Все это, конечно, прекрасно, если у вас английская версия игры. В российской все те же Розанов и Соловьев, ваши комментаторы, на прекрасном стадионе, где происходит встреча двух замечательных команд и вы это знаете ребята. Уже даже не вспомнить, сколько лет эту озвучку просто копируют, причем издателю хватило наглости просить за это все до копейки.
Режим карьеры в одиночном режиме очень скучен и, кажется, не менялся со времен FIFA 13. Его тоже скопировали, только вот страдают от этого все покупатели, а не только русскоязычные. Похожая судьба и у «Сезонов» — это один в один копия из FIFA 14.
Но есть и однозначные плюсы — у небольших футболистов теперь больше шансов пройти широкоплечих атлетов, которым надо больше времени на набор скорости. Управление командой стало похоже на PES благодаря позаимствованной идее с шестиугольником. Помимо более тонкой расстановки футболистов, вы можете задать больше тактических настроек для каждого из них, выставив параметры атаки, защиты и поддержки в пару кликов.
Electronic Arts в текущей ситуации нужно думать, как остановить конвейер по выпуску FIFA-игр, пусть даже и с потерями каких-то клубов, иначе пользователи начнут оценивать ее отрицательными величинами.
А с таким подходом к покупателям как сейчас, удержать серию на плаву не удастся, сколько денег в рекламу не вливай. Особенно это касается версии игры для России, которая, похоже, вообще не будет прогрессировать в ближайшей перспективе.
Изменения в игровом процессе FIFA 15 не оправдывают никаких ожиданий старых фанатов, привыкших к тому, что мало просто бежать по прямой к воротам, а нужно использовать финты, дриблинг, пасы верхом и весь арсенал движений современных футболистов. Впрочем, впервые начинающие играть в футбольную аркаду найдут такой подход удачным — думать то не нужно!
https://youtu.be/TPytXTQcn5g